Что ноча... Что ночами скачут кони...

Татьяна Латышева
Усмири,
Усмири мои тревоги...
Утоли,
Утоли мои печали...
Мимо на..
Мимо нашего порога
Ночью ко..
Ночью кони проскакали.
Усмири,
Усмири мои тревоги...
Утоли,
Утоли мои печали...

И тебе,
И тебе какое дело?
Что ноча..
Что ночами скачут кони.
Словно кры..
Словно крыша над тобою
Мои тё..
Мои тёплые ладони....
И тебе,
И тебе какое дело?
Что ноча..
Что ночами скачут кони.

Засыпай,
Засыпай,настанет утро,
А когда,
А когда проснешься снова,
Ты уви
Ты увидишь у порога
Две заржа
Две заржавленных подковы..
Утоли,
Утоли мои печали...
Усмири,
Усмири мои тревоги...

  Нежнейщая  Мария Пахоменко поет... Валерий Гаврилин. На стихи  Альбины Шульгиной... Ах, как поет!...

 ...С утра стали поступать открытки с Днем Иконы "Утоли мои печали"...
Конфессии значения не имеют. Ценю "святое и чистое". Потому, собственно, "повело" в "неслучайность" всего  сущего на Земле.
И эти две зимние недели  с самого начала судьбы и до... Недаром , наверное, все-таки так судьбоносны в собственной "фаду"...

Так что, некоторым убразом (отправители вряд ли о том задумывались, если вообще понятие имеют - "дети орлиного племени", и  речь не только об  иконографии...) - и -  да, "УТОЛИ!"


 Еще одна с этим рефреном у  Пахоменко  в репертуаре песня  была - более "легкая"...

На стихи Инны Кашежевой.

Но само стихотворение значительно "поглыбже", я бы так  обозначила  -  не для  пластинки фирмы "Мелодия" "Стоят девчонки..."

Не текст песни. Первоисточник:  Поэта Инны К:


Утоли мои печали, утоли
Утоли мои печали, утоли!
Снова снятся мне ночами журавли.
Раньше снились мне синицы по ночам,
Словно лавры чемпионов силачам.
Были многие из них в моей руке;
Этих ласковых синиц, что рыб в реке.
Но летели как-то птицы на заре,
Журавли, а не синицы в ноябре.
И отстал один печальный журавель,
Плача крыльями, как нотами Равель.
Что мне делать? Вся исплакана земля.
Что мне делать? Как поймать мне журавля?

У меня нет ни двора и ни кола-
-только эти журавлиные крыла.
Только тянет журавля туда, на Юг...
Удержать его моих не хватит рук.
Что ему моя печальная земля?
Тянет в небо, в журавлиность журавля.
Ах, журавлик! Ах мой стройный, погоди!
От снегов тебя я спрячу на груди,
Если хочешь, я забуду речь свою,
Если хочешь, журавлиное спою,
Буду только журавлиное шептать...
Мой журавлик! Хочешь, стану я летать?
Выше крыши, выше старых тополей,
Выше неба, выше стаи журавлей.
Я забуду навсегда язык земли...
Утоли мои печали, утоли!

...Как молитвы улетают журавли,
Прямо в небо отрываясь от земли.
Мой журавль не замедляет ход
Уж который день, который год
Всё кружит, всё светится вдали...
Утоли мои печали, утоли!
Инна Кашежева
---------------------

И Лепс ("физдострадательно"):

В старом парке пахнет хвойной тишиной, 
И качаются на ветках облака. 
Сколько времени не виделись с тобой, 
Может год, а может целые века? 

Ни за что теперь не отыскать следов 
В дальний край, где мы друг друга не нашли. 
Я пришёл к тебе из позабытых снов, 
Как приходят в свою гавань корабли 

...
Натали, утоли мои печали, Натали! 
Натали, я прошёл пустынью грусти пол-земли! 
Натали, я вернулся, чтоб сказать тебе прости 
Натали, от судьбы и от тебя мне не уйти! 
Утоли мои печали, Натали! 
Натали! Натали! 
...
Сильно "не в тему" те страсти, но рефрен ... Как по разному утоляются печали!...

Все штампы мира: и бездорожье лет, и побелевшие волосы, "как степные ковыли", и про "кого только не имел,  мол, но помнил только тебя,  Натали..."  

"...И хоть я другим не стал, 
Но с дороги я устал и душа моя в пыли..."

Натали... утоли мои печали, Натали! 
Натали... я прошёл пустынью грусти пол-земли! 
Натали... я вернулся, чтоб сказать тебе прости 
Натали... от судьбы и от тебя мне не уйти! 
Утоли мои печали, Натали! 
Натали! Натали! Натали! 

 "Вечная история, Банк "Империал"! Сюжет вечен, как сама жизнь!..
(Но со страстями бабников все одно: проще...)

===========================================
 "...Древняя икона Божией Матери находилась в городе Шклове(!..) Могилевской(!..) губернии. Её список с названием «Утоли моя печали» был привезён в Москву казаками(!...) в 1640 году (или в 1655 году) и находился в церкви Святителя Николая, что на Пупышах в Садовниках в Замоскворечье(!...). По каким-то причинам позже икона была перенесена на колокольню (!..) и находилась в забвении. Прославление ее относится ко второй половине XVIII века. Особенно много чудес произошло во время чумы(!...() 1771 года. В этой церкви хранились записи о многих чудесах, происходивших от чудотворной иконы Богоматери, но впоследствии пожаром все документальные свидетельства были уничтожены. Предание, однако, сохранило память о многих чудесных событиях, наиболее известным из которых...
 
