***

Римма Стаханова
Вот такая любовь
  Мария сидела за столом, пила чай, иногда подходила к окну, вглядываясь вдаль. На улице было пустынно. Шёл снег. Снежинки  кружились в тихом танце, напоминая ей встречу. Когда это было? В памяти всплывали обрывки фраз, смех и брошенные напоследок слова, которые до сих пор эхом отдавались в её душе.
…С той поры прошло целых пять лет, а было как будто вчера. Они познакомились за праздничным столом, куда были приглашены  хозяином банкета. Им был их одноклассник – Игорь. Теперь – ни больше, ни меньше, как Игорь Владимирович.
Среди гостей было много не знакомых Марии людей. Она сидела в сторонке, наблюдая за приглашёнными и думала о том, что это не та компания, к которым она привыкла. Люди были все солидные. Дамы разодеты так, будто с подиума сошли. Мужчины в элегантных костюмах, при галстуках.
Она не соотносила себя к их кругу, просто Игорь настоял на своём: «Ну что ты артачишься? Пошли! Посидишь с хорошими людьми. Что ты всё дома сидишь?
- Да неловко как-то, Игорь. Кто я? И кто вы?
- Странная ты. Мы все люди! А ты столько для меня сделала, что я не могу обойти тебя. Давай собирайся!
- Ну хорошо. Дай мне полчасика, чтобы  я собралась.
- Пол-часика – не больше, - сказал сосед и вышел.
Мария лихорадочно начала выбрасывать из шкафа платья, костюмы, но ни одно не годилось для такого торжественного случая. Наконец, выбрав костюм бирюзового цвета, подкрасила губки, надела туфли и вышла из квартиры. По лестнице поднимался мужчина, показавшийся ей знакомым, но он прошёл мимо неё и позвонил в дверь соседу.
Она постояла несколько секунд и тоже вошла. Игорь радостно встречал гостя, пожимая его руку. За его спиной он увидел соседку и отстранив гостя, пригласил её войти.
Гости были видимо все в сборе и хозяин пригласил всех к столу. Так уж получилось, что её усадили рядом с тем, который пришёл вместе с ней.
Стол был богато накрыт. Даже «заморская икра» занимала главное место на столе. «Все бы так жили!» - подумала Мария и тут её взгляд упал на гостя, сидящего рядом с ней. «Да это же Мишка! Друг детства! Надо же!» Но тот как будто её не замечал.
За столом было весело и оживлённо. Казалось, что здесь собрались самые близкие люди. Женщин было, как ни странно, меньше, чем мужчин. И потому в танцах отбоя в кавалерах не было. Но вскоре Марии наскучила эта атмосфера, захотелось уйти, уедениться в своей крохотной квартирке и насладиться тишиной.
 Она выбрала момент, когда все были заняты разговором и решила по тихому уйти. Но перед ней вдруг возник друг детства, Михаил и наклонившись к ней, шепнул: «Давай вместе уйдём!»
- Зачем же вместе? Ты можешь  остаться. Я просто не люблю шумные компании.
- В этом мы похожи с тобой. А ты меня узнала?
- Конечно узнала. Ты не изменился, - ответила Мария, улыбаясь.
- Всё такой же маленький и глупый?
- Почему же маленький и  глупый? Красивый мужчина. Всё при тебе.
Михаил рассмеялся.
- Это ты правильно заметила – всё при мне. Так можно к тебе зайти?
 Мария обдумывала ответ, но Михаил уже взял из её рук ключи открыл дверь.
- Проходи, Мария! И он галантно пропустил её вперёд.
Мария немного растерялась. Она же, одеваясь, вытащила все наряды и теперь они в беспорядке валялись на кровати.
- Ты извини…у меня тут беспорядок…подожди в кухне, - и она прошла в комнату. Через пару минут вернулась.
Гость внимательно разглядывал жилище одинокой женщины.
- Почему ты одна? – вдруг спросил он и заставил хозяйку покраснеть.
 -  Почему смущаешься? У тебя очень миленько.
