Кто ожесточил сердце фараона?

Георгиевна
   Друзья мои, тема у меня сегодня не скажу, что архиважная и актуальная, но достаточно непростая и интересная. Как всегда, постараюсь кратко, но как получится.

   Итак, кто ожесточил сердце фараона? Те, кто знает что это за фараон и причём здесь его сердце, могут пропустить вводную часть. А тех, кто понятия не имеет о чём идёт речь, введу в курс дела.

   О Египетском фараоне мы знаем из книги Ветхого Завета "Исход". Когда Господь Бог решил вывести свой народ из Египта и фараон этому воспротивился, то на нем совершились все эти десять казней о которых, я думаю, знают почти все, кто хоть немного интересуется историей и мировой культурой. Но чтобы было понятно даже тем, кто слышал об этом в пол уха, начну издалека.

    Приблизительно за полторы тысячи лет до рождества Христова евреи: Иаков с сыновьями и домочадцами, в количестве семидесяти, по причине голода в земле Ханаанской, переселились в Египет. Пока их брат Иосиф был в почёте у фараона, им жилось хорошо. Но вот фараон умер и на его место пришёл другой, который Иосифа не знал. Начались гонения и притеснения. Так еврейский народ, хоть и размножился сильно, попал в кабалу.

   Много рабов это хорошо. Его можно изнурять работой и платить копейки, чтобы не сдохли с голоду. Но у каждой палки два конца. Если на египтян нападут, то евреи могут перейти на сторону врага. Тогда царь Египта решает убивать всех новорожденных мальчиков. Какое сердце нужно иметь, чтобы на такое решиться?! Но всё когда -нибудь кончается. Умер и этот царь Египетский. Но жизнь евреев от этого лучше не стала. Они продолжали вопиять ко Господу и были услышаны.

  "И услышал Бог стенание их, и вспомнил Бог завет Свой с Авраамом, Исааком и Иаковом... и призрел их Бог".

   Призрел- значит обратил внимание на их страдания и послал Моисея вывести из рабства народ иудейский.

   Как ни пытался Моисей уклониться от этого поручения, ничего у него не получилось. После обещанной помощи брата своего Аарона, пришлось ему идти в Египет с этой важной и очень трудновыполнимой миссией. Так как сам Господь сказал ему: "Но Я знаю, что [фараон] царь Египетский не позволит вам идти, если не принудить его рукою крепкою; и простру руку Мою и поражу Египет всеми чудесами Моими, которые сделаю среди его; и после того он отпустит вас". Исх.(3-19-20) И не просто отпустит, а выгонит евреев из страны своей всех до единого.

   Пришел Моисей и Аарон, брат его, к фараону и сказали: " Бог Евреев призвал нас; отпусти нас в пустыню на три дня пути принести жертву Господу, Богу нашему, чтобы Он не поразил нас язвою, или мечом. И сказал им царь Египетский: для чего вы, Моисей и Аарон, отвлекаете народ [мой] от дел его? ступайте [каждый из вас] на свою работу". Исх.(5:1-4)

   А своим надзирателям повелел: "не давайте впредь народу соломы для делания кирпича, как вчера и третьего дня, пусть они сами ходят и собирают себе солому,
а кирпичей наложите на них то же урочное число, какое они делали вчера и третьего дня, и не убавляйте; они праздны, потому и кричат: пойдем, принесем жертву Богу нашему; дать им больше работы, чтоб они работали и не занимались пустыми речами".(Исх.5:7-13)

   Ставя себя на место фараона, чистосердечно признаюсь, что я бы тоже не отпустила. Вот представьте! Древний Египет: куча богов, а ещё больше священных животных, которые их олицетворяют. К тому же цари Египта считали себя потомками бога Солнца на земле. Фараон был верховным правителем и одновременно верховным жрецом, которому воздавались великие почести. И тут приходят самые последние люди в государстве и говорят: "Наш бог Господь призывает нас принести Ему жертву, отпусти нас".

 Вполне естественно, что владыка Египта отвечает Моисею: «Кто такой Господь, чтоб я послушался Его и отпустил Израиля? Я не знаю Господа и Израиля не отпущу» (Исх.5:2).

