Интервью Марины Бабешиной

Александр Щербаков 5
Разговор фундаментальный, подводящий итоги 20-летней карьеры, богатой на драматичные сюжеты, которые даже повторить - уже похоже на фантастику. В 19 лет Марина Бабешина (Шешенина) играла основной связующей в финале Олимпиады, в 21 – выиграла чемпионат мира, но большая карьера в сборной для нее закончилась уже в 23 – после Олимпиады -2008 связующая больше на крупных турнирах не выступала. Хотя сколько сделала и увидела за свой четырехлетний период в сборной! Наблюдая, как меняется российский волейбол после прихода в национальную команду иностранного тренера и становясь самой частью этих изменений, которые используются и за пределами площадки спустя уже почти 20 лет.

Лихие повороты - и в клубной карьере. В родной «Уралочке» Марина становилась чемпионом, была капитаном, но больше всего титулов выиграла в московском «Динамо», где…чаще стояла на замене. Кстати, карьеру она заканчивала дважды. Сначала – весной 2021-го, после завершения контракта с московским клубом.

Идею обстоятельно поговорить мы впервые обсудили еще тогда, но состоявшаяся под Новый 2022-й год наша беседа требовала тщательной доработки, а комбинация событий и обстоятельств повторный сеанс связи беспощадно отодвигали. За это время Бабешина добавила в клубную карьеру половину сезона в краснодарском «Динамо», карьера мужа (главного тренера «Кузбасса» Алексея Бабешина) сопровождалась переездом семьи из Самары в Кемерово, был период, когда казалось, надежда на скорую встречу волейболистки «золотого» поколения с читателями потускнела. «Надо ли это интервью»- сомневалась собеседница. Сомнения все-таки развеялись – и сегодня Вашему вниманию первая часть, которую мы начали с прояснения статуса пятикратной чемпионки России.

Краснодарский аккорд
-После отъезда из Краснодара весной 2022 года были близки к возобновлению карьеры?
-Предложения поступали и продолжают поступать. Но я уже закончила.
-Кто приглашал?
-Краснодарское «Динамо» предлагало у них остаться, потом в «Уралочку» звали – когда Алена Кондрашова травму получила. Еще «Ленинградка».
-Из «Уралочки» сам Карполь звонил?
-Нет. У Николая Васильевича есть люди, кто этим занимается (Смеется).
-Отказывали сразу или брали время на размышления?
-Отвечала сразу «нет». Но потом внутри себя чувствовала колебания. Во мне снова спортсменка просыпалась, возникал внутренний диалог: «Может зря отказала? Может стоит еще поиграть». Но – нет. Хватит. Я карьеру завершила.
-Один бывший футбольный вратарь через год после завершения карьеры сказал, что ему хорошо в новом статусе: «И что я раньше не заканчивал. Ну их – эти ворота»
Я про себя могу примерно тоже самое сказать (Смеется). Надо уметь заканчивать игровую карьеру вовремя. В том числе и по причине здоровья. Мне в этом повезло. Тяжелых травм у меня не случалось, а мелкие – не в счет. Каких-то хронических особенностей, которые есть у многих спортсменов, тоже нет. Кто-то после завершения карьеры хромает, у кого-то еще что-то – а мне повезло, я закончила карьеру вполне здоровой. Насколько это для профессионального волейбола возможно. Поэтому – да, считаю, что закончила вовремя.
-Ваше появление в краснодарском «Динамо» показалось внезапным и удивительным – до этого посреди сезона у вас переходов не было.
-Для меня тоже предложение из Краснодара стало внезапным. Я согласилась не сразу, отказывалась долго.
-Почему сомневались?
-Думала: раз принято решение заканчивать – заканчивай. И спортивная форма моя была далека от оптимальной. Я на тот момент уже 9 месяцев не тренировалась, в тренажерный зал стала ходить за месяц до звонка из «Динамо», и то – занималась там просто для себя. Поэтому опасения за здоровье были. Для моего организма физическая форма очень важна. Но генеральный директор «Динамо» Андрей Игоревич Макаров умеет уговаривать (Улыбается).
-Как входили новую команду по ходу чемпионата?
-Мне было очень комфортно. Я себя впервые почувствовала в таком статусе – когда предлагали постепенно входить в тренировочный режим команды, дозировать нагрузки. Я сама то с себя требовала максимально: раз подписала контракт, надо уже быть готовой отдаваться в полную силу. А главный тренер Павел Юрьевич Забуслаев, наоборот, предлагал нагрузки увеличивать аккуратно, иногда говорил: «Марина, завтра на утреннюю тренировку не приходи – отдохни лучше».
Это было классное чувство – уважение тренеров и девчонок в команде, когда на тебя смотрят, как на старшую, взрослую, видят в тебе фигуру, которая реализует связь поколений. Все хотели опыт перенимать и учиться, а я чувствовала, что мой опыт востребован и я могу его передать команде. Классно!

