Новые сентенции

Поляков Лёша
-1-   Мне нередко встречались споры, где одна из сторон говорила, что она говорит научные данные, а не отсебятину, что ей важна истина, а не бессмысленное самовыражение. Я обдумал это и, к своей радости, нашёл возражения. Научные истины…, что это? 2 + 2 = 4, или 5 * 5 = 25 – это и есть научные истины? Хороши истины, чтобы, вооружась ими, убеждать визави в своих знаниях. Я утверждаю, что они – не научные и не истины. Это факты мёртвой науки. Живая наука имеет дело с тем, что открывается в настоящий момент времени, и некоторое время спустя, до того момента, пока открытый феномен не становится общим местом, расходной монетой на базаре жизни. И лишь в этот отрезок времени этот феномен может, как я чувствую, называться истиной. Поэтому утверждать, что «меня интересует только истина» - это ложь, это присваивание себе чужих заслуг. Особенно этим грешат учителя и научные работники, остепенённые званиями. И это понятно: на кону – смысл их жизни. Они всегда утверждали, что занимаются наукой, что их интересует только истина, прикрывая словами то, что король-то – гол. Наука была позади когда-то, возможно будет и впереди, но на момент спора речь идёт только о самоутверждении, а не о научных поисках. Теперь второе: отсебятина! Что это? На мой взгляд – выражение некоторой мысли, непродуманной и, вполне может быть, неправильной. В истоках отсебятины лежат эмоции и чувства, наиболее важные содержания человеческой жизни. Конечно, правильные мысли – ещё ценнее, но это те правильные мысли, которые являются открытием или приводят к открытиям, то есть возникли впервые, или случайно повторились в другой голове. А остальные мысли – это простая шелуха, засохшие материя из разрушенных гербариев. Эмоции же и чувства – это вечно живые проявления психической энергии, это лучик света на самое ценное, чем обладает человек - тайну личности. А наши друзья называют презрительно их – отсебятиной, имея ввиду, что они-то не чувствуют подобное, что они презирают своего визави.

-2-   Если быть наблюдательным, то можно заметить, что на нейтральные темы спор бывает спокойным и рассудительным, а на горячие, скажем об Украине, или Армении – шелуха уважительного отношения слетает сразу и начинается поток оскорблений и ругательств.  Для меня – это означает, что тому, кто хамит неинтересен вопрос спора, он давно уже его решил и теперь оскорбляет тех, кто имеет другое мнение. Меня удивляет то, что такие люди не сомневаются в правильности принятого ими давно решения. Отчего они так уверены в себе? Да нет, они не уверены в своей правоте, и это их бесит.  Интересно, что нельзя сказать, что эти люди – с низким интеллектом. Многие из них – доктора наук, журналисты. Я считаю, что это говорит в них страсть – они боятся, что они всегда ошибались и с яростью,  не сдерживая себя,  ругаются как на базаре.  Отчего интеллект их прячется в такие моменты? Слишком велика страсть и ярость от боязни, что могли ошибиться. Я, если бы оказался на их месте, был бы смущён тем фактом, что именно так реагируют тысячи и сотни тысяч их сограждан. Это ли не маркер, того что они мыслят шаблонно?

-3-   Муслим Магомаев – гений, каждый звук его пения доказывает это.  Удивляет бесконечно ювелирная точность этих звуков: их музыкальность, верная интонация, тембр, убедительность, …. Всё это – трюизмы, давно всем известные истины. Я привык к тому, что Магомаев – один такой гений, нет и не было ему равного. И вдруг, я увидел по каналу «Культура» фильм про певицу. Надежда Аполлинарьевна Казанцева.  Она – второй, подобный Магомаеву гений высшей пробы.  Почему она неизвестна большинству? Не знаю. Может быть из-за того, что жила немного раньше Магомаева: 1911г (Иркутск) – 2000 г (Москва). Ей рукоплескала Италия и Англия, …, приглашал Большой театр СССР, но она так же, как Магомаев – отказалась, тоже выбрав концертную деятельность и преподавание. Почему она похожа на Муслима? Да потому, что с первых звуков её голоса очевидна её гениальность: чистота, верность музыке, интонация, особенно – темп.  Ничего доказывать не нужно: Магомаев и Казанцева – гениальны по своей природе. Какое счастье знать, что они были, и слушать их голос, радоваться богатству нашей жизни.

-4-        В фильме тайны следствия персонаж Платонов не допускает в общении с друзьями темы его влюблённости в общую их начальницу – Швецову. Он резко и решительно обрывает попытки начать разговор на эту тему. Во-первых, это сама ирония: ведь мелодрамы – это и есть переживание любовных отношений. А Платонов, перекрывает правду жанра правдой своего мужественного характера. Это одна из многих изюминок этого сериала. Но главное – другое: почему мы, всегда хотим скрыть свои самые глубокие чувства? Это – некая болевая точка нашего самоощущения: она включает в себя целую гамму чувств, которые мы прячем. Вот стихи, они рассказывают о глубоких душевных движениях, и мы не стесняемся их. А вне формата поэзии мы прячем свои переживания. Что является нашими стандартными скрываемыми сведениями? Например: наша влюбленность и её имя, наши отношения с мамой, наши планы, надежды, мечты, …, словом это то, что легко можно испортить нежелательным вмешательством. И ещё мы по опыту знаем, что разболтав что-либо о своей тайна, она лишается части своей привлекательности и силы. Почему?  А Вы думаете, если  дать Вам власть переставить в церкви иконы, поменять обстановку - Вы прибавите этому месту силу?  На такой глубине погружения в душу ничего трогать нельзя.   Мы не хотим рисковать этими святыми вещами. Общаться с человеком типа мужественного Платонова – скучно: молчун, никогда не раскрывается. Выгодно отличается от него Высоцкий, который «Когда в душе я раскрываю гранки на тех местах, где искренность сама, тогда мне в долг дают официантки, и женщины ласкают задарма». Нам нравится искренность в других, но сами мы не хотим быть душою нараспашку.

