Страх и Ужас - разные понятия, доп 10. 2. 23 г

Полковник Чечель
                РЕЦЕНЗИИ:

      «Мне кажется, что только такие откровенные рассказы и помогают молодежи не только выбрать правильный путь в жизни, но и позволяют ей не свернуть с избранной дороги».
                С глубоким уважением, Василий Лесников.
     "Пусть покинет меня всё, только бы не покинуло меня мужество"...
                Иоганн Готлиб Фихте (немецкий философ, 1762 - 1814 г.)
   
     "В обще-то, я уже ничего не боюсь, но неожиданно свалившееся  "финансовое благополучие" меня может напугать", - любил говаривать мой друг -  бывший офицер группы "Альфа", Владимир Минеев, пытаясь притянуть эзотерический закон: "Чего боишься - то и произойдёт". И 16 лет назад это у него получалось. Наша Николаевская Областная Федерация Авиационных Видов Спорта, где он был коммерческим директором, процветала. А затем Судьба всё же настигла его. Он разбился на маленьком самолётике "НАРП-1" 9 мая 2008 года. НЕБО тебе пухом, Володя, мы про тебя помним...

     Рецензия на «Встреча с гадюками на Пасху» (Татьяна Немшанова)

      Редкий рассказ, Таня, по накалу испытанных мной эмоций во время прочтения!!! Может потому, что самые страшные для меня мгновения своей экстремальной жизни у меня связано со змеями. Более того, был случай, (слава Богу, что один), когда я испытал не просто СТРАХ. Мне довелось испытать УЖАС. Хотя оба эти понятия растут из одного "корня", но между ними есть принципиальная разница - эмоциями страха можно управлять, и за счёт проявленного МУЖЕСТВА, допускать осознанные действия, то Ужасом управлять нельзя!!!

      Но тем "грамотеям", которые думают: "Во заливает трусливый полковник" - скажу так: "Чтобы понять, что я прав, надо это чувство "УЖАС", хотя бы однажды испытать!!!" (пусть даже в далёком детстве или юности, как случилось у меня). Не хвастаясь, скажу - за мои 76 прожитых лет у меня нет поводов укорять себя, что я когда-то струсил, или, трясясь за свою шкуру, предал, бросил друга или хотя бы допустил поступки, за которые потом стыдно перед самим собой!!!

      И таких упрёков, утверждаю на 100%, мне не может сделать мне никто, из моих друзей, родственников, знакомых или подчинённых. Чтобы не быть голословным, приведу пару примеров: "Василич, по поводу "Ваших лётчиков". Как бы Вас не критиковали, согласны мы с этой критикой или нет, я в таких случаях отвечаю, он мой командир, случилось бы, я за ним в бой пошёл бы без размышлений, хороший он или зашкаливает у Василича, мне по фигу, что о нём говорят, он мой командир и точка!.

      Рассказываю им, любопытным, один случай, в котором сам участвовал. Помните, когда в Острове нас пришли отлупить колами скобари к офицерскому общежитию, вечером, после службы? Когда стало понятным, что драку избежать не возможно, КОМАНДИР ПОЛКА её возглавил, скомандовал "А ну погнали их мужики!". И гнали мы эту шоблу с колами до самого города! Помните?! Спрашиваю, осуждающих Вас, а ваш командир на такое был способен?! Возглавить драку своих молодых офицеров с местными хулиганами? Конечно же им нечего сказать..." (Это слова одного из моих пилотов, Игоря Ларькова, летавшего на Л-29, ТУ-134убл; ТУ-16к-26 - у меня в полку; СУ-24мр, и один из сыновей которого, тоже стал военным лётчиком).

       Второй пример приведу в отдельном опусе, который решил написать, прочитав рассказ Татьяны Тулпаровой. Что же касается змей, поясню: - http://proza.ru/2011/06/01/1003 - Для пользы дела повторю мысль: "Смею вас заверить, уважаемые читатели, что Страх и Ужас - это явления одного порядка, но есть между ними принципиальная разница. Страхом можно управлять, Ужасом - нет. В моей жизни был один лишь случай, когда пришлось понять это раз и навсегда, испытав Ужас. Это было в Уссурийской тайге на сопках Сихотэ-Алиня.