   Принимая во внимание то, что еврейский народ был так многочисленен, что внушал фараонам страх, было неразумно, с моей точки зрения, не знать бога, которому этот народ поклоняется. Мне кажется, что это говорит о высокомерии себя и о презрении к другим. Но иначе и быть не могло; человек, наделённый безграничной властью, мало думает о ком-то кроме себя и чаще полагается на свою силу и власть чем на здравый смысл.

   Этим отказом Моисей удивлен не был, так как был предупреждён Богом о том, что только сила заставит фараона изменить своё решение. И тогда начинается противостояние Бога и фараона.
 
   Аарон бросил свой жезл и он превратился в змея. Волхвы Египетские сделали то же самое своими чарами, но жезл Ааронов поглотил их жезлы. "Сердце фараоново ожесточилось, и он не послушал их, как и говорил [им] Господь.
И сказал Господь Моисею: упорно сердце фараоново: он не хочет отпустить народ.".

   И понятно почему. Цари, шахи и падишахи, президенты и высокопоставленные чиновники у власти должны иметь самое лучшее. Самые прекрасные дворцы, самые красивые женщины, самые роскошные одежды, самые изысканные яства, самые искусные маги и чародеи должны быть у них. Они к этому привыкли. И вдруг властитель Верхнего и Нижнего Египта получает щелчок по носу. Такого унижения царь конечно же стерпеть не мог. Но что он может сделать? Он ожесточил своё сердце! Вроде бы всё ясно, но смысл ускользает, потому что мы сейчас так не говорим. Вот если сказать, что человек затаил в сердце своём злобу, обиду, тогда всё понятно.

   Сколько людей после ссоры становятся врагами и не сосчитать, только потому что не простили унижения или оскорбления в свой адрес. С каждым разом когда мы терпим оскорбления или унижения и не прощаем; когда мы сами поступаем бесчеловечно по отношению к другим; не поступаем по любви, добру, милосердию наше сердце грубеет, становится бесчувственным, жёстким, жестоким. Кто в этом виноват? Неужели Бог?

   На следующий день Моисей вторично приходит к фараону и говорит: "Господь, Бог Евреев, послал меня сказать тебе: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение в пустыне; но вот, ты доселе не послушался.
   Так говорит Господь: из сего узнаешь, что Я Господь: вот этим жезлом, который в руке моей, я ударю по воде, которая в реке, и она превратится в кровь, и рыба в реке умрет, и река воссмердит, и Египтянам омерзительно будет пить воду из реки".
И сделали Моисей и Аарон, как повелел [им] Господь.

    Почему мы называем своего Бога Спасителем, потому что Он тот, "Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины".(1Тим.гл.2) А в книге Иезекииля Господь говорит: "Я совсем не желаю смерти грешника, но чтобы обратился и жил".(Иез.33:11)» И идолопоклонник-фараон не исключение. Господь говорит: "Ты сказал, что не знаешь бога евреев. Так вот из этого чуда ты можешь узнать о том, что я Бог настоящий, истинный. Покорись"! Но царь Египта не внял голосу разума.
"И ожесточилось сердце фараона, и не послушал их, как и говорил Господь".(Исх.7:22)

    После второй казни, когда вся область наполнилась жабами, которые оказались не только в домах, но и в спальнях, и на постелях, и в печах и в квашнях и на всех египтянах, фараон сказал Моисею : " помолитесь обо мне Господу, чтоб Он удалил жаб от меня и от народа моего, и я отпущу народ Израильский принести жертву Господу".

