О причинах сталинских репрессий

Александр Бурьяк
В сфере рационального достаточные причины сталинских массовых
репрессий вряд ли будут когда-либо найдены. Надо полагать, эти
жуткие события были в значительной степени иррациональными, ре-
зультатом массового психоза, вроде военной паники 1927 года в
СССР.

Сталинские репрессии...
- лишили страну значительной части ценных кадров;
- отняли силы, которые можно было тратить и на что-то сози-
дательное;
- создали в стране нетворческую атмосферу, атмосферу страха,
чем притормозили социальное, техническое и пр. развитие
СССР накануне большой войны (да и в последующем);
- дискредитировали социализм в глазах части советских граж-
дан;
- сократили число "друзей СССР" за границей;
- с запасом на много лет обеспечили врагов СССР материалом
для подрывной пропаганды (этим материалом пользовались и
гитлеровцы, частью с подачи его Иваном Солоневичем --
кумирчиком теперешней бестолковой российской патриотствующей
интеллигенции);
- создали Советскому Союзу имидж "колосса на глиняных ногах",
что подтолкнуло Гитлера к нападению на СССР;
- затруднили Сталину поиск союзников против Гитлера;
- в конце концов существенно поспособствовали ликвидации СССР
в 1991 году;
- продолжают портить имидж постсоветской и довольно-таки анти-
советской России.

Своими "защитными" массовыми репрессиями Сталин не только не-
имоверно нагадил потомкам (нам то есть), но почти отпилил сук на
котором сидел сам. В космос мы зато слетали раньше других (на за-
тыренных у гитлеровцев ракетах; ладно, на доработанных), надо же.
Кстати, не понимаю, как это в России ещё не запретили упоминать,
что великий Сергей Королёв неслабо попользовался наследием Верне-
ра фон Брауна. В СССР ведь это была одна из священных тайн от на-
рода.

* * *

Вообще, что являл собой Сталин? Замес из паранойи, мститель-
ности, садизма, стремления рулить и жажды величия, настоенный на
комплексе неполноценности и неприятностях семейной жизни в отсут-
ствие сколько-нибудь значительной способности к креативу. Выше-
среднесть ума только отягощала всё это, поскольку не позволяла
впадать в приятные заблуждения на свой счёт и делать что-то ми-
лосердное благодаря хорошему настрению и уверенности в себе. В
разном возрасте вес тех или иных мотиваторов у Сталина менялся,
но в среднем картина была такая, как здесь сказано.

Большая побуждающая заноза в задних мягких тканях сочеталась
у него с повышенной психической выносливостью, использованием
возбуждающей силы никотина и отсутствием склонности к гедониз-
му. Это был неуёмный труженик в деле укрепления власти.

Концептуальные тексты у Сталина получались в целом вымученные и
уж точно не "бессмертные", хотя и не лишённые эффектных элемен-
тов. Как деятель он был скорее ситуационщик, чем реализатор мис-
сии. Главным для него было рулить, а куда -- это вопрос обстоя-
тельств. Но в ранней доверчивой молодости он в марксизм наверняка
верил. А потом стал частовато упираться в его слабости, и, навер-
ное, у Сталина появился элемент разочарования в марксизме. К при-
меру, марксизмом был почти начисто профукан "еврейский вопрос"
(считалось, что этот "вопрос" отпадёт сам собой в процессе массо-
вого движения к "светлому будущему").

Сталин много читал отчасти из стремления компенсировать недобор
"общей культуры", своевременного качественного систематического
образования и собственных конструктивных идей, а не только чтобы
[глушить чтением муки совести и т. п.] отвлекаться от тяжких мыс-
лей перед сном. Оно-то, на первый взгляд, вроде как прекрасно, но
одно дело слегка усиливаться через чтение, другое -- эрудировать-
ся, чтобы корчить из себя великого интеллектуала, или пытаться
компенсировать чужими идеями свой недобор по части масштабного
креатива. И стране было бы больше пользы, если бы Сталин увлекал-
ся, скажем, охотой и путешествиями. Но он ведь боялся быть под-
стреленным...