-5-     Чем реальная жизнь отличается от рассказа, романа, сериала? В жизни нет рамок, границ, заданных текстом фильма или повести.  Конечно, многие люди добровольно ограничивают себя стандартными восприятием и поступками. Но теоретически человек свободен каждую минуту рвать связь с прошлым и с привычками.  Да и мы часто чувствуем эти наши возможности и побаиваемся их. Или нам просто некомфортно, находиться в открытом поле возможностей: нужно же их понять, оценить, увидеть своё поведение в безграничном просторе.  Намного легче искать план жизни в ограниченном обьёме рассказа или фильма, или своих фантазий, которые чаще всего продолжают контекст известных нам опусов литературы или кино. Нахожу, что архитектура, музыка и балет – меньше чем новеллы  и романы или кино ограничивают наше восприятие и постижения. Они дают нам больше свободы, не принуждают нас к некоей заданности своим контекстом. Правда, не вся музыка такова, а только классические её жанры.

-6-   Путин на встрече с журналистами сказал, что его успех  определяется верой в русский народ. Трудно выделить какие-то конкретные причины для нашего благополучного будущего кроме обобщённой, суммарной причины – вера в народ. Я с Путиным согласен, но реальность мешает так считать.  Я могу представить себе, что народ, состоящий из нормальных семей с детьми, каждый день,  работающий там, где нельзя хитрить и получать несправедливо много по отношению к другим, ценит эту ясную жизнь и готов жертвовать личным ради всех. Я вижу, как наша жизнь ускоряется и усложняется. Возникают возможности мало работать и много получать. Самые очевидные – это реклама, эстрада, артистическая и научная деятельности,  это политика, торговля, ….  Всё это такие способы зарабатывать, которые связаны с личными способностями и трудом и не нуждаются в товариществе. Я вижу, как растёт количество людей, выбравших судьбу единоличного труда.  Мне понятно, что Запад, далеко ушедший от нас в эту сторону – отдельных личностей, зарабатывающих своими творческими возможностями, давно принял по умолчанию доктрину превосходства прав и интересов личности над общими, государственными. У них  не пойдут воевать за свою Родину без большого денежного вознаграждения.  У нас - идут. Потому что мы исторически работали коллективами и у нас народ – это не как на Западе – набор отдельных индивидуальностей, нет, наш народ – это  набор из людей, знающих, что они могут существовать только в  суверенной России. Но такое наше свойство – временное. Мы каждый день теряем наших сторонников, а наши противники пополняют свои ряды. Об этом нужно крепко задуматься!  Меняются под западные  условия нашей жизни, и будет изменяться и народ.

-7-    Я предлагаю сравнить две команды: первая – составлена из москвичей: пяток программистов и менеджеров, визажист, рекламщик, врач, пара юристов,  пяток журналистов, риэлтор, несколько фрилансеров,  пара художников и поэтов, пара артистов,  блогер,  фотограф.  И вторая команда – такое же количество чеченцев, воспитанных отцами в духе войнов, как и все чеченцы.  И между командами устроить соревнование по силовым видам спорта. По-моему, всем ясно, что победят всухую чеченцы.  Теперь я утверждаю, что люди Запада – подобны москвичам,  а русские, которым «за державу обидно», и которые в большинстве пока, - чеченцам.  Никогда Запад не победит Россию. Даже, имея технологическое превосходство, Запад не решится им воспользоваться, так как Россия превосходит их в стратегических средствах ядерного поражения.   Такое превосходство по возможностям народа не вечно. Россия повлеклась по западному пути – посмотрите на Москву.  Постепенно население России станет подобным западному: безразличному к состоянию своей Родины – космополитами.  Ещё я предполагаю, что история сейчас идёт по дороге деградации общества. Я думаю, что образ жизни царской России был  правильным и перспективным. Конечно, крепостное право  необходимо было ликвидировать. А сейчас мы движемся в опасном направлении:  превращении народа в сборище отдельных персонажей, заботящихся только о себе.

-8-    Как прошло наше детство? У меня, а я жил в обычной,  благополучной семье, отец не пил и родители любили друг друга, всё было хорошо дома. А на улице, где я бывал каждый день часов 8, как рабочую смену, каждый день - приключения. Меня не взлюбил отчего-то паренёк, на пару лет старше, и раз в неделю меня избивал.  Мы, стайка мальчишек, видели, как дрались на ножах, как старшие ребята отправлялись грабить магазины и прохожих, как водили к себе проституток.  Я не только не испытывал воодушевления от этого, подобно некоторым моим приятелям, но  ужасался увиденному. К чему я веду?  Я  только в 70 лет понял, что моя домашняя жизнь и родители были как несгораемая моё богатство, оно никогда на практике не использовалось, оно было как сон.  А мои приключения во дворе были  явью, требующей решений и поступков.  Поступки, к счастью я не совершал: был трусоват, защищать кого-то с риском для жизни я не решался, тем более воспитывать старших мне и в голову не приходило. Я их хорошо помню и ценю  ловкость и смелость в драках, и жизненную талантливость.  После восьмого класса, а тогда все школы были – восьмилетки,  мы  оказались в разных школах, я - в физ-мат школе, и позднее стал инженером.  Я был уверен, что настоящая жизнь моя – на улице, во дворе, а дом – это добрый сон.  Всех нас жизнь рассортировала по своим многочисленным закуткам.  И теперь для меня мой второй план, мои родители и их жизнь, уже после их кончины, вышли из области сна – на первое место. Я их вспоминаю каждый день как прекрасные, недостижимые образцы человека.