  Казалось бы победа. Фараон признал бога евреев и смирился. Но увы, увы. Как только "жабы вымерли в домах, на дворах и на полях [их]; и собрали их в груды" и "увидел фараон, что сделалось облегчение, и ожесточил сердце свое, и не послушал их, как и говорил Господь".(Исх.8:15)

   Такие люди не редки: когда их припрёт беда или обстоятельства, они готовы признать кого угодно и согласиться с чем угодно, только бы изменить ситуацию к лучшему и избежать наказания или облегчить страдания. Они готовы признать Бога, даже если до этого они Его знать не хотели или даже хулили. Но как только человек понимает, что ему ничего не грозит и беда миновала, всё возвращается на круги своя. Невзгоды забываются и высокомерие берёт своё. Бывает даже так: человек в беде обращается к Богу, а когда получает просимое, говорит что это случайное совпадение и никакого Бога нет. Вот так и здесь. Видя явное чудо, фараон пошёл на уступки и даже признал Бога евреев. Но как только всё закончилось благополучно стал прежним упрямым и жестоким. Тут уже, наверное, никакого сочувствия он ни у кого не вызывает.

   Ничего не дала и третья казнь, когда вся земля покрылась мошками.
 
   "Аарон простер руку свою с жезлом своим и ударил в персть земную, и явились мошки на людях и на скоте. Вся персть земная сделалась мошками по всей земле Египетской". Старались также и волхвы чарами своими произвести мошек, но не могли. И были мошки на людях и на скоте. И сказали волхвы фараону: это перст Божий". (8:17)

   Понимал ли фараон, что противостоит не людям, но богу. Несомненно, потому что братья говорили не от своего имени. Но даже если разум его был ослеплен, так бывает что гнев и ярость берут верх над разумом, то вот уже его маги и чародеи говорят ему: "Это перст божий. Одумайся". Но нет. Опять мы видим, что "сердце фараоново ожесточилось, и он не послушал их, как и говорил Господь". (8:18)

   Но Бог долготерпелив. Он терпит упрямство фараона и не оставляет попыток его переубедить, хоть и знает заранее, что этого не произойдёт. С каждым разом Он всё больше открывает царю Египта своё могущество. Во время четвёртой казни, когда  налетело множество пёсьих мух в дом фараонов, и в домы рабов его, и на всю землю Египетскую, Господь сделал разделение народа египетского и израильского.

   "...и отделю в тот день землю Гесем, на которой пребывает народ Мой, и там не будет песьих мух, дабы ты знал, что Я Господь Бог среди всей земли;
Я сделаю разделение между народом Моим и между народом твоим".

  То есть этим чудом Господь показывает, что Он не только Бог иудеев, но всей земли. Господь Вседержитель, которому подвластны и небо и земля и вся тварь от большой до самой маленькой. "Но фараон ожесточил сердце свое и на этот раз и не отпустил народа".(8:32)

  В народе есть такая поговорка: всему своё время. Не думаю, что все, кто её употребляет, вычитали её у Экклезиаста. "Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время войне, и время миру".

   Наблюдая за тем, что творится в мире, человеку думающему легко вычислить эту формулировку самому. День сменяет ночь, зима- лето, молодость - старость. В детстве время человеку расти, в юности- учиться, познавать себя и окружающий мир, в зрелые годы -  искать смысл жизни и работать над собой. Становиться настоящим человеком, созидать, радоваться, растить детей. Пришла старость- дать место другим, а самому уйти на покой. Своей мудростью, накопленной за долгую жизнь наставлять своих внуков на путь добра; болеть, размышлять, готовиться к вечности, а не гнаться за молодыми, всеми правдами и неправдами стараясь удержать уходящий поезд.

   Как отдельным личностям, так и государствам Господь отводит время созидать, налаживать связи, заводить друзей, укреплять мир между народами;  Но никто об этом не беспокоится. Всё пущено на самотёк. Самое главное успеть набить карманы, пока ты у власти. Теперь время мира прошло, пришло время войны; время тужить и плакать об утраченном; делать выводы и учиться на допущенных ошибках.

   Во время сталинско-хрущёвских гонений на церковь святые говорили, что перед концом света Господь даст время узнать веру православную, прийти к Господу. Вновь откроются храмы, будут идти службы и никого за веру не будут преследовать. В те времена жестокого террора на верующих, это казалось невозможным. Но вот мы в это время живём. Ремонтируются церкви и храмы и воздвигаются новые, с работы за то, что ты ходишь на службы не увольняют, издаётся куча религиозной литературы, но верующих, которые бы стремились в церковь, раз-два и обчёлся. Вернутся гонения и люди будут охать и ахать, причитая об упущенных возможностях. Но время повернуть вспять нельзя. Всему своё время. 