      Мы с братом и другом Володей Уваровым поднимались на сопку под названьем «Корабль». По размерам и высоте она похожа на крымский «Аю-Даг», но имеет примечательную форму – похожа на днище перевёрнутого корабля, только верх плоский. Стены имеют приличную крутизну, но подниматься относительно легко из-за множества кустов и деревьев, растущих на склоне. Я лез первым. До вершины оставалось метра полтора. Моя голова уже видела рельеф и траву на ней. Я стоял двумя ногами на небольшой, но удобной выемке в скале, оставалось только, найдя что-то устойчивое, за него ухватиться и бросить тело вверх.

      В поле моего зрения попал плоский камень, размером 40 – 50 см. С моей стороны он врос в землю, а с противоположной – там оказалась выемка, до которой я смог дотянуться правой рукой. Я крепко сжал пальцы, переносом тела проверил, что каменюка вроде держит, но как только сделал попытку подниматься, камень вдруг вырвался из гнезда, и полетел вниз. Я заорал «КАМЕНЬ», предупреждая тех, кто был внизу. Повиснув на левой руке, проводил его глазами, рассуждая: «А хороший «Ба-Бах» получился», - только потом повернулся лицом к скале.

     А из ямки, которая осталась от камня, шевелилась и вставала куча змеёнышей, маму я с перепугу не разглядел, хотя наверняка она была где-то  рядом. Клубок змей оказался в 10-15 сантиметрах от моего лица, руки были заняты, т.к. правую, мне с началом «Ба-Баха» тоже пришлось перенести  на щель, за которую я держался вначале. Т.е. я висел на скале... Именно ужас заставил меня отшатнуться, понимая, что сюда я уже не вернусь, хотя подо мной было порядка 20 метров высоты. Мне повезло. Метра 3-5 в стороне и ниже оказалась вершина молодого кедра, на которую я прыгнул "рыбкой", пробил кедр, не смог зацепиться за ветки, упал на крутой склон, прокатился по нему метров 50 пока остановился... Но потом долго не мог отойти от пережитого ужаса... Я теперь понимаю, как люди при пожаре выпрыгивают из высотных зданий с мизерной надеждой на спасение"...

Т.е., у Тани Тулпаровой две змеи лежали на стопах ног, а если бы их морды оказались в 10 см у лица и руки заняты??? Хотя, конечно, я допускаю мысль, что она бы и тогда не испугалась. Ведь есть же люди на Земле, которые "ничего не боятся", как мой дружбан, покойный Володя Минеев...

Это тоже про змей - http://proza.ru/2017/07/10/2125 - "Кусают ли змеи в воде?"
                С теплом, полковник Чечель.

                ЕЩЁ СЛУЧАЙ

   Второй пример, о котором намёком упомянул в Рецензии Татьяне Тулпар, такой, (и то, рассказываю о нём только потому, что что даже спустя 41 год, не нашёл на него ответа, ПОЧЕМУ ???): Я уже писал, что после окончания Военно-Морской академии получил назначение в 12 омрап, (г. Остров, под Псковом), но прослужив в нём ровно две недели был переведён на свою же должность, зам. К-ра 15 одрап, по безопасности полётов, в гарнизон Чкаловск под Калининградом, в связи с катастрофой ТУ-22р и гибелью экипажа подполковника Вячеслава Аникушина. Как выразился зам. Командующего ВВС БФ генерал И.С. Пироженко: «Идёте на усиление полка».

     А через 8 месяцев мне вручают ордер на 3-х комнатную квартиру в новом доме  и одновременно доводят приказ Командующего ВВС БФ Петра Ивановича Гончарова срочно убыть опять в Остров на должность заместителя к-ра полка по лётной подготовке, с мизерной перспективой стать командиром 12 омрап. Почему я написал, с «мизерной»? Потому что, тогда в кадрах пошла «мода», на должность к-ра полка назначать, пройдя ступень начальника штаба полка, а я от неё отказался, (когда предложили идти в 57 мрад, аг. Быхов). Чтобы гражданский народ понимал, почему? – скажу, должность нш ап такая «хлопотная», что там летать некогда, можно только «портянками» для личного состава заниматься или «бумажки» на столе для командира перекладывать…

    В общем, в апреле прибыл я в Остров, и на одном из первых построений выходит перед строем полка начальник полит. Отдела спец частей, полковник Калмыков Виктор Иванович и делает объявление, что руководство гарнизона «Остров-2» решило, в связи с участившимися хулиганскими выходками гражданского населения, в основном, молодёжи, ввести ночной офицерский патруль, дополнительно к тому, который назначается каждый день на сутки, официально.

