Евтушенко. Часть третья

Наталья Скорнякова
http://proza.ru/2024/02/02/1197

Третьей избранницей поэта стала ирландка Джан Батлер, работавшая переводчицей в издательстве «Прогресс». Летом 1974 года  поэт увидел яркую рыжеволосую девушку в ресторане, спросил: «Вы американка?». И получил ответ, что Англия пока ещё не входит в число североамериканских Соединённых Штатов.

Творчество Евтушенко тесно связано с женами. Каждая жена – новый этап. При этом каждая служила для него моральным компасом, старалась не дать ему сильно уклоняться от определенного морального вектора. Все они были очень смелыми, а Джан была совершенно бесстрашной.

Джан любила Россию, чувствовала ее так, как не все русские чувствуют.
В браке с Джан родились двое мальчиков — Александр и Антон. Отношения стали охладевать после рождения второго сына. Тоша – родился с неизлечимой болезнью: врожденные патологии центральной нервной системы в результате заражения цитомегаловирусом. Он вообще двигаться не мог, когда родился. Джан невероятно себя вела, героически! Она собрала целую бригаду помощников, в основном английских студентов. Наши тоже помогали, но все-таки английские студенты были главными. У них так принято – волонтерская, добровольная работа. Тошу нужно было без конца двигать, развивать двигательные рефлексы.

Евтушенко вспоминает.

Я не мог этим заниматься, из-за чего и произошел наш с Джан разрыв. Она не могла оставить ребенка, а я не мог остановить свои выступления в Америке, у меня гигантские выступления там были. Она это понимала, конечно, но для нее это было очень тяжело. Чтобы ей помогать, мне нужно было выбирать вообще другую профессию, прекратить все выступления, никуда не ездить… Но я этого не мог сделать! Вина моя. Но я не мог перестать быть самим собой. Это начало ее обижать и задевать. Ну а как?! Муж носится где-то по заграницам, а она сидит в России, занимается упражнениями с ребенком, и помогают ей чужие люди… Конечно, волей-неволей у нее возникало отчуждение. И один из тех, кто помогал ей с Тошей, наш, русский, стал ей ближе…Тем не мене семья просуществовала 12 лет.

Из воспоминаний Евтушенко. Джан и сейчас, после нашего развода, ездит в Россию. А мы ездили к ней. Мой сын от Джан – Саша, подарил мне внучку, я дедушкой стал. Роза ее зовут, Роза Евтушенко. Ирландка, как и ее мама, которая училась с Сашей в университете, тоже на филфаке, потом вместе они учились в Лондонском университете. Мама внучки романы пишет, написала несколько романов, но что-то пока не напечатала. Саша работает сейчас на Би-би-си, заведует там отделом. Он очень хороший мальчик. Приглашение было от всей семьи, и мы ездили к ним всей семьей – моя жена Маша и наши двое детей. Джан с Машей уже были тогда знакомы.

В 1986 году, когда поэту исполнилось 54 года, он наконец-то обрёл своё счастье, которое сопровождало его до самой смерти. В Петрозаводске Евтушенко встретил свою четвёртую любовь Марию Новикову. Мария подошла к поэту, чтобы попросить автограф для своей матери. Евтушенко спросил девушку: «А почему не для Вас? Вы что не любите моих стихов?». Мария ответила, что её любимый поэт Окуджава. Кажется, это задело Евтушенко. Книгу в итоге Евгений подписал для Марии, а не для её мамы.

Девушка сразу приглянулась Евгению Александровичу, хотя и была младше его на 30 лет. Через несколько месяцев, в 1987 году, в канун Нового года, Евгений и Мария поженились.

Лихие 90 -е годы.
Где Россия? Прикончена бывшая.
Новая не начата. Все надеялся я,
что нахапаются, наиграются.
А они зарвались, никакой им не нужен поэт.
Происходит выдавливание в эмиграцию...

В 1991 году пара переехала жить в Оклахому. Провинциальный городок Талса в далеком штате Оклахома – место это довольно странное, на улицах ни души. Солидная профессорская должность в университете и обожающие своего странного эксцентричного профессора студенты. Сюда его забросил вихрь буйных 90-х годов. Тогда в Москве публично сожгли чучело Евтушенко, и это стало для него предупреждающим сигналом о том, что, быть может, надо опасаться и за свою жизнь, и за безопасность семьи. Он вдруг оказался своим среди чужих, чужим среди своих. Евтушенко стал преподавать сразу в двух местных университетах, а Мария работала учителем русского языка в одном из колледжей. Евгений Евтушенко-младший родился в 1989 году, его брат Дмитрий – год спустя. Дети получили образование в США, имеют американское гражданство. Сыновья и сами занимаются литературой, и переводят произведения отца на английский язык.

