Антисемитская кампания 1968 года в Польше

Юрий Шутилин
Антисемитская кампания 1968 года в Польше. У государственного антисемитизма в Польше долгая история. Так ещё с 1917 года, власти активно поддерживали теорию еврейского коммунистического заговора - так называемую «Жидокоммуну». Истерия на этот счёт для довоенной Польши была неотъемлемой частью политической жизни.

После оккупации Польши войсками гитлеровской Германии, многие евреи бежали от нацистов в СССР, однако они не забыли страну в которой они родились и выросли несмотря на все притеснения которыми они там подвергались.

После войны большинство из этих людей пожелало вернуться в Польшу, которую они считали своей Родиной, для того чтобы вместе с поляками строить республику в которой не должно быть места межнациональной розни. После того как мир лицезрел весь ужас преступлений нацистов, возможность возрождения такой розни для многих людей казалось немыслимой.

Жизнь однако, сложилась иначе. В 1956 году в Польше к власти приходит ранее исключённый из Польской Рабочей Партии за национализм Владислав Гомулка. На волне начатой в Советском Союзе кампании по борьбе с «культом личности» Гомулка быстро находит виновных в импорте сталинизма в Польшу - евреев вернувшихся из СССР и занявших в новой Польше государственные посты. В правящей партии начинаются чистки, в которых национальный признак играет не меньшую роль чем идеологический. Однако, эти чистки были лишь прологом грядущих событий.

В 1967 году, после победы Израиля над поддерживаемыми СССР арабскими странами в Шестидневной войне, в Москве прошло совещание на котором главы стран «соцлагеря» получили указания разорвать с Израилем дипломатические отношения. Все советские сателлиты за исключением Румынии выполнили волю Москвы, одновременно с СССР развернув пропагандистскую кампанию против «сионизма». Однако, в Польше эта кампания в продолжение давних политических традиций приобрела особенно яркий характер.

Вернувшись в Польшу, Гомулка, выступил с речью против «израильского агрессора» и его поддержки в польских «сионистских кругах», заявив, что «нашей стране не нужна пятая колонна».

Говоря про «пятую колонну» Гомулка прямо подразумевал наличие организованного сионистского заговора в еврейской общине, к 1967 году насчитывавшей не более 30 тыс. человек при общем населении Польши в 32 млн. человек.

Сразу же после речи Гомулки, из рядов Народного Войска Польского (так назывались вооружённые силы) по обвинению в сионизме смещаются со своих постов большинство офицеров-евреев, и на этом антисемитская кампания казалось бы стихает. Но затишье было перед бурей.

30 января 1968 года 300 студентов выступили против запрета объявленного антисоветским спектакля «Дзяды» по пьесе поэта;романтика Адама Мицкевича. Студенты подали в Сейм петицию со многими тысячами подписей.

В наказание за участие в протестах по поводу спектакля «Дзяды» двое студентов, случайно оказавшихся евреями, Генрик Шлайфер и Адам Михник, были исключены из Варшавского университета. В пятницу 8 марта учащиеся университета вышли в ответ на большую демонстрацию, которая была жестоко разогнана милицией. Но призывы к свободе слова и соблюдению гражданских прав вскоре услышали в учебных заведениях по всей стране, и до конца выходных десятки тысяч студентов и сочувствующих вышли на улицы.

Власти очень боялись народных волнений и того, что к студентам присоединятся рабочие. Тогда глава МВД - открытый антисемит Мечислав Мочар предложил план - объявить, что лидеры беспорядков являются евреями и сионистами. Правоохранительные органы составили список организаторов выступлений, первые строчки в котором занимали лица еврейской национальности. Этот документ был передан в прессу в целях нейтрализовать протест путём донесения до населения мысли, что негоже полякам идти за врагами-евреями.

Одновременно, как вспоминает во «Франкфуртер альгемайне» польский литературовед Кароль Зауэрланд «В тот момент неожиданно появилось огромное количество антисемитских листовок, разоблачавших влияние сионистов и их соратников — польских интеллектуалов».

