Связующее звено

Владимир Федулов
Василий Перов –
ВИЗИТ К  НАМ  !

***
Талант – связующее звено времени,
шагнувшее к нам, что наглядно подчеркивают
биография и сюжеты картин известного  русского
живописца,  портретиста и  академика живописи –
знакомьтесь:

Василий Константинович  ПЕРОВ
(1834 – 1882 гг.).

Его наиболее известные
полотна :

«Тройка» (1866 г.),
"Охотники на привале",
(1871 г.), а также
«Сельский крестный
ход на Пасхе», «Проповедь
на селе», «Рыболов», «Птицелов» , «Приезд гувернантки
в купеческий дом» , «Суд Пугачева»  и др.
 ***

А обратимся сегодня  к одной из самых известных
и трогательных картин художника – «Тройка» (на снимке).

Глава 1. МИСТИКА 
       ЕГО  КИСТИ

   - или Тайна матери,
     встретившей на полотне
     своего сына…

Эту картину хорошо помним из школьных времен,
когда писали но ней сочинения о трагических
судьбах  российских детей во времена
крепостного права!

Актуальной тема стал и для молодого художника Василия Перова,
обратившегося к написанию картины в 1886 г., вскоре после
отмены в России  крепостное права. Да и он сам, внебрачный сын
губернского прокурора Тобольска Григория Криденера,  с юных лет 
на себе испытал нищенскую бедность.Обучавший его уму-разуму дьячок,
видя приверженность мальчика к  перу -  как в письме, так и рисунке, 
дал ему кличку
«Перов»,которая так и  осталась фамилией художника.

Второе название картины  - «Ученики  мастеровые везут воду» - отражает
сюжет и правду тех  жестоких крепостных лет: с Трубной площади  Москвы,
где у реки находился фонтан-накопитель, возчики в больших количествах
брали воду, доставляя ее на расположенную неподалеку фабрику. И везли
ее не только на гужевом транспорте - гораздо дешевле было использовать
для этого по сути дармовой детский труд!

Вот и запрягали в сани вместо  лошадей 10-12 летних подростков,
отправленных из нищих деревень  в город  на заработки – «в люди!».               

(О быте таких детей,отправленных «в люди», хорошо помним по
рассказу А.П.Чехова «Ванька», где ученик городского сапожника
9-летний Ванька Жуков пишет единственно родному ему человеку 
домой безадресное, но слезное  письмо «на деревню, дедушке",
где умоляет: «забери меня отсюда, не то помру!").

На картине Перова дети до крайности истощены. Фигура взрослого
мужика, подталкивающего сани, только усугубляет неадекватность
детских усилий , предписанных возложенной на их плечи тягостной
ношей.  Не добавляет им радости ни бегущая сбоку  дворняжка, ни
серое небо и мрачные стены городских строений…

От этой картины  Перова веет холодком  даже сегодня,
когда стоишь возле нее в Третьяковской галерее!

***
И тут переходим  к главному, что удивляет, оживляя  краски
на этом полотне, и щемяще трогает душу…

Если большинство моделей для картины Перов встретил  в своем
окружении  сравнительно быстро, то образа главного персонажа, 
сложившегося в его представлении, центральной фигуры полотна,-
долго не находил. Он, по сути, и сам  еще не понимал, как тот
должен на самом деле выглядеть!

Но когда, случайно встретив на улице крестьянку с ее 13- летним
сыном, сразу же бросился к ним навстречу с одной мыслью:
«Вот он!».

Да не тут-то было…
Уговорить суеверную мать сделать ее сына прототипом  картины
долго не удавалось.Это был ее Васятка,единственный из трех
выживших детей, которым она  теперь дорожила и не хотела
рисковать, отпуская его «на портрет».

Но рублем и словом Перову удалось переубедить крестьянку,
уговорить  ее на сотрудничество. А со своим юным тезкой,
тоже Василием, Перов в процессе работы над картиной даже
сблизился, став парнишке наставником и другом. Мало того,
заранее пригласил его с матерью приехать в Москву, когда
картина будет готова...

***
«Тройка» Перова в интеллигентной среде России произвела
прямо-таки фурор, граничащий
с шоком! Павел Третьяков
сразу же купил картину для своей галереи. Это, по сути,
те же "Бурлаки на Волге" Ильи Репина, написанные примерно
в эти же годы, но чуть позже (1873 г.). Но у Перова сюжет
драматичнее, и даже  жестче - бурлаками предстают дети...

А вот Илье Репину картина Василия Перова  "Тройка" вполне
могла на уровне подсознания дать некий позыв к сюжету про
бурлаков. Мистические совпадения в художественной среде -
явления, по сути, обыденны.

Вот и еще одно из этого
ряда мистики.

Вскоре после появления у него "Тройки", меценат Третьяков
обратил  внимание на простолюдинку, что зачастила в  галерею
и всякий раз подходила к картине «Тройка», вставала перед ней
на колени, молилась и плакала… Третьяков известил об этом
художника Перова и тот , встретив женщину, узнал
в ней мать Василия -
персонажа картины!

Краткий рассказ собеседницы был печален.
Ее сынок Васятка всё-таки
умер, а она продала свой
дом и скромные пожитки,
приехав сюда с тем, чтобы купить у художника картину
с изображением ее сына!
 
Автор не взял  денег, но написал портрет Васятки, который и подарил
несчастной матери мальчика, увековеченного им
на художественном
полотне!

10.02.2024 г.

(Продолжение следует)

Фото из  интернета