Фокус

Владимир Журбин 2
                Золотые руки у того, кто обучился хорошо
                (поговорка)

       Вот и закончил паренёк профессионально-техническое училище при военном заводе имени Сергея Мироновича Кирова. Неплохо учился, все предметы освоил, а уж чертить чертежи и технологию металлов и технологию разборки и сборки станков особенно солидно изучил. Ни единой четвёрки в его дипломе не было - только пятёрки!

       С дипломом слесаря-ремонтника заводского оборудования, направили его работать на этот же завод, в металлообрабатывающий цех. Цех был довольно-таки серьёзный, три этажа занимал. На первых двух этажах стояли станки, а на третьем собирали комплектующие детали для секретных торпед Военно-морского Флота.
 Завод был оборонного значения!

       Попал паренёк в бригаду слесарей-ремонтников по всем станкам. Станки в цеху стояли токарные, фрезерные, дробильные, долбёжные, строгальные. Бригада слесарей была небольшая, где-то 5-6 человек в ней было. Ну и паренёк влился в эту бригаду.

       У паренька была своя цель. Хотел он уже конкретно освоить профессию, научиться эти все станки ремонтировать.


       Работы было немного. Лишь когда приходилось делать капитальный ремонт какому-то станку заводского оборудования, то, естественно, вся бригада трудилась во главе с бригадиром дядей Колей.
   А уж после , как приёмная комиссия сами резали металл на этом станке.
 
       Дядя Коля был старым опытным слесарем. Он прошёл и военные и послевоенные годы. Опыта у него было, как говорится – не отнять! Знал всё!
       Он прям пальцами металл чувствовал, когда брал в руки какую-нибудь деталь или же железяку, что там с нею приключилось, что внутри с металлом происходит.
       Прям по лицу его было видать, как одобрительно смотрит он на хороший металл. А уж когда в его руки попадал пористый металл, то с сожалением швырял его в угол, куда сбрасывали всякие ненужные железяки.

       В очередной как-то раз входит дядя Коля в каморку слесарей и видит, что те ничем не загружены, ничего не делают, просто сидят и лясы точат.
- Делом бы занялись, - сказал он неодобрительно, - сидите тут в нерабочих позах.
Все на это улыбнулись, а дядя Коля к Игорю повернулся и ему сказал:
- Игорёк, ты бы вот эту жестяную обшивку от токарного станка напильником обработал. А мы её к вечеру и на станок поставим. Потому что станок открытый, а это уже непорядок.

       Игорёк встал, жестяную деталь с рваными краями в тиски высоко зажал и, взяв напильник, начал им шаркать.
- Вжик! Вжик! Вжик! – словно расстроенная балалайка неприятно завизжала деталь и  наполнила комнату своим вибрирующим визжащим звуком. Все поморщились.

       Тут вновь пришедший в бригаду паренёк вскочил и со словами:
- Дай сюда! Слушать надо металл! Надо слушать деталь, как она обрабатывается. Ухом слушать! Ухом!» вырвал из рук Игоря напильник.
- Ну, ты чего?! Ты ещё меня учить будешь? – вскрикнул Игорь уже побывавший в Армии. – Может ещё и фокус какой покажешь? – Игорь засмеялся, поглядывая на остальных слесарей, ища от них поддержки.
- Ну, и покажу! - Зарделся паренёк и взяв со стула полотенце, подал его Игорю. – Завязывай мне глаза!

       У бригадира дяди Коли от такого поворота дел глаза сверкнули молодецким блеском. Он внимательно смотрел:
- как пареньку на голове завязали полотенце, не забыв прикрыть ему глаза;
- как паренёк с завязанными глазами подошёл к тискам, отжал деталь и максимально опустил её вниз, чтобы она выступала из губок тисок примерно не выше пяти миллиметров;
- и как взяв напильник, паренёк принял стойку бильярдиста и начал делать обработку длинными, во весь мах напильника, движениями;
Вся бригада слушала и смотрела как снималась под напильником с жестянки металлическая стружка…

       В комнате стояла тишина. Только слушали шорох напильника и звуки падающей стружки с тупо молчащей детали. А когда паренёк выровнял поверхность и отложил напильник, то он снял с себя полотенце и, повернувшись к Игорю, сказал:
- Вот и все дела.
Дядя Коля же многозначительно посмотрел на паренька и,  пробурчав ему: «Молодец!», повернулся и ушёл в цех.
   
       Зато на следующий день дядя Коля начал лично обучать этого паренька, водя его по станкам европейского производства (немецких, французских), показывая как надо их ремонтировать, выполняя работы 6-7 разрядов.