  Так и в этой истории, которая произошла в Древнем Египте, нам в назидание. Было время у фараона познать любовь и долготерпение Божие и приклонить шею свою под власть  Всевышнего? Считаю, что да. Предостаточно. Даже после того как у египтян вымер весь скот, а "из скота же сынов Израилевых не умерло ничего", не захотел. Не обрёл ни страха Божия, ни смирения. Божье долготерпение и человеколюбие величайшее привело к тому, что фараон ещё больше ожесточился.

  После седьмой казни Господь сказал Моисею: "завтра встань рано и явись пред лице фараона, и скажи ему: так говорит Господь, Бог Евреев: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение;
ибо в этот раз Я пошлю все язвы Мои в сердце твое, и на рабов твоих, и на народ твой, дабы ты узнал, что нет подобного Мне на всей земле;
так как Я простер руку Мою, то поразил бы тебя и народ твой язвою, и ты истреблен был бы с земли:
но для того Я сохранил тебя, чтобы показать на тебе силу Мою, и чтобы возвещено было имя Мое по всей земле".

   Мы видим как меняется риторика Божьих посланий к правителю Египта. Апостол Павел в своём послании к римлянам (9:22) сравнивает фараона с сосудом гнева, который давно готов к погибели. Господь долго щадил его, но теперь хочет показать на нём силу своего гнева и одновременно богатство славы Своей над сосудами милосердия (евреями).

  Василий Великий о сосудах гнева пишет так: «сосудом гнева» бывает тот, кто в себе, как в сосуде, вместил всю силу диавола, и по происшедшему в нем от порчи зловонию не может быть взят на какое-нибудь употребление, но достоин одного истребления и погибели.

  Поелику же надобно было его сокрушить, то разумный и мудрый Домостроитель душ устроил, чтобы он соделался знаменитым и для всех известным, а чрез сие, когда сам по чрезмерной порочности стал неисцелен, своим бедствием принес пользу другим.

   Ожесточил же его Бог, Своим долготерпением и замедлением в наказании дав усилиться его греху, чтобы открылась на нем правда суда Божия, когда лукавство его возросло до крайнего предела. Почему, начав с меньших язв и непрестанно умножая и усиливая казни, не смягчил его упорства, но нашел, что он и Божие долготерпение презирает и насылаемые на него бедствия переносит как нечто обычное.

   Даже и после этого не предал его смерти, пока он сам себя не потопил, в кичении сердца своего отважившись идти путем праведным, и возмечтав, что Чермное море как для народа Божия, так и для него будет проходимо".

   Печальна участь Египта с таким правителем. И сам погиб и страну погубил. Как Мамай прошел по земле Египетской. Поля истреблены градом и саранчой, скот полёг от мора, в семьях оплакивают своих погибших детей и мужей.
 
   Но у кого хватит смелости обвинить в этом Бога? Не упрямство ли фараона и его равнодушное отношение к бедам своих подданных погубило страну?! Стоило только послушать окружение своё: "Тогда рабы фараоновы сказали ему: долго ли он будет мучить нас? отпусти сих людей, пусть они совершат служение Господу, Богу своему; неужели ты еще не видишь, что Египет гибнет"? (10:7)

   Но что ему Египет, что ему люди?!  Когда человек всего себя подчиняет силам зла, то делается их рабом и решения принимает уже не он, а сатана. В Евангелии говорится: когда Иуда принял кусок (хлеба), вошёл в него сатана. Думал ли он после этого о чем-то другом кроме как о предательстве?!  Будьте уверены, что нет. Ни минуты, ни секунды. Он торопился сделать то, что от него требовалось. И только после того как он выполнил свою миссию и дьявол отошёл от него, пришло понимание и раскаяние в том, что согрешил, предав кровь невинную.

   Так и здесь. Фараон своим упрямством дал силам зла великую власть над собой, от которой уже не смог освободиться, пока не погиб. Это ли не урок всем живущим на земле даже до скончания века?!


     09.02.2024 г.



     Георгиевна