Звучащая тишина

Эгрант
               Для игры этюдов №3 автора Светлая Ночка.
                ссылка - http://proza.ru/2024/01/24/136 (Этюд № 2. «Тишина»)               

                …А звук летит, он выше, выше...
                И в звуках тех природа дышит,
                А  меж камней звенит ручей,
                И шелест трав, и крик грачей…

О людях, лишённых музыкального слуха, принято говорить «ему медведь на ухо наступил». Так вот, на моём ухе он ещё и изрядно потоптался. Я могу порой заметить фальшь певца, но повторить его ошибку, да и просто песню не смогу. Чтобы получить полное наслаждение от музыкального произведения, мне недостаточно его просто слышать – я должен «видеть» музыку. Иными словами, я не воспринимаю мелодию только на слух, мне нужна живая атмосфера зала.

Как-то в юности, я побывал по туристической путёвке в Риге. Перед самым отъездом домой, в Питер, оставался один час. Был солнечный полдень, и я, вместе с девушкой из группы, отправился побродить по городу. Гуляя по центру Риги, заглянули в Домский собор. Войдя внутрь, я невольно остановился от необычного ощущения. Меня сразу накрыли, словно воздушным покрывалом, звуки органа. Никогда не слышал и не ощущал ничего подобного. Я стоял, ошарашенный этим новым для меня состоянием.

Наверно, я так бы остался стоять, внимая этому чуду, но подружка дёрнула меня за рукав, показывая на часы. Нужно было уже бежать на поезд...

Прошли годы, судьба забросила меня в Германию, где я работал по контракту от нашего Петербургского предприятия в небольшом провинциальном городке на юго-западе страны. В католическом костёле нашего городка состоялся дневной органный концерт.

И вот, после стольких лет, я опять слышу чудные звуки органа. Музыка не просто заполняла всё пространство костёла, она словно входила в меня, наполняя звуками изнутри! А величественный вид костёла добавлял ощущение нереальности происходящего. Голубой свет, попадающий через витражи высоких окон над алтарём, изображающих путь Иисуса Христа на Голгофу, торжественные звуки органа - всё это создавало атмосферу холода и тревоги. Я посмотрел в правый предел костёла. Здесь оконные витражи изображали картину воскрешения Христа, радость людей, ставших свидетелями чуда. Эти витражи были выполнены в оранжевом, радостном цвете. И вдруг, словно по заказу, орган заиграл другую мелодию. Послышались звуки свирели,  журчание прыгающего по камням ручейка. Свет и звук давали ощущение, будто мы теперь находимся в какой-то волшебной сказке.
 
Первое произведение сыграно. Я уже готов был аплодисментами выразить свой восторг, и даже хлопнул разочек, но звук хлопка растворился, в поразившей меня тишине. Тишина была такая, что казалось - я слышу биение собственного сердца. Некоторые слушатели сидели с закрытыми глазами, кто-то просто смотрел перед собой. А пожилой бюргер, рядом, взглянув на меня, казалось, спросил глазами:
- Вы идиот?
- Я из Питера. – Ответил я ему глазами.

Перерывы между произведениями длился около двух минут. Но зачем так долго? И почему здесь не принято в эти моменты аплодировать, тем выражая восторг и благодарность исполнителю?

Зазвучала вторая мелодия. Теперь слышится звук дудочки, и словно детские голоса сквозь стук башмачков по каменным ступеням лестницы. Мелодия зовёт, увлекая за собой. И вот уже мне кажется, словно я ребёнок, один из тех детей, кого Крысолов из сказки братьев Гримм, играя на своей дудочке, уводил за собой из города Гамельна...

Орган стихает. Теперь я, пожалуй, понял причину двухминутной тишины между исполняемыми произведениями. Орган замолкал, но его звуки ещё роились в моей голове. Наверно, столь длительная пауза даётся, чтобы громкая тишина - музыка в головах слушателей и маэстро органиста успокоилась перед тем, как звуки нового произведения закрутят вас вновь, увлекая в другое путешествие по вашим фантазиям...

Но всё это было до того, как...