Ледяная купель

Арнольд Малыгин
Однажды, в разговоре со своим другом Александром рассказал ему, что в лесу встречаются глухие озёра, и я намеревался половить там карасей. Водятся  в этих озёрах караси, я не знаю, но проверить хотелось. Рассказал ему о своих неудачных попытках на одном из озёр, когда у меня лопнула лодка. Он мне посочувствовал, пожурил меня за неосторожность. Сказал, что у него есть одноместная резиновая лодка, и можно совершить это интересное мероприятие. Только поедем  в другое место, где есть озёра, а недалеко солонец, который он мне покажет. Договорились о дне поездки, собрались и поехали. От Неверской трассы добирались до озёр пешком. Вдвоём не так тяжело идти. Один нёс лодку, другой остальное снаряжение. Саша мастер рассказывать различные охотничьи истории, чем и развлекал меня, отвлекаясь от однообразного пути.


Шли они с племянником по лесной дороге, как вдруг на неё выскочил дикий олень. Племянник от неожиданности сдёрнул с плеча ружьё и, почти  не целясь, выстрелил. Олень рухнул замертво на дорогу. За ним тут же вылетел на дорогу волк и, моментально развернувшись, почти на месте, заскочил обратно в лес. Казалось, глаза его были вытаращены от удивления и страха. От сильного толчка ногами, полетели комья земли. В зубах ощущался вкус свежей оленины, а тут такой грохот. Есть от чего ему так сильно испугаться. Олень оказался очень жирным. На задней части спины, сала на четыре пальца. Но если бы они знали, что за оленем выскочит волк, то предпочли бы застрелить его.


Так с разговорами, с весёлым настроением пришли мы на наши озёра. Середина большого озера была ещё во льду, но имелись большие закраины. Накачали лодку, разобрали сеть, уложили её поперёк лодки. Оставалось заплыть, и установит её. Плыть решил я. Так, как сеть занимала середину лодки, я осторожно сел на задний борт. Начал потихоньку грести от берега. Для того чтобы быстрее отплыть, Саша решил меня подтолкнуть. Взял длинный шест и стал толкать меня сзади. Не рассчитал силы и толкнул меня так, что лодка опрокинулась. Лодка падает назад. Я валюсь на спину, ухожу под воду. Лодка и сеть накрывают меня. Успеваю только набрать большую порцию воздуха. Когда ещё вынырну? Надо мной тёмное пятно от лодки, сеть на мне. Плавными движениями только кистями рук, чтобы не запутаться, выгребаю на поверхность и хватаюсь за лодку. Максимум по спасению выполнено.

Саша испугался больше меня. Чувствует свою вину, и переживает за меня. Мечется по берегу. Что-то надо предпринять? Поднимает этот злосчастный шест, и пытается его мне подать. Неожиданно срывается с берега, и с головой уходит под воду. В отличие от меня, такая метаморфоза с ним происходит впервые. Он очень сильно испугался и растерялся. Глаза большие, пытается забраться на плывун, но не получается. Под плывуном глубина, ногами оттолкнуться не от чего. Поднимется немного и опять срывается. Так происходит несколько раз, и каждый раз уходит с головой под воду.  Смотрю, Саша мой, делает что-то неправильно. В его спасении очень сильно заинтересован и я. Его спасение, это моё спасение. Что есть силы, кричу: «Саша! Саша! Слушай меня!» Я со стороны, хоть и нахожусь в воде, оценил обстановку. Мне хорошо, держусь за лодку, больше под воду не уйду. Саша успокаивается, держится за плывун, прекращает судорожные движения и смотрит на меня. Плывун это переплетение корней травы, камыша толщиной до полуметра. Летом до воды по нему не дойдёшь, он тонет под весом человека. За зиму плывун промерзает вместе с водой, и человека выдерживает.


Я советую ему, держась за траву, перебирая руками, переместиться влево, к низкому месту.  Следуя моим указаниям, он выбирается там на берег. Половина дела сделана, отмечаю я про себя. Затем он берёт шест и аккуратно подаёт его мне.  Подтягивает меня вместе с лодкой к берегу и помогает выбраться на него. В насквозь промокшей одежде, идём к лесу. Здесь Саша мастер. Быстро разводит костёр. Я помогаю ему, подтаскивая толстые дрова. Сооружаем вешала из подручного материала и развешиваем на них мокрую одежду для просушки. Голые, как индейцы, прыгаем у костра и смеёмся, глядя друг на друга. Хорошо, что хорошо кончается, оцениваем мы наше происшествие. Сеть в этом озере мы всё же установили. Может быть, сеть стояла днём, поэтому попался только один хороший карась.


На другом озере сеть мы поставили на ночь, соблюдая все меры безопасности на воде. Это озеро сплошь было заросшее тиной. Мне даже приходилось утапливать сеть сквозь тину шестом. Как мы и ожидали, карасей в нём не было, видимо из-за тины. Зато я увидел около этого озера солонец. Саша рассказал, что раньше здесь пасли лошадей. Привезли сюда для их прикормки соль. Затем эти места забросили из-за нелёгкой доступности, а несколько мешков соли осталось. Мешки со временем сгнили, соль нашли копытные звери и поедали её. Образовалась небольшая яма по колено. Сохатые, олени, зайцы посещали этот солонец постоянно и выедали солёную землю. В подтверждение этого, на дне ямы были свежие следы лосихи с лосёнком.
Больше на эти озёра мы не ходили. Только остались незабываемые воспоминания об этом вояже.