Общага

Ковалев Сергей Борисович
      
   То, что есть рабочие общежития, по простому – общаги, это все знают, но мало кто проживал в них, и знают, что они - настоящий полигон для закалки характера проживающих в них молодых людей, формирования их, как личностей.

... Общежитие завода им. Чкалова строилось вместе с заводом и было просто великолепным : просторные комнаты на 4 человека с высокими потолками, душ в подвале, красный уголок для собраний и танцев по праздникам, замечательный буфет для быстрого завтрака, то есть в нём были все условия для комфортного проживания работников завода, не имеющих своего жилья.

  Причём по субботам были танцы и в саду Дзержинского, который был рядом с нашей общагой. На них собиралась молодёжь со всего нашего района.
 Но они часто проходили с драками, поэтому приходить туда было безопасно только в компании надёжных друзей.
  Наша комната не ходила на них, считая их глупым занятием и поэтому на выходные каждый находил себе занятия по душе.

Понятно, что рабочая общага - это вам не пансионат для благородных девиц и не студенческое общежитие.

  Попав в неё, молодой человек должен сразу решить, как он должен пить : совсем не пить (таких я там ни разу не встрчал!), пить раз в месяц, обмывая  зарплату, пить по пятницам в компании друзей и соседей по комнате, как завершающий акт рабочей недели или пить каждый день, отмечая праздник завершения рабочего дня!!

  Чтобы не быть изгоем общества, мы со своим другом, одногруппником Серёгой Клюжиным, сразу выбрали вариант "пятница", так как у нас обоих матери были учителями русского языка и соответствующее этому факту воспитание.. .

  Самый последний вариант " питья" в нашей комнате выбрал Витька,   который работал шофёром на ЗИЛе в строительном цехе.
  Поставив машину в гараж, он, не выходя из кабины, выпивал стакан водки, занюхивал его     рукавом и он же служил ему ужином!!
  Дойдя до своей кровати, у него уже не было сил ни сходить в туалет, ни умыться, ни раздеться, и он падал на неё до утра.
  Самое страшное было то, что его постель к утру была мокрая....

  Ещё одним жителем нашей комнаты был Мишка. Кем он работал, я не помню, по национальности он был горный шорец и это было его бедой, его трагедией, из-за которой он страдал!!
  Будучи добрейшим человеком по натуре и выбрав " щадящий" вариант "пятница", он после 100 г водки становился неуправляемым, агрессивным, лез в драку и приходил в сознание только утром, связанный нами и уложенный аккуратно под его кровать!!

  На утро он на коленях просил у нас прощение за своё вечернее поведение и клял судьбу за то, что он родился в этом замечательном крае - Горной Шории...
  Мне было его жаль, но  свою Родину сменить нельзя!!

  И в этом виноват был, конечно же, не он сам, а то, что у северных народов и у его народа, живущего в Горной Шории, совсем рядом с Алтаем, алкоголь не перерабатывается, а накапливается в их несчастных головах и совсем не выходит из неё!!

  Миша прекрасно знал об этом, и что 20 г. "огненной воды" по пятницам ему было бы достаточно, чтобы быть весёлым и ловить кайф от этого, но пить эту дозу, когда рядом русские мужики пьют сразу по полстакана, он не мог, это было унизительно для него, как для взрослого мужчины…

  Сидя за столом вместе с ним, я видел на его лице обречённость идущего на эшафот, но быть проповедником в рабочей общаге  я не мог по той причине, что сам был далеко не ангел!!

  Но я до сих пор помню его с восточным разрезом глаза, когда он смотрел на меня, как будто ждал помощи, которую я не мог ему дать...



    …Тяга быть непохожим на других, одеваться не как все, была у меня ещё в институте.
 Кроме занятий в институте, я везде ходил босиком (кроме зимы), в рваных джинсах с желтой бахромой внизу, в красной рубахе с вырезанным верхом и обрезанными обшлагами.
Проживая теперь в рабочей общаге и немного повзрослев, я уже не рискнул там «косить под хиппи», но куда мне было девать свою буйную фантазию??

  Чтобы не утонуть в пьяных радостях нашей общаги, я разработал для себя программу проведения вечеров на каждый день с пользой для моего творческого  и физического развития. Ну и выходных , конечно. Ими я дорожил и наслаждался, потому как хорошо поспать всегда любил…

  В этой программе у меня было расписано по дням недели и занятие живописью, и игра в карты на деньги, и поездки за город на спортивном велосипеде с подружкой, которая проникала в мужское общежитие, будучи мальчишеской наружности, под видом моего напарника в поездке .   Я, кстати, с ней выезжал за Новосибирск иногда на 20 км и вы можете догадаться, какие ночи были у нас после этих прогулок!!!
  Да, один день жизни в общежитии был отдан мной игре в шахматы, чтоб не закисали мои мозги и каждую среду мы с соседом сражались на клеточном поле, иногда допоздна...

