Всего лишь сон 6

Анатолий Просняков
Сон от 9 февраля 2024 года

Мы поднимались по винтовой дороге втроем. Юн шел впереди, за ним мы с Люси, держась за руки. Прошло полгода, как я вернулся из внешнего мира. И вот вновь повторяю знакомый путь.

Когда я вернулся, и Люси услышала мой рассказ, то сразу же заявила, что ей необходимо выйти к людям. Сказала так, что я понял: выйдет, несмотря ни на что.
Надо отметить, что я был наверху марафонцем, хотя очень давно, а здесь стал супермарафонцем, готовясь на выход. Пятьдесят километров идти в гору – не шутка, даже с учетом того, что организм Люси стал моложе и крепче. Я готовился долго, имел опыт, поэтому пришлось стать тренером для собственной жены.

Вначале мы бегали со своими детьми по нашей долине. Это было не совсем удобно. За нашими детьми увязывались толпы ктомиков. Мы с Люси бежим впереди, за нами – детский сад. Разумеется, весело. Для начального этапа подготовки это было нормально.
На следующий месяц мы расширили географию забегов. Бегали в соседние долины, с собой брали только восьмилетнего сына, опережавшего маму, что ее стимулировало.
На третий месяц мы стали бегать за две-три долины, в одну сторону – около двадцати-тридцати километров. Сын возвращался самостоятельно от ближней долины. Так он нас провожал каждый раз. Утром мы выбегали, вечером возвращались. Дети хозяйничали дома. А что там хозяйничать? В нашей помощи большой необходимости не было. К трем годам дети ктомов практически становились самостоятельными, когда заканчивалось грудное вскармливание. Опасностей нигде нет. Задача одна: не потеряться. Потеряться сложно – в своей долине. А наших детей все знали – вполне возможно, во всем мире ктомов. По росту они были на уровне взрослых ктомов, поэтому заметны.
На четвертый и пятый месяц забеги в одну сторону были на дистанцию около пятидесяти километров, поэтому в один день мы не успевали возвращаться. Отдыхали в конечной точке, возвращались к вечеру второго дня. Затем сутки отдыхали дома. Таков был режим подготовки.

На шестой месяц мы достигли берега ктомского моря. На берегу его находился центральный город ктомов. Вода в море – пресная. Откуда прибывает вода в море, нам не удалось узнать. Над морем постоянно находился туман, на берегу – легкий ветерок типа бриза. Но реки текут из этого моря в нашу сторону. В городе живут старейшины-мудрецы. Так как мы с Люси отдыхали по два дня, то посещали старейшин, которым было не меньше двухсот лет. За месяц мы дважды попали в столицу ктомов. До нее от нашей долины около ста километров. И вот что мы узнали об истории народа ктомов.

Народ ктомов возник многие тысячи или миллионы лет назад, придя из внешнего мира. Внешний мир был жесток. Вначале население жило в полостях на глубинах от трех до пяти километров. Но внешний мир мог достать их на этой глубине. Тогда у ктомов, вернее, у их предков, были домашние животные – крупные и маленькие, с рогами и без рогов. Но иногда из внешнего мира заходила вода и топила полости, уничтожая все живое. Сейчас в этих полостях находится черное масло. Выжившие ктомы спускались еще ниже, пока не достигли надежного уровня – то есть, современного (15-20 километров). Здесь есть вода, воздух и питание. Выше этого уровня есть полости, где находится плохой воздух. Туда ктомам попадать запрещено, хотя проходы открыты. В тех полостях нет выхода во внешний мир. Там, где есть возможность, например, в горах, делаются проходы во внешний мир, чтобы была вентиляция для выхода плохого воздуха.
Само море не имеет границ – по утверждениям мудрецов. Еще одно утверждение, что море заканчивается там, где небо смыкается с водой.
Это понятно. Попробуйте обойти море пешком, даже подземное. А так как небо здесь твердое, то твердь рано или поздно где-то опустится до уровня моря. Каких-нибудь плавсредств мы не заметили. Оно и понятно: для строительства простейших судов нужны материалы, а что сделаешь изо мха?
Мы с Люси сделали свой вывод из этих данных: нефть образовалась при утоплении подземной жизни, а газ, в основном, метан, выходит как продукт жизнедеятельности подземного мира, значит, его запасы никогда не кончатся. Сама подземная жизнь существует миллионы лет. А вот жизнь снаружи всегда находится на волоске – постоянные опасности. Да и заливало полости, видимо, при периодических катаклизмах, когда цунами проходило несколько раз по всей поверхности Земли.

