Попутчица

Нина Пручкина 2
      
       Пассажиры в плацкартном вагоне за полчаса уже обжились в своих купе и приготовились коротать время, попивая чай из тонких стаканов с неизменными резными подстаканниками. С лимоном и ванильными сухарями.

       Стук колес и мерное покачивание вагона, дальняя дорога и часто сменяющиеся картинки за окном, новые знакомства - пассажирский мир, который располагал к доверительным беседам и откровенности. И рассказывались разные истории из жизни. Иногда грустные, иногда смешные. И часто про любовь. Вот и моя попутчица, красивая пожилая женщина, назвавшись Варварой Ивановной, поведала мне свою историю.

       Что послужило толчком  к рассказу о небольшом эпизоде юности, сейчас уже и не вспомню. Но отчетливо помню ее мягкий голос и  плавную, спокойную речь.
      
       *   *   *

       После окончания школы Варвара твердо решила поступать в медицинский. Очень хотелось стать хирургом. Варя представляла себя в белом халате, перчатках и маске за операционным столом. Самые сложные операции будут доверять только ей, потому что она станет не просто хорошим хирургом, а первоклассным. И будет спасать жизни людей. Все это она видела в художественных фильмах и читала в книгах. Мечтала, что встретит свою любовь, выйдет замуж и обязательно родит мальчика и девочку.

       Но любовь обходила ее стороной. Девушка часто ловила на себе взгляды молодых людей противоположного пола, но подойти с предложением дружбы никто из них не решался. Застенчивая Варя грустила: "Почему? Неужели никогда?!." Потом быстро успокаивалась: сначала надо получить профессию, а потом уже думать о личной жизни.

       Как мама ни отговаривала ее, приводя доводы о немыслимом конкурсе в эти вузы, Варя настояла на своем. Так, в июле она оказалась в замечательном городе  Рязани.
 
       Семнадцатилетний Валера Прижигалинский приехал поступать в политехнический, которого в его родном городе не было. И надо же было такому случиться, что они с другом и Варя с мамой сняли жилье на время приемных экзаменов у одной хозяйки. Варя с мамой жили эти две недели в одной комнате, Валера с одноклассником - в другой, а хозяйка обитала в зале.

       Днем абитуриенты усиленно готовились к экзаменам, а по вечерам в комнату Вари раздавался негромкий стук:
- Пойдешь с нами проветривать мозги? - спрашивал Валера.
- Конечно! Голова уже ничего не соображает...
Варя вопросительно смотрит на маму.
- Иди, иди, Варюша! Вечер такой теплый и приятный.

       Сначала выходили подпитывать мозг кислородом втроем. Но через пару дней Саша, ссылаясь на то, что заниматься нужнее, чем гулять, оставался в квартире. А Варя с Валерой чудесно проводили время - прогуливались по городу и городской роще, которая была огромным парком с аттракционами, болтали то о пустяках, то о серьезном. 

       Для полной романтики не хватало только гуляния под луной, как мечталось Варе. Но мама  не разрешала допоздна находиться в чужом городе с малознакомым парнем. Хорошо хоть вечера летом были долгие и светлые...
      
       В вывешенных на стене здания института списках поступивших Варя себя не нашла. Валера стал студентом, а она, не пройдя по конкурсу, уехала домой, оставив парню свой адрес.

       Письма от него шли каждый день. "Неужели он влюбился?", - думала девушка, не находя в своей душе ответного чувства. Нет, он, конечно, ей нравился, но и только. Валера стал присылать  стихи собственного сочинения, которые Варю смешили.

       Она себя корила: "Стыдно смеяться над переживаниями человека". Но поделать с собой ничего не могла. "Волос твоих бушующее море..."  Что-то там еще, кажется, про "глаза как озера"... В общем, все не про нее. И глаза - не озера, скорее, омут. И не было густых волос, поэтому всегда - только короткие стрижки.
      
       В январе Варя получила письмо от влюбленного студента с сообщением о приезде к ней на зимних каникулах. Она испугалась. Во-первых, ей совсем не хотелось встретиться с ним вновь: что бы она сказала ему? Что не любит? А, во-вторых, неизвестно, как воспримут такую новость родители. Пришлось, собравшись с духом, написать ему прощальное письмо с извинениями, что, мол, сердцу не прикажешь. Но чувство непонятной вины некоторое время не отпускало Варю. Потом постепенно все как-то сгладилось.

       Жизнь ее проходила не так, как мечталось, но все равно хорошо. Грех жаловаться. И институт закончила, и замуж по любви вышла и детей вырастила. Теперь вот к внукам в гости едет.

       А фотография мальчика с красивой фамилией Прижигалинский  до сих пор у нее в альбоме...

       *   *   *

       Ах, молодость, молодость... Все ушло безвозвратно. А память хранит. Нет-нет, да и вспомнится былое.
      
       После этого рассказа мы долго сидели молча с Варварой, задумчиво улыбаясь тому времени.

       Стук-тук-тук... Стук-тук-тук...