10. 5 Виды человеческой деятельности

Лариса Болотова
 «У современного человека имеется множество различных видов деятельности, число которых примерно соответствует количеству имеющихся потребностей …

… основные параметры, в соответствии с которыми можно описывать систему человеческих потребностей и далее пользоваться ими … это сила, количество и качество потребностей.

Под силой потребности имеется в виду значение соответствующей потребности для человека, её актуальность, частота возникновения и побудительный потенциал.

Количество – это число разнообразных потребностей, имеющихся у человека и время от времени становящихся для него актуальными.

Под своеобразием (качеством?) потребности имеются  в  виду предметы  и объекты, с помощью которых та или иная потребность может быть достаточно полно удовлетворена у данного человека, а также предпочитаемый способ удовлетворения этой  и других потребностей. Например, познавательная потребность одного человека может быть удовлетворена в результате систематического просмотра только развлекательных передач по телевидению. Другому для полного удовлетворения аналогичной потребности мало чтения газет, книг, прослушивания радио и просмотра телепередач. Третьему помимо перечисленного необходимо систематическое общение с людьми – носителями полезной информации познавательного характера, а также включение в интересную самостоятельную творческо-поисковую работу».

Можно также «… обобщить и выделить основные виды деятельности, свойственные всем людям. … Это общение, игра, учение и труд.


ОБЩЕНИЕ – первый вид деятельности, возникающий в процессе индивидуального развития человека, за ним следует игра, учение и труд. Все эти виды деятельности носят развивающий характер, то есть при включении и активном участии в них ребёнка происходит его интеллектуальное и личностное развитие. Общение рассматривается как вид деятельности, направленной на обмен информации между общающимися людьми.  … Общение может быть непосредственным и опосредствованным, вербальным и невербальным.

При непосредственном общении люди находятся в прямых контактах друг с другом, знают и видят друг друга, прямо обмениваются вербальной и невербальной информацией, не пользуясь для этого никакими вспомогательными средствами. При опосредствованном общении прямых контактов между людьми нет. Они осуществляют обмен информации или через других людей, или через средства записи и воспроизведения информации (книги, газеты, радио, телевидение, телефон, телефакс и т. п.).

ИГРА – это такой вид деятельности, результатом которого не становиться производство какого-либо материального или идеального продукта (за исключением деловых и конструкторских игр взрослых и детей). Игры часто имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Иногда игры служат средством символической разрядки напряжённостей, возникших под влиянием актуальных потребностей человека, которые он не в состоянии ослабить иным путём.

Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры  с правилами. Индивидуальные игры представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек, групповые – включают несколько индивидов. Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов. Сюжетные игры разворачиваются по определённому сценарию, воспроизводят его в основных деталях. Ролевые игры допускаю поведение человека, ограниченное ролью, которую в игре он берёт на себя. Наконец, игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников. Нередко в жизни встречаются смешанные типы игр …»

                Если рассматривать физический мир  с точки зрения выработки энергий: физической, чувственной и мыслительной, то игра – это дополнительный выход этих энергий. Допустим, что это так, но происходит углубление в физический мир.

«УЧЕНИЕ выступает как вид деятельности, цель которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях.  Оно может быть неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она прямо служит средством психологического развития индивида.

ТРУД занимает особое место в системе человеческой деятельности. Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития. С трудом, прежде всего,  связано создание и совершенствование орудий труда. Они в свою очередь явились фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества».

                Добилось ли всего этого человечество само или ему оказали помощь высшие силы?

Источник информации книга «Психология» Р.С. Немов (стр. 129).