Мастер и Маргарита. Рецензия на фильм 8. 0

Виктор Томилов
      Когда мною в 1982 году был прочитан роман Мастер и Маргарита, в моей
голове сразу же возник вопрос — А какого черта главный черт, он же сатана, он
же Воланд прибыл со своей свитой в Москву?! Что он в ней забыл? Но
докапываться не стал, и только сейчас в начале 2024 года узнал. Пустяки какие -
всего лишь спустя каких-то 42 года. Узнал, сходив в кинотеатр на фильм
,,Мастер и Маргарита'' режиссера Михаила Локшина. В картине объяснили —
Воланд со свитой приехал в Москву, чтобы посмотреть каковы успехи в
строительстве первого в мире государства с социалистическим строем, так
сказать, удовлетворить свое любопытство. Впрочем, в реальной жизни за тем
же самым приезжали в СССР зарубежные писатели Герберт Уэльс, Андре Жид,
Лион Фейхтвангер. Уж не их ли визиты и подсказали Булгакову, что князю
тьмы тоже могло быть любопытным как идет строительство социализма в
отдельно взятой стране. Воланд, чего он только не видел за свою нескончаемую
жизнь. Видел Прокуратора Понтия, разговаривающего с Исусом Христом,
беседовал с философом Кантом... И вот теперь Москва.
     Мы видим сатану в Москве, но не ощущаем присутствия Бога в Москве. Да и
как его можно ощутить, если государственная власть в лице коммунистической
партии считает религию идеологическим противником.
   Общеизвестно, что в мире существует зло и добро. И между ними идет
борьба. И это уже философский вопрос. Сатана олицетворяет, конечно же, зло,
но зритель в фильме видит нечто странное. Зло в лице Воланда в картине
присутствует, но где добро? Может быть, если присутствие Бога в Москве не
ощущается, то добро это Советская власть? Ведь изначально большевиками
провозглашалось, что революция делается для блага народа, чтобы затем
дружными рядами пойти в светлое будущее. При этом планировалось
воспитание нового человека, который будет свободен от пороков,
приобретаемых людьми в капиталистическом обществе. Вот только процесс
воспитания нового человека идет очень тяжело. В фильме, как и в книге
показывается, что инженеры человеческих душ, то есть писатели, больше всего
озабочены материальными благами — дачами, путевками в санатории и
чревоугодием.
    Воланд - очень странный сатана. Он встает на сторону добра и расправляется с
Берлиозом, из-за которого Мастер несправедливо пострадал. Вопрос,
разумеется, спорный. Есть две версии: первая заключается в том, что поэт
Бездомный твердо уверен, что в гибели Берлиоза под колесами трамвая виноват
Воланд, и начинает бегать в поисках Воланда по Москве. Ну, что взять с
человека, сошедшего с ума от гибели товарища и коллеги по писательскому
цеху? Люди здравомыслящие понимают, что это всего лишь таким образом
сложившиеся обстоятельства, а Воланд просто обладает даром провидца. Так
бывает...
      Но вот что интересно! Несмотря на все попытки новой власти отлучить
людей от веры в Бога, утверждая, что религия опиум для народа, в самую
трудную минуту человек все равно обращается за помощью к богу, что и
сделал поэт Бездомный , прихватив с собой на поиски Воланда иконку и свечку.
    Воланд же константирует - Нет, не меняется человек... Конечно, он говорит
так не только из-за иконки и свечки, а видя все нехорошие черты в людях, уже
строящих новое социалистическое общество. И тут он, конечно, не совсем прав,
хоть и сатана, который вроде бы не должен ошибаться.
    Далеко за примером ходить не надо. Михаил Афанасьевич Булгаков. Оба
деда у него были священниками. Отец — преподавал в Киевской духовной
академии. Маленький Миша был крещен и в детстве и юности верил в бога. Но
поступив в 2009 году на медицинский факультет Киевского университете, где
он изучал теорию Дарвина и вскрывал трупы в анатомическом театре, в бога
верить перестал. И тем не менее Михаил Афанасьевич очень переживал, когда в
газетах читал новости об очередном гонении на верующих со стороны
советской власти.
     Заметим, что все же в СССР удалось воспитать новую разновидность
человека - советского человека. Но вот в индивидуальном плане, в
психологическом плане человек остался прежним, он также любит и ненавидит,
завидует, радуется, огорчается и веселится. В этом смысле Воланд, конечно ,
прав.
     Можно предположить, что Мастер, у которого запретили постановку
пьесы и наложили санкции, выражаясь современным языком, на издание его
книги, был в очень подавленном состоянии, в депрессии. И тут ему подфартило
познакомиться с интересным человеком Воландом. Эта встреча подтолкнула
Мастера к мысли начать писать новую книгу, а что собственно в этих
обстоятельствах он мог ещё сделать?
     Если читая книгу ,,Мастер и Маргарита'' можно понять, что Образ Мастера
во многом списан автором книги с самого себя , то в фильме в этом отношении
режиссер Михаил Локшин и сценарист Роман Кантор пошли значительно
дальше. Мастер и одет так, как примерно одевался Михаил Булгаков и
загримирован под него. Поэтому, поскольку Мастер, тоже как и Булгаков, не
верил в Бога, а значит в сатану, то он (дьявол-сатана) существует только в его
голове и в новой книге. Бессилие Мастера в попытках изменить свое
положение, которые он, будем смотреть правде глаза, и не делал, приводят его к
мысли обратится к иным могучим силам - Богу или дьяволу. Но в бога он не
верит, в сатану, впрочем, тоже. Так почему же Мастер обращается и начинает
общаться не с Богом, а сатаной? Возможно потому, что зло бывает очень часто
притягательным и интересным?! Михаил Булгаков сам находился в точно таком
же состоянии, как и герой его книги Мастер. Свое состояние он перенес на
одного из главных персонажей произведения — на Мастера. Тоже самое, и даже
усиленное мы видим фильме ,,Мастер и Маргарита''вышедшем в 2024 году.
    Одним из главных вопросов, поднимаемых в фильме и в книге — можно ли
обращаться за помощью к дьяволу, продавая ему свою душу. И еще тут же
рядышком возникает вопрос, а к чему приведет в конечном итоге продажа своей
души дьяволу? Разумеется понятно, что всем взрослым, критически мыслящим
людям ясно, что на самом деле дьявол не существует, но зло — да, существует.
   И возникает вопрос, а можно ли с помощью зла творить добро? Можно ли с
помощью насилия творить добро. Можно ли с помощью создания в государстве
тотального страха построить новую и счастливую жизнь для целого народа? А
мы видим в фильме, что такой страх присутствует в СССР в тридцатые годы.
Мастер, услышавший звук подъехавшей машины, топот ног и звуки стучания в
дверь, сжигает рукопись романа, бросая её в огонь печи.
                9.02.2024