Великодушие компьютера

Виктор Анисимов
   Обычно великодушие принято ассоциировать с добрыми и благородными людьми, которые готовы помочь ближнему, отказавшись от собственного преимущества. Но оказывается, что всё обстоит несколько сложнее, и это самое великодушие способны  проявлять не только люди, но и машины. Например, компьютер или, как сейчас модно говорить, искусственный интеллект. Загадочный случай, произошедший во время моей игры с шахматной программой даёт некоторую пищу для таких размышлений.

   В последние годы такой вид шахматных состязаний приобрёл необычайную популярность. Многие любители прекрасной игры посвящают этому занятию уйму времени, оттачивая своё мастерство, готовясь к соревнованиям или просто получая удовольствие от игры с невидимым соперником. Я не стал исключением и много играл с новой шахматной программой, постепенно повышая уровень сложности после очередной победы и белыми, и чёрными фигурами. Для себя я взял за жёсткое правило - ни в коем случае не возвращать свои ошибочные ходы. Переход на очередной уровень сложности давался мне очень нелегко. В подавляющем большинстве партий компьютер побеждал уверенно и хладнокровно, если, конечно, эти эпитеты применимы к компьютеру. Он безжалостно использовал малейшую ошибку и в подавляющем большинстве случаев выигрывал, не оставляя мне никаких шансов. Приходилось играть десятки партий, чтобы добиться ничьи и уж тем более победить. Каждая победа вызывала у меня бурю восторга, так как давала возможность перейти на следующий более высокий уровень сложности.

   Через несколько месяцев нашего противостояния я начал играть на довольно высоком уровне, который примерно соответствовал силе мастера или кандидата в мастера. И, естественно, проигрывал партию за партией. Я уже только мечтал о том, чтобы добиться хотя бы ничьи. В одной из партий мне удалось грамотно разыграть дебют и получить позиционное преимущество в миттельшпиле с хорошими перспективами для атаки на короля соперника. И вдруг я совершил обидный зевок, всё пошло насмарку. Материальное преимущество компьютера возрастало с каждым ходом, а его пешка неудержимо рвалась в ферзи.

   Я был подавлен. Ведь играл-то здорово, грамотно, изобретательно, а всё смазал одним жутким зевком!.. Ну, ничего не поделаешь...

   В расстроенных чувствах я тупо и бессознательно переставлял одну и ту же фигуру с места на место... И тут случилось то, чего я никак не ожидал. Невидимый соперник вдруг последовал моему примеру - произошло трёхкратное повторение ходов и на экране компьютера загорелась табло - "НИЧЬЯ"!