Практически за полмесяца до выхода наверх тренировки были прекращены. Делались обычные пробежки по своей долине, чтобы не потерять физическую форму. Понятно, что бегали всей семьей. Дети понимали, что скоро им придется быть без родителей, поэтому держались всегда вместе и радовались друг другу. Кстати, вождь обещал нам заботиться о детях, он провожал нас вместе с детьми до винтовой дороги.

С нами подрядился идти Юн – для помощи. Я-то говорю о нем, употребляя слово «друг». Но в ктомском языке нет такого слова, потому что нет слова «враг». Вражеским или плохим, никудышным в ктомском мире может быть стихия – допустим, где-то что-то обрушилось: это – плохо. Но перевести слово «вражеский» не получится, точного соответствия нет. Поэтому и слова  - друг, дружба, дружелюбность – отсутствуют в ктомском словаре. Просто их нет. Тогда как мне назвать Юна? Кто он мне, кто он нам с Люси? Помощник? Но его никто не назначал. Вот приятель – такое слово – ближе. Ему – приятно, он – приятель. Слово «приятно» есть в словаре ктомов: например, запах мха – приятный. То есть, можно назвать приятелем, но вообще таких людей называют здесь словом «свой». Свой, по-свойски, он – мой, еще можно сказать: он это я. То есть, самый-самый свой. А мы таких называем словом «друг». Да-да-да, есть, вернее, было и у нас такое, но давным-давно. Женщина говорит кому-то о муже: «Мой-то не хочет кушать кашу», то есть, не называет по имени или по званию «муж», а ласкательным словом «Мой». А это идентично ктомскому определению. Вот на основании этого рассуждения можно прийти к выводу, что корни у нас одни – человеческие. Но было это миллионы лет назад.

Как бы там ни было, Юн пошел с нами. Когда Люси решила выйти на поверхность – вернее, в изумрудный город – то она придумала сделать подарок его жителям. Она собрала мешок питательного мха, как рассаду, с корневищами. Но мешок оказался тяжел. Она, видимо, и не собиралась его нести, да никто бы из нас с Юном и не позволил. Какое-то время я нес мешок, он был сделан с лямками, чтобы нести на спине. Потом Юн забрал его и ушел вперед. Видимо, заметил, что одной рукой я держу Люси, а это неудобно. Догнать его я не мог - Люси шла медленнее. Думаю, ему это было привычно, ведь я с ним подружился, когда он работал на дальних расстояниях от дома.
Когда я был с мешком, Люси много не говорила, осознавая, что нагрузила меня зря, ведь долгая дорога идет только в гору. Когда мешка не стало, Люси повеселела и стала напевать песенку, в которой было все три слова: «Я увижу звезды!». Она повторяла эту фразу бесконечно, распевая на разные лады, и ее восторг передавался мне через дрожание руки. Под такую музыку было легко идти, да я еще подпевал, и высота покорялась нам почти незаметно.

Мы шли без остановки сутки - до начала тропы. Там нас ожидал Юн. Мы расположились на отдых. Для этого у Люси была ткань, которую она постелила на землю.
Юн сказал, что уже отдохнул и пойдет по тропе до входа. Эта тропа длиннее, чем та, по которой я выходил к скале. Она тоже круто поднимается наверх. Тропа, по которой мы спускались с Люси после падения. Вот здесь помощь Юна оказалась более необходимой.  Тропа настолько узка и низок потолок, что мне пришлось бы мешок держать перед собой на руках, согнув голову. Юн удачно вписывался в конфигурацию тропы.
Когда Юн ушел, Люси прилегла на подстилку, не выпуская моей руки. Я сел рядом. Люси тут же уснула. Какой бы она выносливой ни была, утомление усыпило ее. Мы прошли, двигаясь только вверх, 50 километров да еще по долине пять километров. Как я уснул, не помню. Проснулся от того, что услышал голос Юна. Он сходил до точки входа и вернулся.

