Сознание, мышление, интеллект. Заметки

Владимир Костылев
   Сознание, мышление, интеллект. Заметки.
Эти понятия имеют огромное значение при выяснении проблем основного вопроса философии: что первично, материя или сознание? Кроме того, последние достижения в области нейрофизиологии и создании так называемого искусственного интеллекта (ИИ), ещё и ещё раз заставляют нас осмыслить все эти проблемы с диалектико-материалистических позиций. То есть, научных.

Тем более, что даже среди современных ученых существуют весьма спорные мнения об этих явлениях (См., например, мои статьи о проф. Гиренке). Или вот что написано в учебнике для студентов вузов: «Сознание – функция производная от мышления» (Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов. – М., В.Секачев, 2016 г., стр. стр. 31). А вот как трактует это понятие известный нейрофизиолог Станислас Деан: «… сознание – это обмен информацией, охватывающий весь мозг.» (Деан С. Сознание и мозг. Как мозг кодирует мысли. – М.; Карьера Пресс. 2018, стр. 209, 212).

Профессор С.В.Савельев, даже посвятив одну из своих книг сознанию, так и не дал определённого ответа на вопрос о том, что же это такое (см. мою статью «Проф. С.В.Савельев. Опасный профессор»).

 Между тем, интерес к искусственному интеллекту (ИИ) не только не угасает, а, напротив, усиливается. И вот уже Маск объявил о вживлении чипа в мозг человека, что позволяет ему управлять «силой мысли» своими органами, поврежденными ранее, что сделало его инвалидом. Польза? Несомненно! Это шаг к созданию ИИ?

Иллюзию наличия ИИ создаёт и появление небезызвестного чата GPT, способного к осмысленному общению, отвечающего вполне «по-человечески» на весьма, подчас, каверзные вопросы. Примеров множество. Так что же такое ИИ? Как его соотносить с интеллектом человеческим?

Однако, до сих пор не дано четкого определения, что такое интеллект. Попробуем это сделать.

Наиболее распространённым представлением о том, что такое «интеллект», является следующее: это умственная (когнитивная) способность организма (психики)… успешно существовать в окружающем мире (в объективной реальности). Это способность познавать мир, понимать суть окружающей реальности, осознавать необходимость должного поведения в предлагаемых ситуациях.

«Качество психики, общая способность к познанию, разум, рассудок…» - всё это связывают с интеллектом.

Уже из перечисленных свойств можно понять, что все эти свойства интеллекта связаны также со множеством человеческих качеств: ощущениями, восприятиями, представлениями, мышлением, памятью, воображением, интуицией…

А что является основанием интеллекта? Что, в конечном счете, является его «вместилищем», где он находится и от чего зависит? Вот на этот вопрос не так много информации.

На мой взгляд, определяющим для «интеллекта» понятием является «сознание». Возвращаемся к началу статьи. Только выяснив соотношение этих понятий, можно окончательно определить, что такое «интеллект». Ясно, что это должно быть сущностное определение.

Многие ученые включают сознание в состав интеллекта, считая его частью интеллекта наряду с ощущениями, представлениями и т.п. На мой взгляд, это не так.
 
Напротив, именно сознание является той когнитивной основой, которая определяет интеллект и любые другие ментальные явления. Почему?

Что такое сознание? Когда говорят: человек потерял сознание, - что это значит? Правильно, это означает, что человек не способен не только понимать, но и осознавать, чувствовать, ощущать окружающую действительность. Спрашивается, о каком интеллекте тут может идти речь? Нет сознания – нет проявления интеллекта, он исчез. Или, напротив, говорят, - пришел в сознание. То есть стал реагировать на окружающее, появилась способность чувствовать, двигаться, мыслить, говорить и т.д.