     Все, в общем-то, согласились, т.к. сама идея была здравой – с началом весны шуму по ночам стало намного больше. Езда на мотоциклах без глушителя, «пьяные» драки приходящего из города гражданского населения, выходки великовозрастных подростков  и прочие «безобразия» мешали личному составу нормально спать перед полётами, жёнам с детьми в вечернее время было иногда небезопасно гулять, и вообще, сам порядок в городке Остров-2, до которого не добиралась местная милиция, мог бы быть и лучше. Но когда полковник Калмыков озвучил, что этот дополнительный патруль будет назначаться, в основном, из добровольцев, и задал риторический вопрос: «Кто пойдёт первым, в эту ночь, с субботы на воскресенье?» - в строю наступила зловещая тишина, хотя до этого народ бухтел: «Правильно, надо что-то делать».

     А я уже две недели, как в спортзале Дома Офицеров официально открыл и вёл секцию каратэ, помятуя о том, что также делал Тимур Апакидзе, который впоследствии станет Героем России и легендой палубной Морской авиации, а мы с ним подружились в Чкаловске, когда он был ещё капитаном, и я ходил к нему на тренировки. В общем, через минуту ожидания, которая мне показалось очень «долгой», я задал себе вопрос: «Вася, кто, если не ты?» - (хотя тратить субботнюю ночь на «х…ню» даже для общего блага, не хотелось. Уж, больно много нарядов пришлось нести за предыдущую службу, включая патруль в Новогоднюю ночь с 31.12 на 1.01.80 года на Невском проспекте города Ленинграда…

    Мысленно сказав себе: «Не царское это дело, но ведь кто-то должен идти первым!!!» - я вышел перед строем и объявил: «Мне нужны ещё 3 – 4 добровольца, из офицеров или прапорщиков». Вышло ещё 5 человек, как я и ожидал, из тех, кто стал ходить ко мне  в секцию на каратэ. Только прапорщик Иван Фомичёв был не из их числа, но с ним мы сразу нашли друг друга и подружились, как фанаты бега, лыж и вообще, как спортсмены. Жаль, за давностью лет, уже не помню, кем у меня служил Иван, аэродромным механиком или летал стрелком-радистом бомбардировщика-ракетоносца ТУ-16к-26, как и не запомнил ребят, с кем довелось дежурить в ту первую ночь. Но сами «экцессы», а их было шесть, помню очень хорошо, как и свои ошибки при этом!!!!!!!!!!!!

    В частности, уже под утро, где-то в 4 часа утра, я принял решение разделить группу. Трёх человек отправил в район гаражей и «Шанхая», а сам с двумя бойцами дежурил возле гостиницы по улице им. Героя Советского Союза,  лётчика Шумейко. Орущий на полную громкость магнитофон и пьяную компанию молодых людей: 5 человек мужской особи и три – женской – услышали и узрели издалека. Дав команду: «Берём», - бросились наперерез. Подскочив к пританцовывающей под музыку группе, я попытался кончить всё миром: «Молодые люди, все в гарнизоне ещё спят. Предлагаю, или выключить магнитофон, или уменьшить громкость?»

    Сразу скажу, мы были в комбинизонах, и никакой красной нарукавной повязки, типа «патруль», у нас не было. В ответ на моё предложение нас послали: «А не шёл бы ты, дядя, на Х…?» Более того, хозяин магнитофона «Хиттачи», рослый парень, лет 20-ти, включил его на полную громкость. Я схватил за ручку, попытался вырвать, парень оказался сильным – не отдавал. Остальные «мальчики, девочки», под визг, пытались мне помешать. Мои два бойца их пробовали оттащить и ждали моей команды: «Мочи…» (так мы проработали на инструктаже, который я им дал перед началом дежурства). Но пускать руки и ноги в полную силу не хотелось. Вот тогда у меня мелькнула мысль: «Эх, Вася, не надо было разделять группу!!!»