Было развёрнута крупнейшая в послевоенной Европе кампания гонений на евреев. Партийные и католические СМИ хором заголосили о «синонистской пятой колонне» цитируя прошлогоднее выступление Гомулки. В течение следующих десяти дней было опубликовано 250 статей, немалая часть из которых была посвящена теории еврейского заговора. Но кампания не ограничивалась гневными заметками в газетах. На заводах, партсобраниях и даже в спортивных клубах по всей Польше власти организовали более 100 тыс. митингов, на которых были приняты антисионистские резолюции. В одной из них, датированной началом апреля, говорилось: «[Мы требуем] полной очистки нашего социалистического общества, политических, управленческих, образовательных и культурных структур, а также общественных организаций от сионистских элементов. <…> Тех, кто отравляет дух и сердце молодежи нигилизмом и космополитизмом, нужно лишить влияния».

В то время родилась невеселая шутка:
«В чем разница между антисемитизмом сегодня и до войны? — До войны он не был обязательным».

На еврейское население Польши обрушилась волна физического насилия. Еврейских журналистов избивали, еврейских трудящихся травили, еврейских студентов преследовала подчинявшаяся Мочару милиция. Люди, виновные лишь в своём еврейском происхождении становились объектами издевательств. В этой атмосфере, которая, по словам историка Дариуша Столы, представляла собой «символический погром», десятки людей покончили с собой, не справившись со всеобщим поношением и социальной изоляцией.

19 марта 1968 года Гомулка выступая перед большой аудиторией активистов правящей партии, назвал главными виновниками беспорядков враждебных элементов, из которых многие являются евреями. Еврейское население Польши, по мнению генсека, нужно разделить на три категории: поляки, космополиты и сионисты. Если первая и самая многочисленная группа гордо служит своей родине, а со второй еще можно мириться, то третья группа, «польские граждане, эмоционально и мысленно связанные с Государством Израиль», должна покинуть страну. Обозначив «хороших» евреев как поляков, Гомулка продемонстрировал, что стать для польских властей своим гражданин еврейской национальности мог лишь забыв про своё происхождение и свою культуру, растворившись в польском этносе.

В ходе борьбы с «сионистской угрозой» тысячи людей потеряли работу, причём это коснулось самых разных сфер деятельности. В Лодзи, где власти вообще не ограничивали антисемитские выпады, из городских газет уволили еврейских журналистов, администрация местной офтальмологической клиники требовала у врачей свидетельства о крещении в католической церкви, а местное бюро пропаганды ПОРП опубликовало материал, содержавший цитаты из давно разоблачённой фальшивки - «Протоколов сионских мудрецов». Меньше чем за два месяца еврейское население Лодзи, некогда крупного центра еврейской культуры было вытеснено из города.

В результате около 15 тысяч человек, уставших жить в страхе покинули Польшу. Власти позволили еврейским гражданам покинуть страну на двух условиях: они должны были отказаться от гражданства и заявить, что направляются в Израиль. Так было найдено циничное оправдание этнической чистке: зачем бы эти люди стали уезжать в Израиль, если раньше они не были сионистами. Вместо польского паспорта им выдавали путевой документ, где было написано, что предъявитель сего «не является гражданином Польской Народной Республики».

В последующие месяцы антисемитский накал стал спадать, но не исчез из политической жизни «народной» Польши.

Когда в августе 1968 года в ответ на ограниченную либерализацию политической жизни войска СССР, Польши и других стран ОВД вторглись в Чехословакию, чехословацкие граждане вышли на улицы своих городов в защиту суверенитета своей страны. Гомулка сразу же нашёл в этих демонстрациях сионистский след - ведь чехословацкие евреи приняли в протестах активное участие.

В документе «Уроки кризисного развития в Компартии Чехословакии…» (1970) прямо указывалось на то, что главными силами контрреволюции были силы, активно выступавшие с позиции сионизма.
Разгон студенческой демонстрации. Март 1968
Разгон студенческой демонстрации. Март 1968