Классик отечественно психологии П.Я.Гальперин пишет по этому поводу: «Личность невозможна без сознания, и там, где оно нарушено, нарушена или утрачена личность… Человек может находиться в бессознательном состоянии, но от этого он ещё не перестаёт быть «человеком», поскольку сохраняется надежда, что сознание к нему вернётся» (П.Я.Гальперин. Введение в психологию. Учебное пособие для вузов. – М.: Книжный дом Университет, 1999 г., стр. 203).

Таким образом, надо анализировать сущность сознания, чтобы понять основные проявления интеллекта. Подчеркну, что любые процессы, связанные с психофизиологическими процессами должны рассматриваться с позиций теории отражения. Это единственно верный научный подход, на котором, ввиду его самостоятельной сущности, я останавливаться не буду.

В основе перехода психики животных к более совершенным формам – человеческому сознанию, лежит переход к новым формам жизнедеятельности, к человеческой, по своей природе общественной, трудовой деятельности. Появляются новые формы отражения и освоения действительности. Наряду с законами биологической эволюции появляются законы общественно-исторического развития (А.Н.Леонтьев, Эволюция психики- М.: МПСИ, Из-во НПО Модэк, 1999 г., 416 с., стр. 213). 

То есть, сознание имеет свои причинные основания, свою логику происхождения, свою эволюцию. Развиваясь, материя достигает такого уровня совершенства, которое неизбежно порождают у неё определённые свойства. Важнейшим из которых, для понимания сущности сознания, является способность отражения окружающей действительности.

Материальным носителем (объективным, реально существующим) этого свойства является человеческий мозг, как наиболее совершенный (о сознании животных и других существ, имеющих мозг, в этой статье речь не идёт).

Свойства отражения объективной реальности, в таком случае, проявляются в следующем:
1). Это отражение, формирующее сознание, даётся субъекту благодаря наличию органов чувств, формируя у него восприятия, представления, ощущения…
2). Отражается не отдельный фрагмент, а совокупность условий бытия субъекта отражения. От очень узких, семейных, до обширных, общественных.
3). Отражение носит познавательный характер, способствующий приспособительным качествам субъекта к меняющимся условиям бытия. Сознание формирует обобщающий образ и, в то же время, выделяет каждый раз ранее неизвестные фрагменты, существенно влияющие на жизнь субъекта. Так происходит научение, приспособление к окружающей реальности.
4). Само отражение носит субъективный характер, то есть принадлежит конкретному субъекту, находящемуся в конкретной объективной ситуации (от новорожденного до взрослого человека). Это важная особенность, помогающая пониманию такого явления как общественное сознание.

5). Материальным носителем этих свойств является мозг, как высокоорганизованная материя, способная к продуцированию сознания. Именно мозг, благодаря его способности воспринимать информацию из окружающей реальности, анализировать её, определять её значимость для субъекта, обеспечивает существование субъекта в окружающем мире.

6). Объективной основой отражения является окружающий материальный мир. Это не означает, что человек не может что-то нафантазировать, но даже в основе самой «крутой» фантазии будет лежат уже виденное или соотносящееся с уже виденным, услышанным, ощущённым.  Поэтому, боги, черти, дьявол, духи, русалки, нимфы, ведьмы и т.п. предстают в человеческом облике, а любые фантастические книжки описывают именно людей в различных желаемых, но недостижимых ситуациях. Эта особенность является важнейшей для понимания такого явления как сновидения.

Таким образом, именно сознание является той основой, которая позволяет появиться мышлению. Сначала в зародышевом виде, постепенно развиваясь до мышления абстрактного. Сознание – это ментальная форма существования человека.

Но каждый человек обладает индивидуальными особенностями, субъективными качествами всех перечисленных свойств отражения. У каждого человека свои индивидуальные параметры органов чувств. По сути, каждый человек — это неповторимая индивидуальность. Чувствительность органов чувств, сила мышц, другие биологические отличия делают нас всех неповторимыми.