-9-   У зверька родились детки. Они выглядят смешными, нелепыми комочками, наощупь ищущими что-то, скорее всего – еду. Через год они уже освоили полмира и сознательно управляют собой: играют, изучают новое, прячутся.  У человеческих детёнышей взросление – другое. Помимо внешнего мира, который, как и зверьками постигается одинаково,  человеческие детки начинают чувствовать и другой мир – внутренний, наполненный  чувствами, фантазиями. Ребёнок выбирает мир, где ему сейчас находиться: во внешнем мире с родителями и страхами или во внутреннем, где много приятного. Подросток уже знает, что главный мир – внешний, он легко закрывает занавес перед внутренним миром и требует решений и поступков в своём мире, внешнем для подростка. Но внутренний мир становится надёжным убежищем от жестокостей внешнего мира.  Взрослый, зрелый человек уже знает, мир, который внутри – это его тайная игрушка, с которой так приятно играться, но это его обезоруживает, приносит урон в реальном мире, внешним для нас. Внутренний мир у всех разный: бывает, что он вырастает до неба и не пускает нас во внешний мир. Это называется аутизмом.  Бывает и так, что внутренний мир – обретает свойства внешнего:  становится непредсказуемым, удивительным, интересным и неотличимым по наполняющим его объектам от внешнего мира. Это мир, так называемого, экстраверта, кто не способен извлекать туманное удовольствие от фантазий и нереального.  К сожалению нередки случаи, когда внутренний мир выстроен безжалостной рукой его хозяина, вернее его характером.  Это, так называемые нарциссы и психопаты – объективно опасные в реальной жизни.  Вообще наш внутренний мир – кубик рубика, только нет, несмотря на наличие психотерапевтов, технологий его правильного построения. Все люди отличаются друг от друга именно своими внутренними мирами, которые похожи на упрямую, своеобразную личность, заставляющую нас выполнять её указы. На всякий случай для непонятливых читателей сего текстика я сообщаю, что это мои необоснованные науками сентенции. Хочу – и пишу, и, надеюсь, что хотя бы двум из прочитавших – это показалось интересным.

-10-      Я вдруг подумал о том, чем мы, мужчины, отличаемся от женщин. Греческий миф рассказывает, что Бог Дионис наградил царя Мидаса тем, что все, к чему тот прикасался, превращалось  в золото. Мне подумалось, что всё, что видят мужчины, преобразуется в концепции, смыслы, то есть абстрагируются от конкретики и воспринимается как  общее, чем легко мысленно манипулировать. Женщины к своему удовольствию различают и радуются конкретному: цветам, живой болтовне по телефону, запахам, поэзии, … Таким образом – мужской мир – это мир идей и понятий, а женский – мир конкретных предметов и чувств, вызываемых этими предметами. Чем отличаются эти два мира? Возьмём лучшие образцы мужского мира. Это, скажем, - Эрмитаж, наполненный шедеврами живописи, скульптуры и прикладного и декоративного искусств. Всё это образцы, прежде всего, идей, стилей, жанров, смыслов лучших искусников прошлого. Каждый экспонат – мёртвый, и прекрасный объект. В нём застыли навсегда эстетические взгляды лучших творцов своего времени.  Теперь о женском мире. Представьте себе, как по полю идёт ведьма…, то есть старуха, вся в пигментных пятнах и бородавках. Она исподлобья смотрит вперёд и изредка наклоняется и осторожно отрывает от земли маленькие скромные цветочки: васильки, незабудки, ромашки, герань, колокольчики, и плетётся дальше, держа букетик в руке, и иногда принюхивается к нему.  Любой мужчина и не заметил бы эти маленькие, незаметные цветочки, а любая женщина их видит. В них жизнь красоты.  Женская болтовня: кто что приготовил, купил, что  сказала она, как ей ответила и так далее. Для мужчин всё это скучно, так как лишено смысла, а для женщины это важно, так как наполнено жизнью. Мужчины и женщины могут уживаться, если они любят друг друга.  Есть чисто мужские игры: это шахматы и музыка. Когда за роялем Рихтер или Гульд, то это прекрасная завораживающая игра смыслов и идей. Здесь уместно называть и гениального скрипача Менухина. Существует и женское исполнение музыки. Это когда много эмоций и звуковой красоты. Так играет Женя Кисин. Такую музыку создавал Шопен.

-11-  Часто чувствую в себе желание высказать важную мысль, или описать интересные чувства. Но в то же время нет конкретики для этого. Я знаю интересных людей, которые всегда говорят умно. Как будто у них есть шкатулка, содержащая тьму заготовок для таких высказываний.  У этих сообщений есть недостаток: они всегда конкретны, то есть это не общие, а частные истины. Абсолютное большинство тех, кто обладает таким свойством всегда говорить умно – это мужчины.  При общении с ними ощущаешь, что они всегда находятся в процессе создания правильных и любопытных мыслей. Меня смущает то, что это процесс созидания чего-то. Я же по опыту знаю, что мне нравится находиться не в процессе, а в состоянии. Да и мы все к этому стремимся неосознанно.  Скажем, бегун на марафонской дистанции вначале мучается от прикладываемых усилий  и вдруг случается «второе дыхание» и он, как во сне, на автомате бежит, забыв про мучения и необходимость заставлять себя «держать»  скорость. Бегун из процесса бега перешёл в состояние бега. Мы любим спать – это состояние, а не процесс, под которым я понимаю сознательное, волевое побуждение себя создавать  усилия. Вдохновение – это состояние, а не процесс. Впрочем, оно вызывается, как и второе дыхание, предварительными большими трудозатратами. Вот меня и удивляют люди, которые не стремятся к состояниям, которые сумели процессы превращать в состояния. Хотя и они любят застолья, а это явно набор состояний, а не процессов. У этих людей должна быть причина всегда быть умными, и они процесс понимания смогли преобразовать в состоянии понимания. Реальная причина для этого может быть гордыня или талант, когда легко получаются незаурядные вещи.

