Воейково Ленинград. глава шестнадцатая

Александр Георгия Сын Николаев
Воейково \ Ленинград : от ноября 1975 года до января 1977 года

                Повесть

                Глава шестнадцатая


Второе свидание …
Семи дней ожидания словно и не было, - неделя мелькнула забытым « мгновением » ;
да и что могло бы тогда запомниться, если быт и учёба одни и те же, по сути,
« копии ».

Свойство времени хода бывает особенным, когда мы его ничуть не торопим,
зная определённость ближнего будущего, которого суть создана много раньше сознательно лучшей : даты назначенной неизбежность прихода даёт ощущение полёта свободного.

Двадцать третье декабря 1975 года …  день и вечер лично мне забыть невозможно :
« Русь ! Ты, вся, поцелуй на морозе ! » --- Велемира Хлебникова жизнь увенчана
и этим значительным образом.

                *

Расставаясь на прошлой неделе, в середине воскресного зимнего вечера, мы решили
встретиться на том же удобном месте, а затем подземной рекою ленинградского метрополитена и пешим собственным ходом двоих увлечённых добраться до неспешных прогулок по этажам, по залам Эрмитажа или Русского музея, - предпочтение будет отдано меньшей очереди в кассы и отсутствию большого количества иностранных экскурсионных автобусов поблизости.

Наши привычки и наши желания снова совпали : и она и я всегда выбираем неспешное,
не « беговое » общение с картинами, со скульптурами и с остальными музейными экспонатами. --- Можно ведь самостоятельно прочитать пояснения и, при желании,
специально надолго запомнить или просто, обыденно, знать основное про авторов,
о том времени, об истории создания того или иного произведения.

Пройдя от станции метро « Невский проспект » по пешеходному подземному тоннелю
в сторону канала имени Грибоедова мы вышли в зимнее, ещё утреннее, пространство города.
Надели головные уборы и перчатки, поправили шарфы, взяли курс на Русский музей,
и вскоре вошли на его территорию.

Я купил два входных билета примерно через десять минут, --- мы успели обрести право на посещение музея до образования более длинной и густой очереди желающих провести несколько часов в относительной тишине и в неспешности осмотра выдающихся, широко известных и малоизвестных картин русских, российских художников, а так же иных интересных артефактов, касающихся истории прежде всего Руси и лишь затем России.

Решив в тот день « поохотиться за двумя зайцами » : проявить наше искренне почтение двум большим классическим музеям, - обретя билеты для посещения Русского Музея и желая сделать тоже самое в кассах Эрмитажа, - мы направились весёлым убыстренным пешим ходом на Дворцовую площадь.

Очерёдность нашего общения с этими музеями не имела значения, - день воскресный,
времени достаточно, мы готовы к новым впечатлениям и « согласны обновить » прежние : во всех музеях периодически происходят смены выставок, экспозиций, -
собственных тематических и приезжих, а так же появляются из мастерских реставраторов восстановленные оригиналы и хорошие копии.

Предполагая большую очередь желающих посетить Эрмитаж, мы заранее решили
не расстраиваться, а использовать ранее приобретённую нами возможность :
провести достаточное время в залах Русского музея.

Обычная дневная воскресная очередь в Эрмитаж, - в Зимний дворец, - нам сказала :
« Дождётесь билетов и входа не скоро ! »
Что ж, мы знаем о привычной доступности билетов в будние дни, о возможности побродить по особой чуткости вечерним залам и по переходам свободно, -
без многочисленных « излишних » групп отечественных и зарубежных туристов ;
без монотонного умеренно тихого неизбежного шума от голосов экскурсантов ;
без чётких быстрых, заученных наизусть, информационных речей ведущих экскурсии.

Совершив « поход » до Дворцовой площади, пожелав здоровья и многих лет Эрмитажу,
мы направились вдоль чётной стороны набережной реки Мойка в сторону Конюшенной площади ; оттуда опять же вдоль набережной, а именно канала Грибоедова, и далее по Инженерной улице вернулись к зданиям Русского музея.

Контролёры, билеты, гардероб, войлочные тапки(?), неизбежность туалетных комнат,
обращение внимания на сувенирный и почтовый киоски …
Народу не так и много для начала выходного дня : ни неудобной тесноты в разных
по размерам и по освещению залах, ни регулярности появления организованных групп,
ни чересчур длительного ограничения доступа к наиболее известным полотнам :
это когда люди допустимо максимально близко рассматривают ту или иную картину
малого формата.