Но самые большие отличия, как специально подчёркивает проф. С.В.Савельев, это отличия в области мозга. Люди отличаются в этом отношении иногда более чем в десятки раз. Вас не удивляла способность некоторых людей запоминать огромное количество цифр (знаков, слов и т.п.)? А знание некоторыми множества языков? А ведь это обусловлено свойствами мозга этих людей. При этом, не обязательно, что эти люди становятся великими учеными. «Так не работает»!

Таким образом, дадим следующее определение понятию «сознание». Сознание есть функция мозга, который формирует посредством органов чувств субъективный образ внешнего, материального мира, объективно существующего вне и независимо от нашего сознания. Умирает мозг - человек умирает, перестаёт существовать, но объективный мир продолжает своё развитие.

Можно сказать и по-другому: сознание человека есть ни что иное, как формирующийся в процессе его практической деятельности субъективный образ окружающего его объективного мира. Сознание есть осознание человеком самого себя в сфере практики, в объективной реальности. Сознание - это осознанное бытие. Вот почему верна марксистская формула: бытие определяет сознание.

Сознание есть общее, генерализированное свойство мозга отражать объективную реальность. Происходит это, естественно, благодаря «распространению информации в мозге» (Деан С.).

Важно подчеркнуть, что носителем сознания является человек, обладающий мозгом, функцией которого является воспроизведение сознания, продуцирование его. Смерть мозга означает и исчезновение сознания. Что означает и смерть самого человека.  Мозг не является чем-то обособленным и независимым от человека, которым он способен управлять, как марионеткой. Мозг выражает сущность человека, несет в себе не только физиологическую, но и социальную информацию. Примерно, как процессор в ЭВМ. Удали его из компьютера, и последний превратится просто в груду металла.

Осознание человеком окружающего мира самым непосредственным образом связано с языком. Смысловые представления о бытии начинают формироваться в речевой форме.

При рождении, человек (речь идёт о норме), находясь в сознании, обладает неразвитыми органами перцепции, не владеет языком, хотя и ощущает мир всеми органами чувств, визуально, тактильно, на слух. В этот момент мышление носит предметную форму. Это значит, что окружающие его вещи осознаются им как реальные, объективные, он способен их воспринимать, если они в зоне досягаемости его органов чувств. Смысловое значение вещей на этом этапе не освоено сознанием.

Информационная база сознания представляет собой всю совокупность окружающей субъекта реальности. Эта реальность воспринимается, но, в силу неразвитости мозговых структур младенца, его сознание недостаточно для осознания им своего места в объективной реальности. Оно не наполнилось необходимой информационной базой, только и делающей сознание зрелым, адекватным зрелой личности. 

Отсюда можно сделать важнейший методологический вывод: сознание существует и до языковой формы. Человек еще не освоил язык, не понимает слышимые им звуки, выражающие язык, но уже способен ощущать реальность. Он в сознании, он видит и ощущает окружающий мир (это же относится и к животным). Но его осознание неполно, поверхностно, фрагментарно, примитивно, формально. Если в этот момент по каким-то причинам прервется человеческое общение и рождённое существо окажется под опекой, например, животных (истории такого рода описаны), то такой субъект либо вообще не превратится в человека, в развитую личность (в полном смысле этого слова: знающим язык, умеющим общаться по-человечески…), либо останется на самом низшем уровне развития, свойственного маленьким детям. Сознание его будет, как принято говорить, «недоразвитым», ущербным. Социализация будет прервана, останется неполной.

Итак, с сознанием мы определились: как только у новорожденного появляется перцепция, так тогда же появляется и сознание - вначале незрелое, неустойчивое, зависящее от многих условий, переходящее из неосознанного, чувственного ко всё более зрелому и осмысленному. Ментальная форма обретает свою реальность.