-12-   ... Всё же западные ребята - чудные. Они и в толпе ли, и в команде ли, и на встрече с другом ощущают, что им ни до кого нет дела, что только они всё и решают. Мнения остальных - это предметы на полу, которые нужно обходить, чтобы не споткнуться.  Мы, русские - другие:  для нас люди - это персонажи в условной пьеске, ставшей реальностью.  Мы зависим от этих персонажей и взаимодействуем с ними как с размножившимися самими собой.  Все люди для нас - это многочисленные мы сами. А для западных,  европейских и американских, люди - это некие объекты, умеющие передвигаться, говорить и интриговать. И они чувствуют себя хорошо в таком жутком для нас мире.

-13-     Каждый день с нами происходят удивительные метаморфозы. Вот мы спим. Мы видим и чувствуем то, что в жизни бодрствующего сознания называется  кошмаром, ахинеей, бессмыслицей. И вот мы просыпаемся. Вначале ощущается сильный дискомфорт от этого возвращения из сна. Но тут же наш ум и воля восстанавливают свою власть на владение нами. Делается это не при помощи продажных чиновников и бюрократов, но на основе самоосознающей себя силы и понимания обстановки и ситуации по привычной для нас схеме.  Здесь важно, что не понимание, не глубокое погружение в мир причин, даёт нам уверенность в своей правоте, но только ощущение своей силы и свободы.  Весь день мы живём в рамках этой схемы и генерируем свою  волю и своё осознание всего встреченного.  Но это не навсегда. Ночью мы опять погружаемся в сон и теряем и свою  волю и своё понимание происходящего и даже большую часть памяти. И так каждый день мы, как Сизиф, то обладаем силой понимать и действовать, то лишаемся этой силы и попадаем во власть ахинеи и бессмыслицы. Наша память старается дать нам основу для понимания всего цикла, и …, чем она может быть полезной в принципе, если мы не способны осуществить качественные преобразования себя, например: в верующего или преступника, или увидеть новый мир, который способен видеть только скрытый в нас талант?!

-14-      Ода  языку. Что значит, что ты - носитель … языка?   На мой взгляд, это означает чувство хозяина языка, его ткани. Я могу сам создавать слова, они не употребляются другими, так как  их ещё не узнали, а на первую оценку они достойны стать общими, известными всем.  Во-вторых, я ощущаю ткань языка, как нечто целое, могу встряхнуть и сбросить лишние словечки. В-третьих, язык – это простая и увлекательная музыка: слушать  мне приятно.  В-четвёртых, язык как набор кубиков с точками для азартной игры. Бросил кубики, и на столе возникла комбинация смыслов. Язык – не только музыка для слушания, это ещё и вкусная, легко усвояемая еда с изюминками и ликёром, как в шоколадных конфетках. В-шестых, язык – ещё и узы, вериги, не дающие выразить все переживаемые чувства. В-седьмых, язык – это нечто удивительное, данное от рождения и сопровождающее,  как верный слуга и товарищ всю жизнь. В-восьмых, язык – шахматы, игра для общения и победы над другими. В-девятых, мой язык – это  близкий друг, я обращаюсь с ним свободно, без церемоний и страха и доверяю ему всё. И он частенько сам говорит мне разгадку, которая ещё не пришла в голову, а на язык – явилась. В-десятых, язык – это мы сами и есть, так как больше всего мы проявляемся именно в языке, и мы срастаемся с ним всю жизнь.  В-одиннадцатых, язык творит такие чудеса, что и не снились мудрецам.  Есть авторы, которые дарят текстами, читаемыми подряд много раз и только тогда начинается понимание волшебных и глубочайших смыслов, в них вложенных. И то, что эти смыслы есть - это просто свойство нашего сокровища - языка, они происходят из языка, они как бутоны цветов растут и распускаются на стеблях языка. Это чудо, самое удивительное и прекрасное.
Я знаю, что языков существует много, но они все – чужды мне. Лишь мой родной язык, как и моя жена – плоть от плоти  и души моей. И язык-жена – не ревнива: позволяет знакомиться с иностранными красотками: итальянским, испанским, английским, …, но при этом родной мне остаётся только моя жена – мой русский язык.

-15-   Нам приходится частенько наблюдать по телевизору общение разных людей. Чаще всего говорится много слов: но нет ясности ни в словах, ни в тексте в целом.  Очень редко видим умных и масштабных личностей. Они говорят  просто, лаконично и создаётся общее понимание сказанного.                Есть одна загадка для меня: это бесконечное повторение исполнения одних и тех же арий, песен, драматических спектаклей. Казалось бы, что один раз услышав некую песню, нам не захочется её вновь слушать. Для чего? Мы помним обо всём, что сказано в песне, арии, спектакле. Но вот сколько раз я не слушаю Муслима Магомаева, столько раз я по-новому воспринимаю его. Магомаев, конечно, единственный, но таких творцов нового из старого, уже известного – много. Очевидно, что что-то есть в исполнении гениев всегда новое и важное.  Наши ежедневные молитвы по словам – одни и те же, но по наполнению чувств и мыслей – каждый день – разные. Логически я объяснить что это, как это –  не могу. Это большая тайна!