  Но хочу сказать, что больше всего с того времени, мне запомнились мои фантазии по выходным, когда не было велосипедных прогулок.
  Ими я гасил страсть своей молодости, когда меня обуревало неуёмное желание создать то, до чего никто не додумался и этим выделиться среди толпы!!

 Вы не поверите: я изобретал летние костюмы для моих летних прогулок по проспекту Дзержинского!!
Причём не имея для этого никакого соответствующего образования. В дипломе у меня было написано: инженер – механик, специальность «Самолётостроение».

  Конечно, я не могу утверждать, что моя будущая супруга стала относиться благосклонно ко мне, как обладателю этих костюмов, но какую - то роль они, наверное, сыграли!!

   Сначала я задумал создать костюм, нет, комплект, под названием " Красное солнышко", в котором было всё красное. Красная шёлковая рубашка у меня уже была. Красные борцовки с красным носками я купил, оставалось только сшить себе красные штаны, которые наша промышленность не выпускала, решив, что они будут никому не нужны.

  Эту проблему я решил так: купил 2 метра малинового бархата, который шёл в то время только для праздничных транспарантов и флагов в праздники 1 го мая и 7 го ноября и не обладая никакими знаниями по портняжному делу, я всё - таки сшил эти выдающееся штаны!
 ( Эскиз этих штанов, чудом сохранившийся до настоящего времени, вы можете увидеть на фото 1)

  Я распорол свои старые брюки с клёшем под 40 см  и по ним раскроил свой малиновый бархат. Затем вручную сшил их, но так как я решил их сделать в обтяжку на свою стройную фигуру, то мне пришлось подгонять их очень много раз.
 Зато я был уверен, что в случае похищения их у меня, они больше никому не налезут!!

  Затем я их окончательно сшил на машинке Зингер, взятой в соседней комнате.

  Я добился чего хотел: не было ни одного человека, который не обернулся бы мне вслед, широко открыв глаза, когда я гулял, как по Бродвею, по проспекту Дзержинского, будь это женщина или   мужчина!!
Скорее всего , я был похож на фазана с ярким оперением во время брачных игр, но это мне нравилось!!
 Моё тщеславие купалось во взглядах этих людей и я был счастлив в эти моменты!!
  В хорошую погоду мои малиновые штаны были не только просто приятны на ощупь, но и переливались на солнце!!

  Желание покрасить мои волосы в цвет, гармонирующий с малиновыми штанами, я в себе погасил из боязни, что «нормальные» жители нашей общаги примут меня за человека с неправильной сексуальной ориентацией !!
 А я, хоть и был экстремалом по жизни во многих областях нашего бытия, но на это у меня не хватило смелости!!
Хотелось ещё пожить…

  Моя фантазия после этого не успокоилась и я создал ещё один комплект под названием «Гаврош», в котором на штанах все элементы крепились на заклёпках и поэтому были  быстросъемными: карманы, отвороты внизу брючин, ну и, конечно же, помочи, главная изюминка костюма "Гаврош", в котором он запечатлён на картинах, посвящённым Парижской Коммуне. (см. эскиз, фото 2)
  Брюки были, как вы догадываетесь, в жёлто- коричневую полоску, как у Олега Попова!!

  В заключении могу лишь повторить, что в  костюме  «Красное солнышко» меня впервые увидела моя будущая супруга, но я могу только догадываться, что она подумала тогда обо мне!!

  При ней мои творческие изыскания в области моделирования одежды закончились и поэтому до высот Валентина Юдашкина я так и не взлетел!!!...

  Что интересно: мои замечательные бархатные малиновые штаны были подарены моей женой, уже после переезда нас в Бийск, своей хорошей подруге Светлане П., единственной, которой они пришлись впору, и у которой они и завершили свою блистательную карьеру штанов, созданных в одном единственном экземпляре...
 
Ах, молодость, молодость, мы не жалели себя тогда, а  наша фантазия не имела границ!!
Спасибо тебе, что ты была...

   ***


  Может быть это и смешно, но больше всего в общежитии я любил... буфет на 1 ом этаже.
  Просторный, на 10 столиков, в нём утром всегда была свежая сметана и докторская колбаса по 2.20. А что ещё нужно было для полноценного завтрака??

  Каждое утро я брал 100 г. колбасы, полстакана сметаны с ложкой сахара и 2 куска запашистого хлеба. Иногда я брал полный стакан сметаны и 3 куска хлеба, когда накануне не ужинал...
Ещё я помню, что чайная ложечка в стакане со сметаной никогда не падала по причине густоты сметаны, и никто вообще тогда не знал, что она бывает какой - то там жирности!!

   Я до сих пор не могу понять этого: или у людей в молодости бывают более чувствительные вкусовые рецепторы и нюхательные, или просто тогда, та же колбаса и сметана и хлеб, были НАСТОЯЩИМИ!!

  А может быть и то и другое !?


На фото: эскизы моих замечательных нарядов.


                *  *  *
                Некоторые отклики друзей :

 
         Доброе утро! Прочитала "Общагу" на одном дыхании. Столько позитива! Супер;;
        Оксана., добрый человек.