Юн сказал, что там – белая стена и красная точка. Я понял, что Руководитель выполнил мою просьбу. Через несколько часов мы были у точки входа. Перед нами оказалась площадка с бетонной стеной, в центре которой наверху горел красный глазок.
Я достал Сигнализатор, лежавший в закрытом кармане комбинезона. Сигнализатор был выдан Руководителем в прошлый раз. Он мне уже пригодился: когда я был в скале и закрыл створ камнем, то Сигнализатором дал команду роботу на завершение задания. В ответ была фраза: «Задание завершено, до свидания!». Роботы – культурные механизмы, чуть не сказал, люди.
Вот и теперь нажал кнопку. Глазок замигал. Центральная часть бетонной конструкции стала раздвигаться в обе стороны, открывая проход длиной метров в пять. Стены прохода были такой же узорчатости, как пазлы. То есть, вставляться при соединении они будут наиболее прочно. Я захватил мешок, а Люси пошла вперед. На прощание пожал Юну руку, чисто по-человечески. У них это не принято, потому что большинство читает мысли собеседника. Пожатие руки это удостоверение дружбы, чистоты мыслей: мол, не бойся, я – хороший. А ктомы и так это знают, зачем им излишние ритуалы?
Выйдя в полость, мы обернулись. Юн стоял и смотрел на нас. Мы помахали ему руками, и я включил Сигнализатор. Стена замкнулась.

Полость была чистой, поверхность ровной.  Значит, Руководитель отсрочил строительство здесь помещения – до нашего появления. Мы пошли к месту лифта. Лифт спустился перед нами. Нас встречали.

Мы - на сцене большого зала, мне неизвестного, полного народу. На экране позади нас – во всю стену – изображение Юна, смотрящего наверх. Оказалось, когда он приблизился к стене, сработала автоматическая съемка. Теперь люди наслаждались видом подземного жителя. В зале был гул от разговоров, смешков, восклицаний. Знал бы Юн, каким знаменитым стал у нас!
В зале стали хлопать. Руководитель показал Люси, что люди просят ее рассказать обо всем.
Люси вышла вперед, сказала два слова: «Дорогие мои…», и дальше не могла продолжить, закрыв лицо руками. Все-таки человеческое в ней никуда не делось. В целом, нашу эпопею уже знали из моего описания. Зал стих.
Люси продолжила. Она рассказывала и о подземном мире, о детях, о возможности сотрудничать людям с ктомами, о чудесных свойствах мха, который она хочет отдать на испытание Доктору Плацебо, а часть его посадить в полости, где мы случайно оказались. Можно создать условия, идентичные условиям подземного мира, чтобы выращивать мох постоянно, используя для продления молодости людям.
Как было понятно всем, Люси не собиралась вновь уйти полностью в подземный мир, но и порвать с ним не могла: она сама уже стала другой, дети выросли в других условиях, но она и ее семья могли стать связующим звеном между людьми и ктомами.
Я тоже попросил слово. Сказал, что главная мечта Люси – увидеть звезды, которых не видела больше десяти лет, и мы надеемся, что такая возможность появится. Зал одобрительно загудел.
Затем слово взял Руководитель. Сказал, что решил обрадовать гостей, сообщив, что удалось обезвредить базу Мирового компьютера, находящуюся на южном берегу. База застыла, все роботы, в том числе пустынники, обездвижены. Это только начало большой работы, но уже – шаг вперед. 
- Наши гости могут спокойно гулять наверху и любоваться звездами, - добавил он.

Ночь была ясной. В пустыне редко бывает облачность. Звезды казались еще ближе, чем в прошлый раз. Вначале мы просто сидели в креслах на руках у роботов и любовались звездами и планетами, находили цветовые нюансы в туманностях, являющихся бесконечно далекими галактиками, а у планет рассматривали их спутники-луны.  Затем стали командовать роботами, чтобы те вращались по кругу: тогда звезды уплывали в противоположную сторону. Меняли вращение навстречу друг другу, делали «восьмерки» и вообще расшалились, как дети! Свежий воздух пустыни казался нам глотком свободы! Человеку чуждо закрытое пространство. Ему нужен простор, воля, открытость, чтобы двигаться все дальше и дальше, познавать новое, открывать неизвестное.


Сон приснился, когда начал одолевать февральский грипп. Разумеется, я не дал ему разгуляться. Он, понятно, приходит не один – со всеми штаммами ковида, гриппов и прочей шелухи. Несмотря на мое сопротивление народными методами, он потихоньку воздействовал на мозг, я это ощущал, как отек, когда неожиданно приходилось чихать. А под утро – приснился этот сон. Когда встал, чтобы записать, вновь начал чихать. Надеялся, что забуду. Нет, не забыл, пришлось включить компьютер и записать.

Надеюсь, больше снов не будет, ведь грипп я вылечил, попарив ноги в горчице.

Здесь "Всего лишь сон - 1": http://proza.ru/2021/07/13/1370