-16-     Произведения искусства: проза, поэзия, музыка, архитектура, …. Откуда мы знаем, что это великие творения? Боюсь, что только из-за их общей известности и популярности. А что мне до того, что все знают Ксению Собчак, Киркорова и Валерию? Мне эти персонажи совсем неинтересны. Я не оригинален, уверен, что многие понимают значение объектов искусства по другим признакам. А каким же? У каждого они - свои. Я, например, читая Анну Каренину, был больше всего восхищён мастерством, талантом автора. Демон Лермонтова – это и удивительное видение движения великих по масштабу сил и большая концентрация поэтических перлов на каждой странице текста. Я не могу представить себе счастья Михаила Юрьевича, когда он закончил своего Демона. Миллион рассказов и  повестей, где всюду раздольно и свободно русский язык являет свои удивительные возможности – будоражат мне кровь. Мне нет дела до содержания, сюжетов этих рассказов:  язык – главный волшебник их.  Именно он создаёт чувство горячей  благодарности и восхищения перед  авторами. И вот такие приметы определяют для меня величие этих текстов.  Я называю  эти приметы – спецификой выдающегося литературного творчества. Время, имеющее личный интерес, сортирует литературные опусы и удаляет из нашей памяти ряд текстов, а другие – наоборот рекламирует и делает популярными.

-17-    Есть два способа понравиться нам своим опусом. Верный приём – это похожесть на нас. Не внешняя, а изощрённая. Скажем, высказать признак той идеологии, что и нам мила.  Или показать те качества, которыми мы обладаем:  для некоторых людей – это грубость и нечувствительность к тонким чувствам, для умных – это  интеллект в тексте, или картине. Для многих женщин – это наполненность  чувствами и живописная полнота, богатство.  Обладатели сильной воли благосклонно улавливают непреклонность и жёсткость в оценках автором текста своих персонажей. В этих случаях объект творчества вызывает симпатию.  Другой способ нам понравиться – это талантливость автора. Но она не может победить идеологической предвзятости.  Как-то в 1975-8 годах я на работе очень восторгался Высоцким. Наш парторг принёс мне газету «Правда», в ней целый разворот был отведён высказываниям знаменитого – Л. Утёсова, который отругал В. Высоцкого: и голос- то хриплый, и песни – блатные, и тексты – бесталанные, а музыка – примитивная.  Вот вам сила идеологии.  Талантливость автора проверяется не единичной критикой, а множественными оценками современников: в этом случае исключается идеология, тупость и нечувствительность отдельного критика. Пушкин, Лермонтов, Мандельштам, Блок, Маяковский, … - победили критиков и вошли в историю России и искусства.
 -18-     В детстве, да и в юности и будучи взрослыми, мы любим читать сказки и мифы. В них происходят события, связанные с волшебством и магией. В сказах Бажова – это хозяйка Медной горы, в русских народных –  баба яга, кощей бессмертный, лешие, кикиморы, водяные, говорящие звери, рыбы и птицы.  Я всегда удивлялся как эти персонажи живут вне общения с людьми? Мы, люди – как винегрет – перемешены друг с другом,  влияем на окружающих и захватываем в наши приключения и волшебников.  А маги - все – личности, индивидуальные сущности. У них, в отличие от нас, между собой и другими – огромные пространства.   Это мы, как кильки в банке притиснуты к соседям и случайным прохожим. В общем, волшебники устроились в жизни лучше нас, у них нет коллективной силы, заставляющей жить  «как нужно»  Впрочем, может статься, что эти персонажи – выдуманные людьми «от нечего делать», и не след фантазировать об их преимуществах перед нами.  Только мы, люди, имеем преимущество отделять себя от всех прочих своей волей.  Однако действительность показывает нам, что более счастливы те, кто живёт как в стае, только они это не осознают. А те, кто  понимает – вываливается из стаи и остаётся одиноким перед общими и простыми вопросами жизни – как волшебники и маги, которые приняли единственные ответы на всё и не признают поисков новых истин. Жизнь – безгранична, и непостижима, и прекрасна своей нередсказуемостью.
-19-   Как проходит наша (моя) жизнь? Вначале было всё ясно: хочу игрушек и конфет. Потом сложнее - хочется побеждать тех, кто бьёт меня не за что.  В школе к этим двум «хочу» прибавляется третье: хочу быть умнее всех. В старших классах прибавились эротические мотивы и страдания от неразделённых влюблённостей.  В школе, институте и позднее много сил тратилось на вопрос: в чём смысл жизни?  Были разные ответы, например: это вопрос – бизнесмена, купца, а не достойного человека.  Или - жизнь имеет смысл, если она – яркая, полная, если познал то, что никто не знает.  Или - смысл – в отсутствии боли и страданий.  Мне – уже за 70 лет, а я до сих пор любопытствую, что такое жизнь, какие её смыслы для меня важнее других.  Я знаю, что каждый имеет уникальный калейдоскоп видения всего, непостижимый другим,  чуть понятный  эмпатам.      Нынче меня увлекают воспоминания: как мне жилось?  Как изменился мой внутренний калейдоскоп: какие стёклышки его, внутри спрятавшийся волшебник, выбросил и что новое придумал. Здесь я прозреваю сцену, где мои надежды выбрасываются как негодные. Внутреннее пространство пустеет и готово принять новое, но я не спешу приобретать это новое: не знаю, что купить. Меня уже не увлекают разные соблазны и хитроумные идеи об энергоинформационных полях, или йогические миражи, или высший разум.  Я склонен признать истиной сократовское: «Я знаю, что ничего не знаю». Молодым я знал многое. К старости понял, можно принять любое убеждение и жить с ним, как с родным. Ну, пусть не любые убеждения приживутся у меня, но пару сотен я смог бы приютить, не одновременно, конечно. Пара сотен –  число литературных героев, которых я примерял на себя. Я не завидую тем, «Кто смолоду был молод, и вовремя созрел » и построил в душе своей некие пирамиды. Я знаю их ахиллесовы пяту. У меня нет исполинских сил для постройки пирамид.   Но мне и так интересно проживать остаток жизни. То я здоров и напрягаю силы, чтобы понять удивительную прозу Пастернака, то подхвачу чей-то вирус и теряю силы и самообладание в борьбе за то, чтобы и больным «справляться с жизнью». То вдруг я осознаю, что я – ночное животное: мне хорошо спится днём, а ночами ум и дух бодры, любопытны и энергичны. В молодые годы я не понимал этой моей особенности и десятками лет удивлялся, что приходя к 8 часам утра на работу, я сразу становился необоримо сонливым: спал на ходу. Сейчас никто, кроме  жены не заставляет меня ночами спать и днями – суетиться.  Мне хватает её ворчания, чтобы жить «правильно», так как защищать свои внутренние чертоги я не могу – их нет. Когда-то в юности я любил рыбачить. Азарт вызывал во мне дрожь, когда я смотрел на поплавок. Также в юности этот азарт полностью пропал. Нынче я как унылый рыбак у пустой воды пытаюсь поймать в себе новые чувства и мысли, которые бы наполнили меня энергией и силой. Однако, ловится мелочь: как дынные семечки: чуть вкусно, но не наешься.