Уроки волейбола от мужа
-По волейбольному адреналину скучаете?
-Не могу так сказать. Да, привыкаешь, что вся жизнь – в спортивных эмоциях, но тоски по этому состоянию у меня нет. Как мы видим, и без волейбола сейчас много эмоциональных событий происходит.
К тому же почти каждую неделю у меня - мужской волейбол. В женском смотрю обычно только матчи топ-команд. Но и там иногда ожидания не оправдываются. В матче за Суперкубок и в финале Кубка России борьбы не получилось. Жаль. Хотелось увидеть интригу
-Как женский волейбол смотрится после мужского?
-Чем-то таким медленным кажется (Улыбается). Я привыкла уже, что в мужском больше мощи, силы, атлетизма, намного выше скорости. На фоне этого матчи женских команд как зрелище уже не так привлекательны. Поэтому смотрю их больше, как наблюдатель-аналитик. Меня больше не итоговый счет интересует, а игра отдельных волейболисток. Наблюдаю, кто как напряжение матча выдерживает, кто эффективнее действует в начале, а кто наоборот в конце партии. Мне особенно интересно за связующими следить.
-На матчи «Кузбасса» вы ходите часто, а матчи других команд вместе с мужем смотрите?
-Да, часто. Муж мне на многое глаза открывает.
-Например.
-Про мелкие нюансы в тактике. Если в целом у нас взгляд на волейбол сходится, то детали узнавать очень интересно. Например, о причинах выбора связующего в зависимости от игровой ситуации. Для меня всегда было аксиомой, что каждый нападающий должен уметь атаковать любые мячи. Да, должен. А дальше начинаются нюансы – кому лучше только с приема пасовать, а кто может забить и сложный доигровочный мяч. Это не значит, что кого-то связующий только после приема будет подключать, но если есть хороший выбор исполнителей, эти нюансы могут очень помогать. Круто, что и такое сейчас узнаю! Кругозор становится шире, даже после стольких лет игры. Это, кстати, к вопросу – в качестве кого сейчас волейбол смотрю. Думаю, теперь точно понятно, кто из нас дома тренер, а кто болельщик (Смеется).

В «Динамо надо было «кусаться»
-С 2017 по 2021 год вы играли за московское «Динамо», но там впервые в карьере не были основной связующей. Ваши конкурентки Вера Ветрова, Майя Огненович, Николь Карлини и Татьяна Романова были сильнее?
-Думаю, все закономерно – конкуренцию я проигрывала. И дело не в волейбольных причинах. Я бы играла и в «Динамо» - но там для этого, помимо опыта и мастерства, надо было не только спортивный характер проявлять, еще и «хищницу» в себе включить. На тот момент я к такому не привыкла.
-Что вы имеете в виду?
-Быть жестче, иногда «кусаться» в конкуренции. Тот период стал для меня полезным опытом, потом я научилась лучше себя отстаивать, уже в неспортивной жизни. Я никогда не любила ругаться, да и сейчас не люблю. Предпочитаю дипломатично разговаривать, со всеми хорошие отношения сохранять. Но бывает, если где-нибудь, например, в банке, в поликлинике или налоговой неоправданно наезжают, видят, что можно надавить – тогда внутри меня включается спортсменка, могу твердо аргументированно ответить
А в «Динамо»?
-В «Динамо» тогда нужно было «кусаться», чтоб зацепиться за стартовый состав - больше твердости и уверенности проявлять.
-Это могло испортить отношения с другими игроками?
-Возможно. Как я потом поняла, твердо себя отстаивать – это не так и плохо. Ведь жестко проявлять характер – необязательно унижать других. Просто гнуть свою линию. А отношения? Они б может и не испортились, но я бы уже не была сама собой. Круг общения, возможно, поменялся бы. Про «Динамо» того периода же много легенд ходило. Все в клуб попасть хотели – но обстановка там была так себе.
-То есть?
-Запомнилась вторая или третья тренировка в «Динамо». Между заданиями была пауза – и все расселись как-то обособленно, каждый сам по себе. Я спросила у кого-то: «почему так»? В ответ услышала: «ничего, привыкнешь скоро». Я еще больше удивилась.
-А с чем это было связано? Конкуренция, столкновение амбиций?
-Не знаю. В «Уралочке» тоже была жесткая конкуренция, и склоки возникали. Тем не менее была команда. В «Динамо» оказалось по-другому. Но и там с каждым сезоном атмосфера улучшалась. Потом уже в конце сезона перед отпуском говорили добрые слова, все хорошо общались. Не утверждаю, что лично я на это повлияла, но было приятно, что за время моего выступления в «Динамо» атмосфера изменилась к лучшему.
-Баскетболистки рассказывают, что на тренировках периодически случались драки. Вы такое видели?
-Нет, при мне за всю карьеру до драк и потасовок никогда не доходило. Но слышала однажды, как девочки на тренировке в «Уралочке» подрались. Во время игры в баскетбол, кстати. В каком-то эпизоде сцепились, схватили друг друга за волосы. Меня в команде тогда не было.