Куинджи, Иванов, Врубель, Шишкин, плеяда « передвижников » …

Археологические экспозиции … --- были они тогда, в 1975 году, или же появились позже ?
Скульптурная голова Ярослава Мудрого … --- труд Герасимова ...
напоминание про эпоху скифов …

Русский музей прежде отличался камерностью, ощутимым « домашним уютом », ---
в отличие от имперского объёмно-пространственного отстранённого величия
двух Зимних дворцов : малого и всем известного.

Она и я « позволили друг другу » быть свободными в наших передвижениях по залам,
в нашей обособленной внимательности к определённым произведениям живописи.

Пройдя ознакомительный произвольный маршрут, уточнив местонахождение конкретных картин, можно было « на втором или на очередном круге » подольше побыть зрительно
и мысленно возле творений, реально создающих вблизи себя ту самую художественно-смысловую ауру.

( Нечто подобное я прочувствовал в Новосибирской картинной галерее,
в марте 1988 года, когда дважды посетил выставку более ста оригинальных произведений Николая Рериха …

В Эрмитаже такое со мною происходило редко ; быть может по причине совсем иной атмосферы. )

Часа через полтора-два мы « неожиданно встретились » в особый момент удивительного путешествия к ночному Днепру при помощи изумительного мастерства Архипа Куинджи …
Завораживает именно тех, кто сам имел опыт не только летнего ночного и дневного общения с природой, со знакомыми с детства и в последующих своих человеческих возрастах речными, озёрными, лесными, полевыми пейзажами. -
Камертон памятных чувств действует.

Побыв ещё примерно полчаса возле резонансных для неё и для меня картин,
мы решили покинуть ощутимо наполняющиеся новыми зрителями залы Русского музея.

Выйдя на площадь Искусств, « торжественным шагом » и с внутренним поклоном пройдя мимо памятника Александру Сергеевичу Пушкину, мы направились в сторону Невского проспекта по Итальянской улице, затем прошли вдоль него до моста через реку Мойка и, перейдя проспект, повернули направо, ко входу в популярную тогда не только
для студенчества « котлетную ».
Оказывается, это предприятие « общепита » знакомо и ей, -  для меня это место было известно с августа 1972 года ; тогда я имел реальную возможность для моего поступление в институт, в ЛЭИС, в год окончания средней школы, перестав быть учеником и став абитуриентом.

Эта удобная своим местонахождением « котлетная » славилась действительно вкусными, сытными, настоящими котлетами, разнообразием почти что домашних пирожков, булочек, иных кондитерских изделий,

Всегда свежий горячий натуральный кофе или вкусный чай или натуральные соки завершали быстрое и не дорогое « пиршество » за круглыми высокими столиками :
цена одной котлеты равнялась одиннадцати копейкам, цена порции кофе пятнадцать копеек, пирожки до десяти копеек за штуку, за кусочек хлеба надо было отдать
аж одну копейку. - На советский рубль можно было сытно, вкусно и быстро поесть почти что на Невском проспекте.
Быстро это по причине отсутствия стульев,- столики только для принятия пищи стоя.

Имея достаточно времени, - которое могло быть использовано для « взятия » нами
Зимнего дворца, - мы решили сходить на дневной сеанс в один из кинотеатров,
находящихся на Невском проспекте.
Дать отдых ногам, побыть близко друг от друга можно было и в более престижном
заведении ; но мои скромные финансы и её согласие на доступные нам двоим радости
позволили до поры до времени избегать обычных ресторанов и "элитных" кафе
в центральных районах Ленинграда.

Прокат всех новых фильмов, советских и зарубежных, обычно начинался с этих
по разному размещённых в жилых и в прочих зданиях кинозалов. ---
Самые известные центральные городские кинотеатры имели фойе, вход в которые происходил с широких тротуаров, щедро и ловко "расстеленных" по обе стороны проезжей части проспекта.