-20-     Отчего наши поиски своего предназначения часто безрезультатны? Оттого, что мы путаем тщеславие и чувства от любимого делания, занятия. Нам представляется, как все аплодируют тебе, когда ты – артист, удивляются, когда ты – полиглот, избегают конфликтовать с тобой, зная, что ты – как Ахиллес – непобедим. Об этом легко мечтается, но это не означает, что мы любим репетировать, изучать языки и оттачивать свои  движения для поединка. Это всё мечтательность и тщеславие.  Забавно, что предназначение связано с реальностью успеха в этом виде занятий. То есть если Вы любите петь, но не имеете слуха, то пение не сможет стать предназначением. Это просто шутка нашей природы над нами. Мы – как мухи в паутине связаны по рукам и ногам: и со своими способностями, и с социальным признанием и уважением окружающих, и со своими необузданными желаниями и волей.  Предполагаю, что Ад и Рай  изменят ситуацию и мы будем также зависимы, но от другого.

-21   Что такое политика? Она есть в каждом цехе и лаборатории любого предприятия. Политика есть на турбазах и в каждой коммуналке. Везде, где взаимодействуют два и более человек – есть политика. Даже в стае обезьян она есть – власть вожака. То есть от неё не избавиться. Но мне она настолько противно, что я сознательно отказываюсь от неё и от тех преимуществ, которые она обещает: «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь». Что такое политика? Это хитрость и расчёт для выгоды. Когда строится дом, тоже применяется расчёт и хитрость, но не за счёт  людей, как это делает политик. Думаю, что в посмертии своём политики и ростовщики будут  лечебной грязью: нужно же как-то возмещать созданное  зло!

-22-    Представьте, что Вы можете командовать людьми. Скажем, заставить первых встречных на улице присесть на корточки и ползти в таком положении. Либо пусть встречные громко поют гимны, пока не захрипят. Или пусть все, идущие по мосту прыгают с него вниз. Что за ахинея эти мысли. А ведь они реализованы в институте политики и военной армии. В армии эти дикости редки, так как армия делает важную работу: воюет, защищает и там не до маразма. А вот политики … Что делают они кроме постоянных карьерных устремлений. Они заставляют миллионы людей жить по их правилам, которые к себе они не применяют. Они платят рабочим нищенскую зарплату, а топ-менеджерам и нужным людям миллионы долларов. Они принимают тьму законов, которые заставляют людей крутиться и страдать. Они предопределяют будущее народа и страны и не несут никакой ответственности за свои глупые решения. Ловко устроились ребята.

Ещё пару слов о жизни вообще. Она сложна, но мы не видим и микродоли предстоящего нам пути от детства к старости.  Хорошо, что в детстве мы не понимаем важности некоторых психологических задач, которые обрушатся на наши плечи в жизни. Александр Матросов и Зоя Космодемьянская в детском возрасте не предполагали, что им придётся решать задачу спасения Родины ценой своей жизни. Мы, пока дети, – не прозреваем таких проблем, мы действуем просто: убегаем от опасностей, не вступаем в драку с взрослыми и бандитами. Мы, если не можем убежать, – хитрим и соглашаемся с ними,  и спасаем этим самих себя.  А если бы мы понимали, как взрослые люди, значительность нашего противостояния или признания поражения, мы бы, скорее всего, погибли, не закончив и школы.  А как много других, не требующих жертвы жизни,  решений, или нашего бездействия мы проживаем, даже не замечая дамокловых мечей над нашей головой в виде важнейших жизненных проблем. Позднее, в старости воспоминания преподносят нам неутешительные картины нашей глупости, сохранившей нам жизнь. Но заурядность, глупость, примитивность, завораживающие нас не только спасали нам жизнь, они ещё и лишали  редких моментов большой удачи изредка прилетавшей к нам. Мы не замечали её, или трусили и жизнь формировалась для нас так, как диктовала судьба. Это нужно понимать и быть благодарным миру, судьбе и себе.

-23-      В Петербурге нынче часто встречаются кавказцы, азиаты, и они сильно отличаются от нас, русских.  Как правило, это таксисты и продавцы.  Практически всегда они при контакте с клиентами они пытаются установить личный контакт. Спрашивают как здоровье, чем они могут помочь, предлагают разные варианты покупок. Если на их месте – русский, то он будет молчать с безразличной усталостью в глазах. Почему петербуржцы, русские, работающие за прилавком, избегают личных контактов?  Жизнь приучила, что безразличие – оптимальное поведение. Каждый клиент чем-то может быть опасным: обманом, оскорблением, затратой личной энергией. Это, во-первых, а во-вторых, – зачем на работе проявлять активность: чем больше работаешь – тем администрация больше увеличивает объём работы и не изменяет оплату. Таков был стиль взаимоотношений у русских начальников и их подчинённых всё время Советской Власти, да и сейчас так на государственных предприятиях.  Стиль жизни на Кавказе и в Азии, видимо, - другой: активный и смелый, и входящий в расположение других людей – более успешен.   Мне симпатичнее стиль кавказцев и азиатов, если они не перебарщивают в своём напоре предложить  услугу. Как-то это более человечно у них получается, чем у наших.