Они сидели напротив друг друга и каждый вспоминал ту первую и последнюю их встречу.
 Хозяйка нарушила молчание.
- Миша, расскажи о себе. Семья…дети…
- Нет ни семьи, ни детей, - задумчиво произнёс мужчина и тут же перевёл разговор в другое русло. – Соседа хорошо знаешь?
- Странный вопрос. Мы практически не общаемся. Так: привет, пока…
- То-то и странно, - задумчиво произнёс Михаил.
Мария поставила на стол чашки, налила чай, достала конфеты и села.
- Я его почти не вижу. Да он и дома бывает редко.
- Откуда ты знаешь? Следишь?
- Вот ещё! Мне что, заняться нечем?
- Кстати о занятии…Чем занимаешься? В смысле – работы?
Мария задумалась на мгновение. Почему он интересуется? Но ответила:
- Работаю библиотекарем.
- Помню, помню…Читать ты любила всегда. А я вот до сих пор так и не прочитал ни одной книги, - произнёс с грустью гость.
- Так ведь начать никогда не поздно, - улыбаясь сказала Мария.
- Да…Я подумаю над этим на досуге, - задумчиво произнёс гость и добавил: «Но…когда я надумаю, приду к тебе и ты мне посоветуешь, что мне прочитать в первую очередь. Хорошо?»
- Хорошо! Пей чай, остынет, - сказала Мария, подвинув ему чашку.
Он внимательно разглядывал хозяйку, от чего та смутилась ещё больше.
-  А ты изменилась! Нет, нет, не думай о плохом. Просто я помню очень скромную девочку, которая краснела всякий раз, когда к тебе обращался. Почему ты краснела?
 Его слова заставили её покраснеть.
 Ну вот! Ты всё такая же! – засмеялся гость и Мария стушевалась ещё больше.
В дверь позвонили. За дверями стоял сосед.
- Вы куда запропастились? Или я вам мешаю? Тогда пошёл, но вы не задерживайтесь, мы вас ждём.
Когда за ним закрылась дверь, Михаил поднялся.
- Пошли?!
- Нет, я не пойду, а ты иди, - сказала Мария. Ей не хотелось возвращаться в шумную компанию, тем более, дать повод гостям подумать не весть что о них. Михаил, видимо догадавшись, засмеялся: « Маша, мы уже не в том возрасте, да и не в том положении, чтобы  бояться пересудов. Каждый думает в меру своей испорченности. А нам чего бояться? Ты не изменяешь мужу, потому что его у тебя нет, а я не изменяю жене, потому что не успел ещё жениться. Так что пошли! -  И он взял её за руку.
 Только к утру все разошлись. Мария вернулась в свою берлогу, как она называла свою однокомнатную квартиру и, приняв душ, прилегла на диван. «В гостях хорошо – дома лучше» проговорила она и заснула мертвецким сном.
 Однообразно  потянулись дни. Дом – работа, работа – дом! Никакого разнообразия. И вдруг…звонок в квартиру. Мария не открывала дверь, не спросив, кто звонит. Мужской голос ответил: «Маша, это – Михаил».
 Женщина растерялась, потому что не ожидала такого гостя. Открыла дверь и удивлённо посмотрела на Михаила.
- Что это вдруг решил зайти?
- Захотел увидеть тебя.
- Проходи, - и она пропустила его вперёд.
 Когда зашла следом за ним в комнату, он вытащил из-за спины букетик цветов.
- Так полагается! К даме приходить с цветами.
- Спасибо! Очень приятно! Надо сказать, что мне никто не дарил цветов, - сказала хозяйка, принимая из его рук букет.
Михаил удивлённо посмотрел на неё. Для него это было обыденным делом – дарить женщине цветы. Но он заметил, как засияли её глаза и был рад, что доставил ей такое удовольствие.
 Весь вечер они вспоминали своё детство, ребят, с которыми дружили.