Единственный в Ленинграде специализированный кинотеатр, посещение которого
было возможно только после входа в арку с проспекта и затем одоления одного
или двух малых внутренних проходных дворов, проводил показ стерео-фильмов
при помощи специальных очков, выдаваемых зрителям и возвращаемых ими
после завершения просмотра трёхмерного кино.
Все остальные кинотеатры отличались лишь количеством кинозалов, числом мест
для зрителей, и, что тоже важно, ассортиментом своих буфетов.

Ближайший к той « котлетной » кинотеатр « Баррикады » не имел популярности
по причине малой своей известности, был неудобен своим залом,
имел плохое звучание.
Преимущество его было в том, что цены на билеты значительно ниже,
а сеансы позволяли экономить время, не затрачивая его на ожидание начала фильмов в других кинотеатрах Невского проспекта. -
Репертуар кинопроката был с небольшими отличиями.

Нам удалось купить два билета на дневной сеанс в « Художественном »,  -
туда успели придти за десять минут до начала.
Названия фильма не помню ; не остались в памяти ни номера мест, ни размещение ряда.

До сих пор памятны её ладонь в моей ладони, касание её плеча моего,
« невыносимое » тепло её правого бедра, аромат лесной утренней свежести
от её русоволосой головы …

                *

Возвращение на поездах метро ; автобус ; остановка « Пороховые ».
После первого нашего свидания она, понимая ограниченность времени и зависимость мою от удобного пригородного рейса до Воейково, ни малейшим образом не показала,
не проявила желательность провожания до её дома, - до которого ещё надо было доехать на городском автобусе другого маршрута.

Да и я не стал настаивать на обязательности этой общепринятой церемонии,
верно понимая собственную мою значительную зависимость от дальнего расстояния, неодолимого иным способом кроме прямого маршрута « Пороховые --- Воейково ».

На этот раз мы имели больше свободного времени, которое позволяло мне и проявить
инициативу и добавить к моим прежним благодарностям за совместное первое наше
« окультуривание » новые в виде шутливых намёков относительно дальнейшего
« моего воспитания до уровня коренного ленинградца » : достаточно ли в этом
особенном городе  музеев, концертных залов, улиц, проспектов, набережных каналов и рек, совместное посещение которых позволит мне достичь её уровня восприятия прошлого и современности, её уровня отношения ко многим типично ленинградским частностям, её такого вот удивительного со мною качества общения …

Она улыбнулась в ответ на мое пожелание проводить её до дома и дала согласие.
Перспективы новых встреч тоже были подтверждены « хотя бы тем », что у меня
во внутреннем кармане пиджака имелись два билета на дневной спектакль в театр :
на воскресенье, шестого января следующего года, театр имени А.С.Пушкина.
Удобная близость Невского проспекта : от станции метро "экскурсионная" короткая пешая прогулка до театра.

Билеты были мною куплены в одной из уличных театрально-концертных касс,
когда мы после просмотра кинофильма шли по проспекту в сторону Дома книги. -
Моей доброй интересной милой знакомой понадобилось купить подарок для её подруги.

                *

Совершенно для меня незнакомый микрорайон ; гармоничное сочетание величественных
многоэтажных домов послевоенной постройки с относительно недавно возведёнными.
Строгая геометрия жилых кварталов, разного назначения магазины на первых этажах
современных жилых зданий.
На широких магистральных улицах имеется, кроме автобусного, и троллейбусное движение.
( Трамвайных линий не помню. )

Очередная остановка нашего автобуса ; мы перешли на другую сторону улицы
и направились, дворами, к её дому.
Я постарался хорошо запомнить предстоящий обратный путь.
 
Вот мы остановились.
Она показала на ближний торец многоэтажного дома : « Третий подъезд.
А может и парадная. Номер квартиры ?
Пусть останется тайной до нашей следующей встречи.
Будь здесь, шестого января, к одиннадцати часам. »

Улыбнулась глазами, губами, и тихо произнесла : « Поцелуй меня … »

Я, нерешительно, приобнял её, чуть наклонился к ней, нежно коснулся её левой щеки …

Она отстранилась, покачала головой, без упрёка : « Не туда и не так.
В губы, на терпение дыхания и желания ... »

« Русь ! Ты, вся, поцелуй на морозе ! » --- Вспомнились гениальные строки … пронзительность сущности образа …

Ещё две-три « вечности » миновали, прежде чем наши горящие губы расстались ...




                09.02.2024

                "     "     "     "     "