...Этот случай положил начало почитанию иконы как чудотворной. Это чудо совершилось 25 января 1760 года... С того дня совершается празднество в честь...

А вот почему 7-го -  День той иконы,  и разночтение про 5 и 7-е?... Ну, это не мне судить. Из серии "Пиши, мать, по-простому, а то смешно-о будет!.." Из жизни пресс-служб, имен собственных, "Божественных газет", архивариусов и архивов,
 женских и мужских  монастырей   и  "молитвенных домов",  и Т. дня,  и  давнего утра в музее и много-многого другого из "неслучайностей" планиды в  "черте оседлости по собственному (или все-таки!?..) желанию" ... "Не то с Небес, не то поближе... раздались вещие слова?..")
 "В XX и XXI веках григорианский календарь опережает юлианский на 13 суток. Для других столетий соответствие григорианских и юлианских дат иное; для правильного пересчёта можно воспользоваться специальным конвертером дат..."


 "Духовный смысл, который соединяется с названием иконы Божией Матери «Утоли моя печали», точно передает тропарь иконе:

Утоли болезни многовоздыхающия души моея, утолившая всяку слезу от лица земли:

Ты бо человеком болезни отгониши и грешных скорби разрушаеши,

Тебе бо вси стяжахом надежду и утверждение, Пресвятая Мати Дево!.."


 " "Отзовик":
------------------
Фильм "Утоли моя печали" (1989) - Интересный фильм о жизни наших соотечественников и современников на рубеже прекращения «строительства коммунизма».
Достоинства: Сюжет и актеры: С.Колтаков и Е.Сафонова.
Недостатки: Некоторый избыток постельных сцен.
В конце восьмидесятых годов, годов «перестройки», которую невозможно представить без кавычек, и совершенно реального развала страны, был создан этот, казалось бы совсем уж «чернушный», а мне показавшийся вполне серьезной драмой, фильм В. Прохорова и А. Александрова, «Утоли моя печали». Сюжет фильма без претензий на исключительность, рассказывает о жизни наших соотечественников и современников на рубеже прекращения «строительства коммунизма».
....

 и снова песня...
 Слова И. Кашежевой

1. Утоли мои печали,
Утоли, утоли,
О любви мне прокричали
Журавли, журавли.
Прокричали и умчались, Оторвавшись от земли..
Утоли мои печали, Утоли, утоли.
Что ему мои печали? Что ему моя земля?
Тянет в небо, тянет в дали,
В журавлиность журавля!
 Ах, журавлик, ты мой стройный,
Погоди, погоди,
От снегов тебя укрою
На груди, на груди.
Если хочешь, если хочешь,
Я забуду речь свою,
Если хочешь, если хочешь —
Журавлиное спою.
Полечу я выше крыши,
Выше старых тополей,
Выше солнца, выше неба,
Выше стаи журавлей. Только тянет, только тянет
Журавля на юг.
Удержать бы, удержать бы,
Да боюсь — не хватит рук.
Все кружится он, кружится
И все светится вдали..
Утоли мои печали,
Утоли, утоли.

- Песню своего мужа  Александра Наумовича  Колкера на стихи Инны Кашевой поет  она, такая светлая и нежная (лебедь белая - про таких, наверное)...

Убрала от греха подальше фото этой талантливой пары из давнего своего альбома "Марш Мендельсона" (или - Мы совпали с тобой, совпали"), поскольку... Желтушный сплетницкий мир  заполонил  планету. Самое время ее светлую память тревожить...
  Но помню в каком-то давнем материале о певице автор рассказывал, как она выкинула из тролейбуса придурка, который что-то антисемитское позволил в его адрес...
 
 (Есть, есть женщины в русских селеньях!..)

-----------------------------

И умница  Владимир Львович Туриянский:

"Утоли мои печали":

Без звука в неоновом мраке

Не зная, зачем и куда

Брели сторожа и собаки

Сквозь веси и города



Какие-то птицы кричали

Не надо, не вздумай туда

Им где-то вдали отвечали

Ушедшие в ночь поезда



И пальцы холодные ветра

Как будто руками слепца

Осенним листом без конверта

Устало касались лица



И от безнадёги не деться

Слепые чадят фонари

Лишь вздрогнешь внезапно, как в детстве

От страха при слове "замри"



Поищешь бессмысленно спички

Как перед погасшим костром

Лишь звякнут от дома отмычки

Да мелких монет серебро



Моей утолимой печали

Над храмом мерцает звезда

Но только лишь дрогнешь плечами

И дальше пойдёшь, как всегда.

Владимир Туриянский

---------------------------------

... Мария, держащая на руках младенца, у которого в руках развернут свиток со словами:

"Суд праведный судите, милость и щедроты творите кийждо искреннему своему; вдовицу и сиру не насильствуйте и злобу брату своему в сердце не творите!

  "...Согласно этой надписи, Богородицу просили утолить не только печали и болезни, но и людское жестокосердие."



Борис Львович Васильев.

 "Утоли мои печали"...

«А зори здесь тихие…», «Завтра была война», "Летят  мои кони"...
И  "историческая семейная сага".. Другая эпоха... Осмысление... "Утоли мои печали" - часть ее...


 "А зачем Бог, когда все пружины заведены? – Извини, сестренка, что-то я не очень тебя понял. – Дядя Роман подарил мне часы с фигурками: от одной до двенадцати. Когда я завожу пружину, они каждый час начинают вальсировать. А жизнь – это же и есть заведенный Божьей пружинкой вальс..."


7 февраля. Год 2024