-24-   Какими бывают наши чувства? Во время просмотра вестерна «Америкэн бой» возникают чувства злости, ненависти к бандитам и горячей симпатии, ободрения настоящему герою, в одиночку воюющему со всеми бандитами. А фильм Бортко «Мастер и Маргарита» вызывает чувства совсем другие. Во-первых, радость от блистательной работы актёров. Во-вторых, во время бала нечистых сил, где все женщины – наги, в мужчины – во фраках, пытаешься понять, а зачем так сделал режиссёр? И напрашивается ответ в виде чувства, что все мужчины – просты и лишены волшебства, а все женщины обладают волшебством, переворачивающим мировоззрения мужчин и владычествующим над ними. При этом бал происходит в грандиозных залах с космической архитектурой, что подчёркивает значимость сексуальной власти прекрасной половины человечества. Далее персонажи злых сил: Воланд, Коровьев, Кот, Азазелло и Гелла своими образами, поступками, словами выбивают у нас из-под ног землю и помещают в пространство, пьянящее своей вольностью, силой, удивительностью и бесконечным юмором. Эти чувства дают нам крылья и, пока действуют злые силы, мы летаем высоко и быстро, как соколы, и наслаждаемся и полётом, и скоростью, и нашей властью над воздушным пространством. Это тоже чувства, но они – редки и удивительны в отличие от чувств первого примера. Обычно наши чувства ленивы и миролюбивы, как панда. Но повседневная спешка и неудачи призывают привычное раздражение. Мы можем испытывать случившиеся чувства, но заказывать их, как кофе в столовой – нам не позволено. И мысли – тоже не так просто пригласить для помощи, но всё же легче чем чувства. Я завидую тем, кто легко властен отправлять свои мысли и чувства по заданным траекториям и совершать тонкие метаморфозы над ними.

-25-    Мы каждый день чувствуем, как уходит наше время, и мы хотели бы, чтобы ушедшее оставило нам нечто значительное. Мы пытаемся думать и представить себе: что бы это могло быть? И не знаем. Как в пустыне: кругом пустота, ничего восхитительного нет. Конечно, мы очень благодарны жизни за то, что она своими войнами, революциями, кризисами, бедствиями ничего за нас решает. И мы сами задаём себе вопрос: что мы можем сотворить, запечатлеть, воплотить хотя бы в мыслях и чувствах, чтобы удовлетвориться утекающей от нас жизнью?  Когда музыкант заставляет звучать одну ноту, нас это не впечатляет. Только сменяющиеся, сталкивающиеся друг с другом ноты и темпы вызывают потаённые чувства и мысли. И в нашей жизни спокойное её течение не радует, но небольшие испытания и происшествия увлекают и нас и наши переживания, и приносят радость и счастье. Ну, да это просто небольшие наблюдения. Мне не удаётся зафиксировать происходящее с нами как важное и интересное и быть удовлетворённым, как жизнь утекает от меня. Я знаю, что мешает мне – отсутствие таланта. Талант – это ощущение нового, интересного, важного для тебя.  На свете много талантов: создаются фильмы и спектакли, исполняются песни и арии, строятся чудесные творения инженерной и архитектурной мысли, лечатся врачами больные. Всё это результат таланта. И как много счастливых людей, понимающих значение ими сотворённого. Увы, нужен талант, чтобы жить счастливо и радостно. А, может быть, талант и не нужен? Независимо от его наличия, все ощущают насколько жизнь сложна и интересна, и хочется жить дольше и понимать больше.

-26-    Существуют сотни тысяч страниц духовных писаний, созданных для помощи людям разобраться в сложностях мира и понять самих себя и своё предназначение. Это и Библия и Талмуд, и творения пророков и …. Мало кто в нашей быстротечной жизни изучает их, они и сложны, и слишком многостраничны. Но это лишь трудности для нас постичь свою жизнь и найти свой путь. Есть и более доступные варианты для достижения этой цели. Это сама наша жизнь. Мы помним подробности её, но не понимаем значения их. Вот этому-то пониманию многие и посвящают свои воспоминания и попытки постижения сути наших приключений. Такой способ «всё понять» по мне – более естественный, органичный и более интересный. Правда, результат не гарантирован. Здесь повезёт тому, у кого ум быстрее и память легче и яснее. Зато и ответственность только за нами, а не за авторами духовных книг, которые дарят свой опыт постижения жизни людям. Самое понятное опровержение этим мыслям я слышал от людей сказавших: «Деньги нужно «ковать», а не глупостями заниматься» Что же, - «Каждому – своё».

-27-    К сожалению,я легко увлекаюсь осуждением других. НЕ понравилось мне, как артисты показали себя во время их отдыха в караоке и я их осудил. Да их поведение для меня оказалось разочарующим.  Артисты, прекрасно делающие свою трудную работу, вне её рамок показали глупое поведение: пели тупые песни, скакали как одурманенные в танцах. Как будто у меня этого не было. Не было в моих глазах, а по мнению моей жены я, когда пьян - бывал и глупым и неуместным. Господи, спасибо, что я не испытываю тяги напиваться.  Хорошо быть всегда «на высоте», это значит, что ты не забываешь себя, что унизительно. Но это же означает, что забывший себя представляет собой свою суть:  мы – то, что остаётся от нас, когда мы потеряли память. Я в это верю. Всё же память, знания – это нечто внешнее, наносное.  Доброта и злоба, ум и глупость – всегда с нами, даже с беспамятными. И это страшно, так как не изменить.