В этой связи, хочется поспорить с проф. Мироновым В.В. (декан философского факультета МГУ), написавшим в учебнике по философии следующее: «Для возникновения индивидуального сознания требовались по крайней мере две предпосылки – биологическая и социальная (при наличии социальной предпосылки у собак, например, не вырабатывается сознание, так как у них нет биологической предпосылки; в то же время ребёнок, с первых же месяцев попавший в условия общения только с обезьянами, тоже не будет иметь сознания, так как он с самого начала оказался без социальных предпосылок его становления и развития)» (В.В.Миронов, Философия. Учебник. – М., Проспект, 1998 г.; стр. 155-156).

Таким образом, взгляды Миронова В.В. отрицают сказанное мной выше. Наличие мозга и чувственного восприятия ещё недостаточно, по его мнению. Он, вслед за Спиркиным, приписывает и многие другие условия для существования сознания. На мой взгляд, это не верно!

Наличие требуемых Мироновым условий необходимо для формирования личности. Но новорожденный таковой не является, он находится только на этапе освоения социальных условий, становления личности, но, находясь в сознании. И если в раннем возрасте этот процесс социализации прервется (попадет в стаю), сознание у ребенка никуда не денется. Оно, всего лишь, остановится в своём развитии.


Благодаря генетически заложенным безусловным рефлекторным функциям, новорожденный постепенно осваивает окружающую его действительность, начинает её ощущать, видеть, слышать, обонять. То есть, получать информацию из окружающего мира. Его мозг развивается, совершенствуется, сознание тоже…

Постепенно мышление человека из образного, предметного переходит в речевую форму, мысли обретают свое материальное основание. Происходит эволюционный скачок, сознание начинает формироваться с помощью языка. Предметы обретают свои смысловые значения. Постепенно формируются разнообразные языковые формы (языки), выражающие основные представления об окружающей действительности. И чем глубже человечество проникало в суть явлений и вещей, тем изощрённей и сложней становился язык. Появляется мышление, как форма сознания.

Освоение субъектом языка является по сути новой ступенью в его развитии. Окружающая реальность наполняется для субъекта не просто предметами, но смыслами. Человек начинает мыслить на новом уровне, абстрактном, оперировать теми смыслами, которые он усвоил в процессе освоения языка. Окружающая его объективная реальность наполняется смысловыми значениями, придающими сознанию новый, абстрактный, уровень понимания. Названия предметов перестают обозначать только конкретный предмет, а становятся обозначением класса предметов и т.п.

Развитый язык свойственен только человеческому роду. Эта способность заложена в человека природой, генетически. Ученые уже давно обнаружили, что это человеческое качество отчасти присуще и человекообразным обезьянам. Знаменитая горилла Коко в процессе обучения смогла усвоить в языке жестов и фигур словарный запас в пятьсот слов. Что свойственно подчас малограмотному человеку. Коко плакала, когда узнала, что её любимый котёнок попал под машину и когда её спросили, что она хочет в подарок на день рождения ответила: котёнка. Его ей подарили, и она перестала отказываться от еды. Существуют и другие аналогичные случаи.

Появление языка по сути есть эволюционный скачок в развитии человечества. Главное, что здесь надо понимать, что появление языка является результатом совместной предметной, практической деятельности с применением появившихся орудий труда и необходимостью объединения человеческих особей для совместной производственной деятельности. Язык возникает из необходимой потребности общения людей между собой. Эти факторы и делают человека Человеком общественным, наряду с биологическими основаниями появляется социальная организация человеческих индивидов.

Язык постепенно становится основной формой мышления. От примитивных, естественных языковых форм язык развивается до сложных искусственных абстрактных знаковых систем, подчас, очень сложных для освоения (язык программирования, например). 

Как и любой другой орган, мозг человека развивается и, примерно, к 30 годам его физиологические параметры достигают зрелости. Соответственно все эти годы происходило информационное накопление сознания, освоение им полученной информации для обеспечения формирующихся потребностей личности. Человек постепенно включается в систему общественной жизни, обретает соответствующие навыки практической деятельности в окружающей социальной среде.