Проявлявшееся иногда великодушие Сталина, наверное, не всегда
было напускным, инструментальным, но от этого людям было только
хуже, потому что у них складывались пустые надежды по его поводу
и он не воспринимался как абсолютное зло, подлежащее уничтожению
во что бы то ни стало. Считали, что это чудовище всего лишь не
было осведомлено о некоторых обстоятельствах, не имело всесильно-
сти, не вполне справлялось со "слишком человеческим" у своих со-
ратников и у широких народных масс и только поэтому не всегда
пресекало разрушительные глупости и жуткие мерзости, творившиеся
чуть ли не сплошь и рядом. Что надо было лишь суметь довести что-
то там до сведения Сталина, и он наверняка принял бы надлежащие
спасательские меры.

Инстинкт самопожертвовательного обожания вожака стаи силён у
очень многих людей, и Сталин этим инстинктом вовсю пользовался,
обеспечивая огромному множеству человечков острейшие переживания
верноподданнического счастья. Даже через много лет после смерти
чудовища, у него ещё хватало страстных поклонников, продолжавших
впадать в экстаз.

Сталин стремился, чтобы его воспринимали как скромного всесиль-
ного бога, плоховато маскирующегося под старшего товарища и тре-
бующего от окружающих, безусловно верящих в его божественную сущ-
ность, чтобы они делали вид, что он для них -- скорее лишь стар-
ший товарищ, заслуживший немалоее уважение. Кто не подерживали
этой его игры в скоромного бога, тех он ликвидировал.

У мании величия бывают разные степени силы. У Сталина кое-какая
мания величия наверняка имела место. Иное дело, что он был слиш-
ком умным для того, чтобы верить в свою непогрешимость. Неверие в
собственную неспособность крупно ошибаться обусловливалось у него
не только тяжёлым опытом огромных промахов, но также тем, что уж
он-то знал, что как "теоретик марксизма" он является тем ещё ими-
татором и манипулятором. Полной внутренней вжитости в роль смерт-
ного земного бога Сталин не достиг, иначе и паранойи у него было
бы наверняка поменьше: бога ведь защищает его божественная сущ-
ность.

Параноик был вынужден уничтожать людей, чтобы ослаблять силь-
нейшее давление паранойи на свою психику.

А вдобавок он мучил людей, потому что был ещё и садист. Но му-
чил чужими руками, потому что надо было оставаться в роли бога.
Сталин паранойил не в одиночку, а вместе с соратниками. К тому
же они местами паранойили друг против друга.

Когда я оцениваю "роль Сталина в истории", я примеряю его мас-
совые репрессии к самому себе: представляю, как лично меня месяца-
ми избивают и калечат, а под конец волокут на расстрел; как рас-
правляются заодно с моей семьёй, причём всё это НИ ЗА ЧТО. Я ни-
как не могу представить себе, что от этого в конце концов получа-
ется польза государству. На кой чёрт мне Россия, Советская власть
и весь коммунизм вместе с ними, если меня ради них впечатывают
сапогами в бетонный пол, ломают мне рёбра, крушат зубы, отбивают
почки. С этими "ценностями", мягко говоря, большой непорядок,
если ради них творится масштабное чудовищное зло. Думаю, те, кто
славословят Сталина, тоже примеряют к себе его массовые репрес-
сии, только помещают себя на место не жертв, а их избивателей и
расстрельщиков. В лучшем случае -- на место спокойно отворачива-
ющихся, заведомо неуязвимых зрителей.

Кто считают, что "иначе было никак", "щепки летят" и "нередко
неизбежно ошибались", те -- особо опасные для общества трепачи,
образованцы, моральные уроды, псевдоумники, абсурднутые заскочни-
ки и креативно убогие интеллектуальные побирушки, которых лучше
держать подальше от высоких трибун и руководящих должностей. Ко-
нечно, многие их них при случае закончат свои тухлые жизнюшки,
как Ягода, Ежов и Берия, но пострадает ведь и множество других,
более-менее нормальных людей, ценных для общества.