  - Мария, ты любила кого-нибудь? – задал вопрос Михаил и ждал ответа. А женщина сидела, задумавшись,
Что она могла сказать? Ей было уже тридцать пять лет, но она не была замужем. Влюблялась? Да! Но это чувство быстро проходило, стоило её избраннику сделать что-то не достойное мужчины. Подруга всё время говорила,  что идеальных мужчин нет, что мужчину нужно самой воспитать. Но Мария с этим не соглашалась. Она всё время говорила: «Я встречу одного единственного и сердце мне подскажет, что это он».
   - «То-то я вижу, что вокруг тебя на несколько миль мужчин рядом не видать. Неужели ни одного стоящего тебе не попалось?»
- Представь себе – ни одного!
- А не завышена ли у тебя планка? Или ты считаешь себя неотразимой?
- Но я и уродиной себя не считаю. Я сразу пойму: мой это человек или нет.
Но вот прошло время. Подруга дважды побывала замужем. От обоих браков по ребёнку, а она всё ждёт своего принца.
- Так можно и в старых девах остаться, - осторожно предупреждала подруга.
- Ну…это не худший вариант, - смеялась Мария.
Но с тех пор прошло не мало времени, а Мария так и не встретила своего единственного.
И надо же было такому случиться, что в тридцать пять лет встретить мужчину, причём знакомого с детства и…влюбиться.
Их отношения развивались, как по плану. После нескольких встреч Михаил заговорил о том, чтобы им жить вместе.
- Ты как это себе представляешь? – задала она вопрос и он, не задумываясь, ответил: « Я могу к тебе переехать».
- Вот так просто?
- А что тут сложного?
Мария задумалась. Не так она представляла своё замужество. Как то всё очень обыденно…
 -  Без свадьбы? – задала она вопрос, вертящийся у неё на языке.
- Ну…мы с тобой не молодые уже. Главное, что любим друг друга. Ты же любишь меня?
-Я? – спросила она, не зная, как реагировать на его слова.
- Ты странная…Или ты не хочешь замуж?
Мария готова была расплакаться, но ни за что не хотела показать себя слабой.
-Знаешь…Михаил…я думаю, мы поспешили…давай оставим всё, как есть…
Она не успела договорить, он её перебил:
- Это как? Будем и дальше так встречаться? Но я хочу, чтобы у  нас была семья.
- Я не против семьи. Я против того, чтобы жить без росписи.
- Умоляю тебя! Зачем эти принципы? Неужели роспись имеет такое большое значение? Мария поняла, что разговор заходит в тупик и решила прекратить его.
 - Миша, не будем больше на эту тему говорить.
- То есть ты не хочешь жить вместе? Но ты же принимаешь меня. Какая разница? Знаешь что? Я сейчас уйду, а ты думай.
И Михаил ушёл. Как оказалось – навсегда.
Через три месяца  сосед пришёл к ней и сообщил, что Михаил попал  в аварию.
До Марии с трудом доходили его слова. Она боялась спросить: жив ли он. Как медленно тянулось время. Иногда ей хотелось бросить всё и бежать к нему, но её упрямство мешало.  Мария стала избегать своего соседа, боясь услышать что-то страшное. Но однажды не выдержала и сама пошла к соседу, узнать, что с Михаилом.
- Всё нормально, поправляется, - уверил тот и спросил: « Не хочешь к нему сходить?»
- Нет! Я просто спросила, - уклончиво ответила она.
Зайдя к себе домой, обзвонила все больницы, узнала, где он лежит и решила, что пойдёт к нему. Но потом вспомнила последнюю их встречу и передумала. «Что я ему скажу?
Каждый день она молилась за него. И вдруг…однажды…поняла, что судьба давала ей шанс быть счастливой. Она упустила его. Но разве Бог не милостив? Надо было тогда молиться и Господь разрешил бы эту проблему.
С твёрдой уверенностью она шла к нему в больницу. Как он обрадовался, когда увидел её в дверях палаты…Глаза его сияли счастьем. Взяв её за руку он тихо произнёс: «Я верил в то, что мы будем вместе. Ты выйдешь за меня замуж?»