Мастер и Маргарита. Рецензия на фильм 9. 0

Виктор Томилов
    Продолжая разговор о фильме ,,Мастер и Маргарита'' 2024 года никак не
возможно не говорить об атмосфере, царящей в обществе. С одной стороны это
атмосфера страха и лизоблюдства перед начальством, а с другой стороны
энтузиазм людей — строителей нового общества. Первое мы видим на
собрании, на котором разбирается персональное дело писателя, представленого
нам как Мастер. Второе мы видим на параде с массовым выступлением
физкультурников.
    К сожалению, как в фильме, так и в книге, мы видим лишь узкий срез, если
так можно выразиться, человеческого общества в стране с названием СССР. Нет
ни рабочих, ни крестьян, как нет и тех, кто реально управляет страной. И если в
отношении книги все более менее понятно — писатель Михаил Афанасьевич
Булгаков просто элементарно боялся показывать это в своей книге, особенно
это, видимо, касалось тех, кто осуществляет реальное управление страной. Ни
разу Вы не найдете в книге упоминание о Сталине, как будто и не было такого
человека в СССР. И его, Булгакова, можно понять... Но от этого картина
общества, воссозданная в книге в плане показа реальной жизни в СССР, не
станет более полной и объективной.
     Что же касается создателей фильма ,,Мастер и Маргарита'', то у них руки в
некоторой степени были связаны — они не могли далеко отходить от картины
общества, нарисованного в романе. Но они молодцы — с помощью
кинематографических средств очень кратко и выразительно напомнили о том,
что Сталин был! Это жест. Жест одного из персонажей, изображающий усы
важного человека. Следующим способом показа людей, приближенных к
власти стал показ вечеринки, на которую собрались эти люди. И как
удивительно! Как будто в фильме была предугадана голая вечеринка Насти
Ивлеевой, произошедшая, как мы знаем, уже после создания фильма.
     Многочисленная армия булгаковедов чуть ли не то что с лупой, а помощью
микроскопа изучала роман ,,Мастер и Маргарита'', отгадывая кто является прототипом
главных героев. Разумеется, самым важным был вопрос — а кто являлся
прототипом Воланда? И здесь мнения разделились: одни считали, что это
Сталин, а другие считали, что Сталин являлся прототипом Понтия Пилата.
   Давайте же посмотрим, какими были взаимоотношения писателя Михаила
Булгакова и Иосифа Виссарионовича Сталина, это очень интересно. Понимаю,
что это как бы не входит в понятие рецензии на фильм, но считаю, что
промолчать об этом было бы совершенно неправильным. Полагаю, что Михаил
Афанасьевич Сталина одновременно боялся и уважал. Но несмотря на то, что
писатель Михаил Булгаков был далеко не дурак, он так и не понял
экзистенциальной сущности Сталина. Но о ней чуть позже. Как известно
    Михаил Булгаков был в своей душе антисоветчиком. Он был патриотом, он
любил Россию, но по отношению к советской власти был настроен критически.
Михаил Афанасьевич несколько раз писал, подавал заявление в
соответствующие органы, чтобы ему разрешили покинуть СССР, то есть
эмигрировать. Но ему не разрешили. Возможно, это определялось точкой
зрения Сталина, который однажды сказал: ,,У меня нет других писателей!''
Видимо, это высказывание следовало понимать как линию, что надо работать с
писателями, которые есть. И слово работать следует понимать в самом широком
смысле. Как это разительно отличается от того, что можно наблюдать в
современной России - очень большое количество писателей, артистов,
музыкантов покидает страну, эмигрирует, но никто из высших властных
структур не желает с ними поработать в самом широком смысле, наоборот
господствует мнение - катитесь, без вас воздух будет чище.
     Когда Михаил Булгаков оказался в сложном, трагическом положении в
связи с запретом его постановок в театре, фактически с запретом на творчество,
он написал семь писем в самые важные инстанции, в том числе написал и
Сталину. И Сталин ему позвонил по телефону! В разговоре Иосиф
Виссарионович спросил у Михаила Булгакова не передумал ли он в отношении
желания покинуть СССР, похоже, что Сталин вошел чисто по человечески в
положение Михаила Булгакова и был даже согласен дать возможность
Булгакову уехать из страны. Как рассказывал позже Михаил Булгаков, у него в
тот момент не хватило смелости сказать Сталину, что да, он до сих пор хочет
уехать из страны.
    Что касается того, что Булгаков так и не понял внутренней сущности
Сталина. Как это ни печально, но Михаил Афанасьевич в конце тридцатых
решил маленько подлизнуться к власти и самому товарищу Сталину, но
допустил роковую ошибку. Товарищ Сталин не любил неискренности и
попытки введения в заблуждение. Не любил он и того, когда люди не понимали,
что можно о нем рассказывать и чего лучше не рассказывать. К сожалению,
Михаил Булгаков, несмотря на весь свой ум, этого так и не понял и написал
пьесу ,,Батум''. Иосиф Виссарионович ознакомился с пьесой и наложил на нее
вето. Узнав об этом Булгаков пришел в ужас, поняв какую ошибку он совершил.
И практически заболел от этого. Обострилась болезнь почек, от которой в своё
время умер и его отец. В марте 1940 года Михаила Афанасьевича не стало.
        Сейчас самое время поговорить о том, как  в фильме отображена сюжетная
линия Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри. Лично у меня эта линия в романе
,,Мастер и Маргарита'' — самая привлекательная, наверное во многом потому, что люблю историю и интересуюсь ею.
                0.02.2024