Евтушенко эмигрантом себя не считал и всячески открещивался от этого почетного "звания". "Нет, мой отъезд не был эмиграцией", - повторял он раз за разом на творческих встречах и концертах, проходящих в России.  Справедливости ради стоит отметить: в Россию он старался приезжать регулярно, проводя если не все лето, то хотя бы один из летних месяцев на даче в Переделкине.

Из воспоминаний Марии.
Я познакомилась с Евгением Александровичем, когда мне было 23 года. Я в то время заканчивала медицинский факультет Петрозаводского государственного университета, мне остался один год до диплома. Я думала: год диплом, потом год практики. Решала, в какой отрасли медицины хочу специализироваться. У меня не было наполеоновских планов.

Мы сидели в ресторане, ужинали, и вдруг он мне стал рассказывать свою жизнь. Я видела, как ему больно. Они еще не были официально разведены, но Джан уже ушла от него - с двумя сыновьями. А через пару дней в почтовом ящике он обнаружил копию заявления на развод. Он говорил: «Я понимаю, что со мной тяжело жить, у меня очень много обязанностей, я путешествую, пишу, я не могу принадлежать только семье. Я не тот человек, который работает с девяти до пяти, а потом спешит домой. Он мне сказал: «Я не знаю, как дальше жить, я остался совсем один. Приехал домой – ни жены, ни детей».
 
- Когда вы впервые оказались в Америке?
- В 24 года. Вышла книга избранных стихов Евгения Евтушенко на английском языке. Это был тур - он ездил по многим городам, выступал, подписывал книги.

«Старалась, чтобы все дети Жени между собой дружили»

- Вы много лет прожили в США. Но остались чисто русской женой, например, ночевали в больнице с мужем, когда он болел.

- Я не совсем понимаю деление: русские жены, американские жены, итальянские жены. Есть просто жены. У всех у них одна и та же задача – семья, здоровье близких, счастье, радость. На самом деле ничего не зависит от океана, который нас разделяет, или от разных языков, на которых мы говорим. Все зависит от человека. Среди моих американских подруг есть большое количество людей, которые точно так же вели бы себя – ночевали рядом с мужем в кресле у кровати.

Несмотря на 30-летнюю разницу в возрасте, «попытка стать счастливым» получилась.

Супруги 30 лет прожили в любви и согласии - до самой кончины поэта, подарив друг другу сыновей Евгения и Дмитрия.

Я люблю тебя больше природы,
ибо ты, как природа сама.
Я люблю тебя больше свободы -
без тебя и свобода - тюрьма.
Я люблю тебя неосторожно,
словно пропасть, а не колею.
Я люблю тебя больше, чем можно,
больше, чем невозможно, люблю.
Я люблю безоглядно, бессрочно,
даже пьянствуя, даже грубя,
и уж больше себя — это точно! -
даже больше, чем просто тебя.
Я люблю тебя больше Шекспира,
больше всей на земле красоты, -
даже больше всей музыки мира,
ибо книга и музыка - ты.
Я люблю тебя больше, чем славу,
даже в будущие времена,
чем заржавленную державу,
ибо Родина - ты, не она.
Ты несчастна? Ты просишь участья?
Бога просьбами ты не гневи.
Я люблю тебя больше счастья.
Я люблю тебя больше любви.
1995 год

Евгений Евтушенко не раз признавался, что сохранил доброжелательные отношения со своими супругами. И детей своих не бросал. Умение расставаться друзьями - особый талант, который был ему дарован вместе с литературным.

«Бессердечность к себе — это тоже увечность...» - мудрое стихотворение Евгения Евтушенко.

Бессердечность к себе —
это тоже увечность.
Не пора ли тебе отдохнуть?
Прояви наконец сам к себе человечность —
сам с собою побудь.
Успокойся.
В хорошие книжки заройся.
Не стремись никому ничего доказать.
А того, что тебя позабудут,
не бойся.
Всё немедля сказать —
как себя наказать.
Успокойся на том,
чтобы мудрая тень Карадага,
пережившая столькие времена,
твои долгие ночи с тобой коротала
и Волошина мягкую тень привела.
Если рваться куда-то всю жизнь,
можно стать полоумным.
Ты позволь тишине
провести, не спеша по твоим волосам.
Пусть предстанут в простом освещении лунном
революции,
войны,
искусство,
ты сам.
И прекрасна усталость,
похожая на умиранье, —
потому что от подлинной смерти она далека,
и прекрасно пустое бумагомаранье —
потому что ещё не застыла навеки рука.
Горе тоже прекрасно,
когда не последнее горе,
и прекрасно, что ты
не для пошлого счастья рождён,
и прекрасно
какое-то полу солёное море,
разбавленное дождём...
Есть в желаньях опасность
смертельного пере желанья.
Хорошо ничего не желать,
хоть на время спешить отложив.
И тоска хороша —
это всё-таки переживанье.
Одиночество — чудо.
Оно означает — ты жив.

На фото - Евтушенко с третьей женой Джан

http://proza.ru/2024/02/14/1655