Окно в людскую душу

Татьяна Немшанова
Человеческая скупость - страшное свойство! Вот, - вроде бы, добрый человек… - не скупой, кажись?.. - делился всем. - Всем ли?!.. - Возможно ли такое?..- делиться всем со всеми, - так иногда раньше говорили. А как в реальности?.. - всем ли делится он?..

На самом деле, человек, если делится, то только тем, что имеет в достатке, или в избытке, и на данный момент- не столь дорого. - Делится только тем, в чём сам не испытывает нужды, чего лично ему хватает.Конечно же, - он не тотально скуп от природы в силу характера, воспитания.Когда море денег, то может позволить себе числиться в глазах общества, в своих собственных добряком и выделить временами нуждающимся копеечку, - фактически заплатив за имидж мецената.Проявление показной щедрости в наше время тоже является своеобразной монетой рекламы, торговли и нацелено на рост карьеры, дохода.Даже в религии народ раздаёт пожертвования Богам, соседям ради собственного послежизненного благополучия, - отнюдь не от душевного стремления, а по банальной выгоде. - Если достаточно хлеба самому, то почему бы не поделиться лишним куском?..

А вот, если человек голоден, то редко кто способен отдать последний кусок хлеба чужаку. Опять же, - своему ребёнку редкая мать не отдаст последнее, чтоб дитя выжило и безбедно жило. - Тут иная жертвенность. Только и в этом случае мать отдаст кусок сухаря своему, не чужому ребёнку, то есть - части себя. Во всех случаях отдают если не кардинально нарушаются личные интересы, - не голоден сам человек, его самые близкие. Но вряд ли поделится едой, отняв у собственного дитя, чтоб отдать соседскому, хотя, порой чужие становятся ближе родных.Нередко сложно оторвать от своих щедрот даже близкому человеку, если отдавать приходится значимое.Тогда и рождаются угрызения совести, борьба внутри тела между двумя собственными "Я". Идет раздвоение «себя». Само слово «себя» в основе состоит из «всё – сиё для собственного Я. И кто пересилит в человеке: скупость, доброта, щедрость, расточительность или что-то ещё, - сложно предугадать относительно не только чужака, но и родственника, и себя.

Рассуждения записаны от нечего делать, поздним вечером, в тайге Западной Сибири, когда за окном гудел ветер, качались деревья, заметала метель, а в лесном балагане горела простая свечка стеариновая, в печке буржуйке пели дрова; оранжевые отсветы жаркого пламени колыхались по стенам; под нарами вздыхали сонно лайки, а я, прислонившись к жердинке, карандашом-старым, простым, писала в тетрадке, что вижу, что мыслю, о чём сокрушаюсь.

Прошло шестнадцать лет. Страна помогает фронту, собирают гуманитарный груз жителям Донбасса, подарки солдатам в окопах. В волонтёрском движении принимают участие школьники, юные девушки, парни и бабушки вяжут носки, как в 1941-ом, - из овечьей пряжи, простыми и давно забытыми спицами, а фермеры, самозанятые, ночами из собственных продуктов, варят тушёнку, передают волонтёрам, те увозят на фронт, привозят фотоснимки, от которых наворачиваются слёзы у женщин. Набирала текст таёжной записи на Урале, осенью 2021 года, не зная для чего. Сейчас наткнулась на файл с ним и поразилась актуальности тех далёких размышлений: сейчас каждый решает за себя любимого, - что и кому способен отдать?..




Фото автора.
На фотоснимках: Западная Сибирь, Север, кошка Муська, окно, убирают снег во дворе.


Анонс:
Размышления о скупости и волонтёрстве.

Ключевые слова:
Север, тайга, скупость, жадность, расточительство, размышления, волонтёрство, фронт, солдат, изба, Югра, керосинка, окно, душа, лес, солнце.

Окно в людскую душу