Последний олимпийский шанс
-Спортсмены иногда говорят, что спорт им близких друзей не подарил. Друзья из других сфер. Как у вас?
-Волейбол – вся моя жизнь с конца второго класса, поэтому подруги все оттуда - спорткласс, молодежная команда, третья команда «Уралочки», которая сдружила со старшими - Ирой Тебенихиной и Леной Сенниковой, они там родителей заменяли и воспитывали меня (Улыбается). Мы давно близки с Катей Гамовой, дружу с Женей Эстес (Артамоновой), Дашей Талышевой, Викой Кузякиной.
-А из действующих игроков подруги есть?
-Тоже есть - Наташа Ходунова (Кроткова). Интересно, что когда закончила карьеру, ближе сошлась с Настей Беликовой и Леной Василевской, Ольгой Сажиной (Носенко). Дружбу со всеми ними подарил волейбол. Сейчас все в разных сферах – и в нашем общении это расширяет кругозор. Из детской команды тоже подруги остались.
Большую роль в формировании моего круга сыграла сестра. С ней интересно получилось - если раньше я старалась попасть в ее круг, то потом она примкнула к нашему – волейбольному. И с моими волейбольными подругами она сейчас даже больше общается – новости про них часто от сестры узнаю
-После паузы на рождение дочки вы за сборную на крупных турнирах уже не играли. Могли такое в 24 года предположить?
-Конечно, я понимала, что придется восстанавливаться. Когда вернулась после декрета, чувствовала, что для возвращения в сборную нужно прибавлять – возвращать прежнюю форму. Почувствовала, что достойна сборной, когда играла в «Омичке». В тот период совпало все – физика у меня была классной, возраст – самый расцвет для связки (28-30 лет), на тот момент понимала, что готова сборной пользу принести, опыт передать. Но тогда, к сожалению, меня не вызвали
-После Олимпиады в Пекине вы пропустили и следующий большой турнир - чемпионат Европы 2009 года. Там что случилось?
-Не помню уже. Тогда уже тренером Владимир Кузюткин был? Да. Не помню!
-А на Олимпиаду 2016 года шанс попасть был?
-Да. Как раз в 2016 году Юрий Маричев меня вызвал в сборную – предложил поехать на «Гран-При» третьей связующей. Но на тот момент я себя оценивала уже по-другому – не чувствовала, что готова быть первой. Хотя лет до 33 лет на вызов в сборную рассчитывала – и всегда готова была за нее играть, даже отказываясь от нормального отпуска. Хотя Маричев тогда сказал: «Можешь выбирать: или ехать, но только третьей связкой, или не ехать».
-Колебались?
-Сразу загорелась желанием! Спортcменка внутри меня тогда побеждала. Как можно отказаться от сборной? С мужем тогда это обсудили, подумали, как лучше все организовать, как с дочкой быть. Муж тоже настолько спортсмен, что сказал без сомнений: «конечно, ехать»