Мышление, благодаря освоению языка, обретает новое качественное содержание. Оно начинает опираться на смысловые значения окружающих предметов, выраженных в языке. Человек начинает мыслить, то есть, осознавать, познавать реальность, в вербальной форме. Сознание переходит к осознанию посредством смыслов, содержащихся в языке.

Мышление становится основной формой сознания (осознания окружающей действительности). Оно все более структурируется и усложняется по мере обретения знаний, представлений, умений, навыков и т.п. Мышление есть операционно- логическая форма деятельности мозга по отражению и взаимосвязи имеющихся в сознании субъекта смыслов (С).

Мышление высокообразованного специалиста существенно отличается от мышления неуча, ибо понимание ими окружающей реальности различно. В этом и проявляется уровень интеллекта, который есть ни что иное, как проявление глубины, ёмкости, всеохватности мышления.

Мышление, благодаря языку, становится активной формой отражения, освоения действительности. Это особая форма существования сознания, которая способна отражать суть и логику развития окружающего мира, используя имеющиеся в его распоряжении смысловые значения и факты действительности.   

Осознание окружающей реальности всегда индивидуально. Несомненно, при этом, что основные объективные параметры этого осознания идентичны для любого субъекта. Физические, химические и другие характеристики окружающего мира воспринимаются всеми одинаково. Восприятие мокрого, тяжелого, лёгкого, тёмного, светлого и т.п. «простых» характеристик, как правило, не вызывает разногласий. Но благодаря субъективным отличиям это восприятие будет индивидуальным, хотя и не принципиально различным. Это, что касается простейших представлений об окружающем мире.

Но вот мы коснёмся абстрактных понятий, выражающих взаимодействия простейших явлений. И тут же столкнёмся с трудностями понимания. Чтобы выразить эти взаимодействия, надо многое знать: законы физики, химии, математики и многих других наук. Не зная эти законы, вы не сможете создать здание, мост, самолет, танк, ракету, и т.д., и т.п. Вы даже не поймёте, как, например, летает такой тяжелый предмет, как многотонный самолёт.

Интеллект есть свойство человеческого сознания, его способность проникать вглубь явлений и вещей, выделять их сущность и взаимосвязь. И чем полнее человек осознаёт эту сущность, чем богаче его представление о ней, тем более интеллектуальным он является, тем более богатым и изощрённым будет его язык (речь, мысль).  А то, что мы называем «умом», является проявлением человеческого интеллекта.

Вот почему, для человека так важно образование. Оно наполняет его сознание всё более полным пониманием окружающего мира, помогает ему осознавать его место в этом мире и формировать целеполагание для удовлетворения своих интересов и потребностей. Чем выше образовательный уровень субъекта, тем выше его интеллект (в статистическом плане). Хотя, в любом случае, каждому здоровому человеку присущ интеллект, как общая способность отражать и осознавать этот мир.

В реальной жизни всё несомненно сложнее. Мы начинаем путать воспитанное, «интеллигентное» поведение с интеллектом, считаем интеллектуалами людей, которые способны запоминать множественные тексты или произносить длинные речи. На самом деле, интеллект измерить очень сложно, если вообще возможно. Ведь это не материальный объект. Его нельзя увидеть в микроскоп или обнаружить другими измерительными инструментами. И эта неопределённость будет всегда, ибо идеальное всегда будет оцениваться также идеальным (не материальным).

Но вот человечество изобрело ИИ. Причиной послужила необходимость решения проблем очередного этапа научно-технической революции, дальнейшего углубления наших познаний окружающего мира. И стали появляться вопросы: насколько этот ИИ соответствует человеческому? Как соотносятся ИИ и человеческий? Способен ли ИИ превзойти человеческий? Кто имеет право владеть и управлять ИИ? Каковы пределы развития ИИ? Ответы во второй части статьи.
Для более полного понимания этой темы, советую прочитать статью «Материалистические основания научной социологии».