    Минуты полторы мы с парнем пытались выкрутить друг другу руки, и когда я принял решение, что правой ногой бью лоу-кик, а с левой руки садану хук в челюсть, как подскочили трое моих орлов, на «шум», который услышали из района гаражей. Как кутят, раскидали эту визжащую и орущую компанию, и забрав магнитофон, выключив звук, отдали его мне. Я же, со словами: «Мы вас переписали, если не угомонитесь, ждите утром вызова в милицию», - отдал магнитофон девушке, которая выглядела наиболее трезвой. Толпа, как-то сразу присмиревшая, удалилась, а мы в 6.00 утра разошлись с чувством, хорошо выполненного долга – МИРНУЮ и относительно СПОКОЙНУЮ НОЧЬ мы в городке «Остров-2» обеспечили!!!!!

    Кстати, в 1986 году в наш полк пришёл отряд из 12 – 14 лётчиков и штурманов: Юра Лончаков, Игорь Ларьков, Игорь Тульский, Игорь Димидов; а на следующий год Володя Кузнецов, Игорь Дейнека и ещё целый ряд достойных товарищей, вспоминая которых, я уверен, «эксперимент», предложенный в 1983 году полковником В.И.Калмыковым, прошёл бы несколько по другому, и не ограничился бы одной попыткой…

    Но самое удивительное для меня тогда, что из 6-ти авиационных частей, относящихся к аэродрому «Остров – 5»: 12 омрап,  342 ап РЭБ, АТБ, ОБС и РТО, РТБ и РТБК – нашему примеру не  последовал больше никто!!! Почему??? Вряд ли из «трусости», хотя не исключаю, что были и такие. Но большинство, думаю, из принципа: «Не царское это дело, пусть милиция наводит порядок, или те, кому «хулюганы»  мешают «спать»…

       Этот пример я привёл лишь как доказательство, прежде всего, самому себе, почему у меня случилось 13 переломов и ещё ряд травм, а также  теперешнее состояние здоровья немого, не ходячего инвалида-колясочника, с постоянной жизнерадостной «дебила» на лице…

      За полноценно прожитую жизнь надо платить!!! У кого-то получается прожить долго и умереть у камина «здоровым». У кого-то, это не очень вышло: Высоцкий, Визбор, мой инструктор на  ТУ-22м3, однокашник Юра Москвитин, юбилей которого мы отмечали со штурманом Славой Ясневым, вчера… и ещё кучу достойных людей можно вспомнить по этому поводу, включая Тимура Апакидзе, или знаменитого лётчика-испытателя «N», которого перенесённые огромные перегрузки в воздухе довели до того, что он даже родного сына не узнаёт … Что делать – у каждого свой Крест!!! Главное его пронести достойно, чтобы в конце Пути не жалеть о прожитой жизни!!!!!!

      Следующая ссылка - это, в порядке обмена опытом, делюсь некоторыми своими опасными ситуациями, которые были в жизни, а  вы уж сами подумайте, что пришло по судьбе или карме, а каких можно было бы избежать, будь автор сего опуса предусмотрительным и более умным.

           http://proza.ru/2018/02/25/1957

      А кому приспичит увидеть вживую полковника Чечеля, каким он стал сейчас, скопируйте ссылку, а потом вставьте в адресную строку интернета. Авось, вид этого товарища вас научит, что о здоровье надо думать чуть раньше, чем оно пойдёт на убыль, а, если начинаете заниматься боксом или каратэ, не жалейте времени на отработку защиты или набивку корпуса…

                Легендарный военный лётчик Василий Чечельницкий 25 апреля 2023 года, полковник Чечель Легендарный военный лётчик в Белорецке, Белорецкая телекомпания

    (Ребята, прошу пардону за слово «легендарный», написанное дважды, на так написано на сайте интервью, которое у нас с женой брало Белорецкое телевидение)…
                Всем Удачи, искренне ваш полковник Чечель.

     На фото - с милой женой Ириной выживаем в Алешковских песках, под Херсоном...
       Рецензия на «Страх и Ужас - разные понятия, хотя...» (Полковник Чечель)

     Читая, подумалось:
- я пишу о жизни женской. Пишу максимально обходя острые углы, ибо, читая, тут же сыпятся удивления, типа , в какой жути я живу и жила. У них - то никаких банд, пьяных отморозков никогда не было и нет. Никто никогда на них не нападал...

