M-M-24 Скажи-ка дядя, ведь недаром...

Игорь Кон
А давайте я не буду писать о недостатках или достоинствах этого фильма? И об актёрах ничего не буду писать. Тех ли по итогам кастинга отобрали? Справились ли они? И если да, то насколько? А если нет, то кто? Об этом без меня и поумнее меня - тоннами уже…
Я о другом поговорить хочу. О смыслах, которые в это, с позволения сказать, кино заложены. А они есть. И они именно заложены… Однако позвольте мне некоторое отступление, нечто вроде предыстории к фильму, о котором пойдёт речь.

Дело в том, что в последнее время в нашем обществе прослеживается некоторый нездоровый тренд..., и тренд этот такой: революция 1917 года вовсе никакая не революция, а совсем даже переворот. (Это разные вещи и это важно). Немыслимый, страшный, кровавый, ничем не обоснованный переворот, который совершили непонятно откуда взявшиеся большевики-сатанисты под руководством исчадий ада Ленина и Сталина. Жила вот себе здоровая, успешная, процветающая, богатеющая во все стороны Империя под чутким, добрым, мудрым, всевидящим оком святейшего Государя, а тут бац – и вторая смена…, переворот в смысле. И всё рухнуло…, в одну секунду. Империя, вера христианская, победа в Первой мировой, царственная неприкосновенность…, а обезумевший, осатанелый, обманутый комиссарами народ, бывший ранее скоту послушному и бессловесному подобный - как будто с цепи сорвался: церкви крушить начал, священников убивать, господ своих бывших… По самую глотку в кровь своих «невинных» жертв ухнул, народ-то этот, и не будет ему прощения во век…

Если вы думаете, что я утрирую, про этот вот современный тренд, то вы ошибаетесь. Самое высокое священноначалие говорит об этом с самых высоких трибун. Генеральный директор одного из религиозных федеральных каналов, вторит ему с пеной у рта, не выбирая приличествующих православному человеку выражений и на полную катушку используя свою раскрученную на всю страну внешность и возможности подконтрольного ему медиа ресурса…  Известные теле и радиоведущие трубят об этом с достойной лучшего применения периодичностью изо всех возможных утюгов и на самых разнообразных площадках. Общественные движения, монархические организации, истерические сетевые комментаторы, которые не удосужились прочитать хотя бы одного серьёзного исторического исследования по теме, но уже научились бить по клавиатуре одним пальцем…, и даже ТАМ, там-тарам, там-тарам - со снисходительной усмешкой, мол, действительно нехорошо как-то это всё тогда...

Сто лет будет, как нет с нами Ленина. Семьдесят – Сталина. Тридцать лет и три года, как нет уже и СССР. Откуда истерика? Зачем? Причём именно тогда, когда в разгаре Специальная…, когда вместе всем быть бы надо, плечом к плечу ворога мирового от родных границ отталкивать, монолитом стоять…, с гордостью вспоминая подвиги наших дедов и прадедов времён индустриализации и Великой Отечественной, черпая от них силу и непоколебимую уверенность в Победе… Но как это может быть возможно, если их всех в «сатанисты» записали?

Вот в хохляндии десоветизация и дерусофикация уже практически завершена. Снесены тысячи памятников, переименованы улицы, выкорчевана память предков… Мы с ними, получается, заодно? Одной дорогой идём? К Бандере? Власову? К тем тысячам светлоликих белогвардейцев, которые воевали на стороне Гитлера?
А когда улицы и памятники в конце концов закончились, куда копатели Чёрного моря взор свой пылающий обратили? На Церковь! Теперь уничтожают её… Господа православные активисты, вы, когда с советами боретесь, которых, кстати, давно уже и нет – того же хотите?

Так что я положительно не понимаю, чего это критики доморощенные на фильм набросились? Он-то, как раз, абсолютно в тренде! В нём всё по методичке: и кровавые чекисты, которых хлебом не корми – дай писателя свободного в дурку запереть и пытать там электрошоком; и народ быдло, который готов за модную тряпку удавить кого угодно; и гнилая, развращённая власть на квартирниках, задолго до Маргулиса опустившаяся во всё тяжкое… Сюда же немецкий язык, посредством которого общаются в фильме Мастер с Воландом, по совершенно свободному обоюдному согласию; сюда же горящая в финале Москва, перед глазами удовлетворённого, наконец-то, исторической «справедливостью» реального представителя потомков третьего рейха в роли Мессира; сюда же и всё остальное…
Плюс режиссёр, гражданин Америки – спонсор ВСУ и истинный русофоб; артисты, которых от слов «патриотизм» и «спецоперация» тошнит давно и не по-детски и наши с вами деньги, взятые из государственного бюджета и отданные, с лёгкой руки министерства культуры, на это вот всё…   

«Ведь Воланд выглядит приличнее, чем москвичи. Он дурит, но дурит с высоты своего престола, и с какой страстью в эту дурь вовлекаются люди! С какой легкостью они принимают искушения дьявола! Насколько они хуже, чем дьявол! И показать это ужасное падение тогдашнего советского человека, его нравственности, его отношения к добру и злу — к продажности, к коррумпированности, к непринципиальности — невозможно было сделать иначе, как только в рамках некоей притчи, метафизической притчи» - говорит о романе Булгакова Патриарх.
 
Первый раз мне такая трактовка произведения встречается, но допустим… Допустим и вспомним время, описываемое в книге – конец двадцатых, начало тридцатых годов прошлого века. Со времени революции двух десятков лет не прошло. Откуда же взялись все эти «ужасно нравственно упавшие» советские люди, которые либо сами родом были из высокодуховного «Третьего Рима», либо с молоком матери должны были впитать православные каноны и догматы и вести себя соответственно? Куда же у них всё делось за такой короткий срок? А было ли? А если не было, то кто виноват? А может быть эти ужасные хомо советикус ведут свою родословную с Ходынского поля, когда тысячи людей погибли в давке за кружками с изображением Императора на коронации? Что там в Евангелии про идентификацию разнокалиберного деревянного мусора в глазу говорится, своём и чужом?
Про «продажность и коррумпированность» именно советского человека – прям улыбнуло во весь рот. Сразу вспомнились великие русские писатели: Гоголь, Салтыков-Щедрин, Достоевский, Чехов… Ну право, святейшество, перечитайте…

А фильм да, злободневный. Прям в самую точку. Как предтеча для нового российского эксперимента под кодовым названием: «Целые овцы и сытые волки». Вот только так не бывает. Хоть и не учит история никого и ничему, к сожалению, но и пинать её всё же не стоит. Обязательно «обратка» прилетит. И вот тогда, чтобы продолжать оставаться сытыми, волки сначала съедят пастуха…, а уж затем перейдут и к стаду.