-28-      Жизнь человека очень отличается от объектов искусства, от образов героев романов и рассказов. Последние всегда изменяются в соответствии с неким планом развития.  Роман должен завершиться неким результатом в жизни его героя. Пусть даже результирующими будут изменения не самого героя романа, а условий жизни, причём такие изменения, что мы взглянем на героя новыми глазами. В жизни человека чаще всего его смерть не является логическим завершением некоей логической сюжетно линии, наоборот она грубо ломает ткань складывающейся картины жизни человека. Остаются оборванными многочисленные и интересные связи покойника с другими людьми и делами и замыслами. Они отбрасывают тень бессмысленности, тщеты на жизнь  вообще. Мы никак не можем представить себе замысла, в который бы укладывалась наша смерть, как, впрочем, и смерти любимых сродников.

-29-      Что такое эротика, сексуальность. Каждый знает, что эти понятия существуют, но многочисленные обязанности, дела, заботы не допускают их на действующий, практический жизненный план: «Наш бронепоезд стоит на запасном пути» Ну, а если пытаться понять что это? Во-первых, это нечто угнетающее мыслительные процессы, ибо это – чувства и весьма сильные. Во-вторых, это нечто исключительно внешнее по отношению к внутренним свойствам и чувствам человека. Например: самогон – это тоже внешнее по отношению к нам. Мы хватили стакан простого напитка и вот мы уже потеряли способности адекватного восприятия: на повело то вправо, то влево, и вот мы уже видим себя, лежащим в луже на земле. Мы полны раскаяния, но в момент поглощения огненной жидкости, мы считали себя довольными. Так же и эрос и сексуальность: они хватают нас и, закрыв наши глаза, ведут за собой напевая, как сирены чарующие песни.  Однако, мне известна и доброта и подарки со стороны эроса и сексуальности. Это случается когда ты глубоко любишь и жалеешь свой объект страсти. И тогда ощущения чуждости мне этих специфических чувств покидает меня и я пускаю их в своё сердце.

-30-     На что мы обращаем внимание, что важно для нас? Наши мысли и чувства всегда наделяют себя короной главного действующего лица. Через некоторое время мы раскаиваемся в том, что обознались и приветствуем новых персонажей всё в той же короне. Это как талантливый рассказчик анекдотов, он заставляет нас смеяться всё новым и новым его перлам. Но этого мало. Мы знаем историю: там были войны и бесконечные смерти, преступления и предательства. Что есть важнее смерти и предательства? Может быть мы сами?   Мы можем верить в свои силы быть несгибаемыми под ударами жизни?   Нет, конечно. Ну и что для нас важно в этой несъедобной каше жизни? Мы легко как бы забываем об этих своих знаниях и просто живём, радуясь книгам, фильмам, музыке, умным и талантливым людям. Но если серьёзно относиться к себе и жизни, то нужно как-то решать эти проклятые вопросы, или согласиться, что ничего в жизни важного нет, что жизнь – невыносимая случайность  и можно жить лишь не замечая очевидной безысходности.  Впрочем, Пушкин предпочёл жить смело и ясно глядел на жизнь и не боялся ни дуэлей, ни смерти, ни страданий и прожил счастливую, но недолгую жизнь.

-31-    В СМИ часто выступают учёные и журналисты.  На мой взгляд – это юмористичные передачи, так как ничего ясного и конкретного не говорится.  Звучит примерно так: « В связи с  высказыванием знаменитого «имя рек» и общей обстановке в социуме недавних времён, мы думаем, что нужно осторожнее оценивать идущие в обществе процессы» и так далее. На мой взгляд, такой текст – издевательский и позорный для честного человека.  Я, надеюсь, что мои высказывания, пусть и ошибочны будут, но никогда – демагогия и трусливая лживость не будут замечены в них. Мне хочется понять для себя, что есть соблазн, падение в него и восстановление самоуважения спустя некоторое время.  Соблазн – есть запуск внутри себя специфических психологических процессов. Специфика – такова: мы что-то осуждаем и стараемся избегать, но это что-то нас манит и притягивает. Мы обычно сопротивляемся и запрещаем себе останавливать своё внимание на сознательно отвергаемом нами. И вдруг наше сопротивление исчезает, и мы проваливаемся в постижение недавно отвергаемого нами. Поразительно, но также внезапно пропадает вся привлекательность столь вожделённого нами соблазна, и мы остаёмся одинокими перед разрушенным нами алтарём нашего достоинства.  Это как тема фатума и отчаяния в симфонии П. Чайковского.  Тоска, раскаяние и отчаяние полнятся в нашей душе.  Но жизнь продолжается. И медленно как нарастающие сосульки на крышах зимой восстанавливается  наше самоуважение и внутренняя сила.  Как только вес ледяного меча становится значительным, случается очередное падение в пропасть соблазна. И так долгие годы.  Вот - что я думаю о соблазнах и борьбе с ними.  Меня вдохновляет и радует факт, что никогда наша душа не смиряется и не прекращает своего сопротивления соблазнам.  Наш ум и взгляд ясны и мы готовы к битве всегда, пусть и падаем замертво в этой битве на протяжении всей нашей жизни. В этой борьбе есть и юмористические оттенки. Они заключаются в том, что наши поражения всегда происходят, когда рядом – ни души. Стоит появиться хоть кому-нибудь, и мы легко даём пинок нашему соблазну. Однако, это значит, что наша гордыня ещё сильнее нашего Рока.