     Мне же с детства пришлось обучаться самозащите, ибо риск нападений был постоянен. А жила в городе. Ползала по горам, лесам. Ночами возвращалась с тренировок по спортивной гимнастике по неосвещенным
улицам окраин... Приходилось противостоять и против ножа, и против ружья, против банд... Одной..

     Не пишу о том... Ибо тут же посыпятся" удивления" словно люди живут в ином мире, где никогда не взрывались снаряды, никто не стрелял, не складывал дома в руины, погребая тысячи жизней заживо...

     Вы единственный пишите о том же, что и я! О том, что на кладбище напали с сапёрной лопатой, чтоб отобрать телефон... Больше никто о подобном не пишет, словно на нашей земле обитают одни ангелы.
Вот и думаю'

    - Почему?!..

     Мы не боялись глядеть смерти в глаза, и сейчас пытаемся писать правду, идя на риск?!.. или же видим иначе?!.. другие просто считают нормой, когда подростки пьют?!..
                Татьяна Немшанова   09.02.2024

      ВВЧ - Да, Таня, меня такая постановка вопроса тоже удивляет, что сам себе не раз задал вопрос, вроде, в шутку, а на самом деле, всерьёз: "Так, блин, что лучше, ужасный конец или ужас без конца?"

     А ещё вспомнилось, как всего через пол часа, как мой ученик Игорь Матейчик, который в этом походе был руководителем, сделал это фото, мы подошли к оазису из трёх чахлых сосенок. И возле одной из них я правой ногой наступил сразу на два моб. телефона, занесённых песком. Один из которых удалось вернуть хозяину, купив новый аккумулятор.

      А ещё через два часа у меня от чрезмерной нагрузки при ходьбе по барханам лопнули сосуды на этой же правой ноге. Она от бедра и до лодыжки стала вся тёмно-синей. (Это произошло после того, как я 8 литров воды Ирины добавил к своим 12, которые тащил).

     В итоге, Игорю пришлось дать команду разбить лагерь в оазисе на 5 км раньше того, к которому мы шли. Мне дали отлежаться трое суток в палатке, и обратно я смог доковылять до ж.д. станции, откуда мы доехали до Херсона, и лишь на следующий день я смог появиться перед хирургом...
                с Теплом, полковник Чечель   09.02.2024

    + добавить замечания

      Дорогой, ВВЧ! Я многого чего боюсь, только с годами научилась контролировать страх. Именно страх! Обучалась с момента, как училась ходить и говорить. Обучалась осознанно, целенаправленно. А вот ужас, то не страх. Испытала его однажды. В ситуации, казалось бы не предвещающей его внезапной вспышки.

      Когда приехали на Север, в Няксимволь- то родина Собянина, там постоянно горели дома, а мы их обществом дружно тушили. Но однажды в пожаре погиб мальчик, сын наших друзей. Видела его за часы до пожара. А через час, ночью нас разбудили, стуча в дверь. К нам обгорелый мужчина занёс завернутого в куртку ребенка. Сам уже не мог идти. И муж подхватил обгорелого мальчика и побежал с ним в больницу. А дома стойко пахло горелым человечьем " мясом". Сильный ветер не позволил прилететь санборту. Мальчик находился в сознании. Ему кололи обезбаливающие. Но он утром умер. И мы все хоронили. Помню и сейчас. Это были первые похороны, которые я видела.

      А потом случился пожар. И мы побежали помогать тушить.и внезапно меня одолел столбняк при виде огня.

      Я не могла шевелится от страха. Работал только мозг. И он анализировал ситуацию.как такое могло случится, не знаю. Только с той минуты я боялась именно этой беспомощности - столбняка, неконтролируемого мозгом. Боялась, что случись пожар, а я не смогу действовать. Произошло один раз в жизни, но страх от страха остался.больше всего боялась, что не смогу помочь, спасти в такой ситуации, подведу. Бог помиловал! Как и Вы, не могу вспомнить за собой подлого поступка.

                С уважением! Татьяна Немшанова   09.02.2024