Мой друг Кирилл

Буер Артур
Идти на день рождения к Андрею не хотелось, шапочный знакомый, зачем он меня пригласил – я так и не понял. Но повода отказаться я не нашёл, и поблагодарив за приглашение, я пошёл в магазин выбирать подарок. Поскольку я даже не представлял что дарить, зашёл в книжный магазин и откровенно поведал продавцу:  
 
– Меня пригласил на день рождения малознакомый парень, вот теперь я и гадаю, что ему подарить. Что посоветуете?  
– А зачем он вас пригласил? – удивилась продавец.  
– Может хочет сосватать знакомую, а может интегрировать в свою компанию. Я не понял.  
– Один пойдёте?  
– Хотите со мной?  
– Нет, хочу определить стоимость подарка.  
– А это как? – удивился я.  
– Подарок должен компенсировать хозяину затраты на вашу кормёжку, ну и потом напоминать долгие годы о вас, как о проницательном человеке.  
– Я так и думал, поэтому не стал покупать туалетную бумагу.  
– Это где вы видели в продаже такой дефицит (диалог происходил в далёком 1984 году)?  
– Это я острю, так на чём остановимся? Войну и мир?  
– А почему её?  
– Он будет её до конца жизни читать, и вряд ли осилит. Вот это память!  
– Увы, эта книга дефицит.  
– А если альбом с репродукциями?  
– Хороший выбор! – обрадовалась продавец, – на какую сумму?  
– Червонец, – выдохнул я обречённо, ведь на эти деньги можно было пообедать в столовой целых десять раз!..  
 
Виновник торжества деланно продемонстрировал радость, получив подарок. Зато его жена заверещала как резанная: «Ой, Андрюша! Какая прелесть! » Не знаю, насколько мой подарок был прелестным, но среди остальных подарков (их демонстративно разложили на подоконнике) он был самым большим.  
 
Едва мы сели за праздничный стол, я сразу оказался в центре внимания, едва заявил что не пью алкоголь. Сидевший рядом парень тихо спросил:  
 
– А по какой причине? Коньяк достойный.  
– Пьяный я дурак, – пошутил я.  
– Понимаю, меня зовут Кириллом, – представился сосед.  
– Артур, – ответил я, – зато закусываю я за двоих!  
 
Так я познакомился с Кириллом, человеком удивительной судьбы, который сыграл важную роль в моей жизни, как и я в его...  
 
Мне всегда удавалось оказываться в центре внимания в любой компании, даже незнакомой. Я рассказывал истории из своей жизни, каждая из которых вызывала смех. И к окончанию застолья, Кирилл уже смотрел на меня с нескрываемым восхищением. Выбрав момент, он тихо сказал:  
 
– А вот я так не умею. Если в компании окажется хоть один незнакомый человек – я сразу замыкаюсь.  
– Почему? – удивился я.  
– Я не уверен, что он не начнёт фантазировать во время написания отчёта.  
– Какого отчёта? – не понял я.  
– Того самого, который иногда ломает жизнь, – загадочно ответил Кирилл и ушёл курить.  
 
С Кириллом мы случайно встретились шесть лет спустя. Я и не обратил бы на него внимания, но он меня заметил и поспешил подойти. После череды стандартных вопросов: «Ты куда пропал? Как жизнь? Где ты работаешь? » Кирилл неожиданно предложил мне пойти работать инженером в его отдел. И я неожиданно для себя согласился. Почему? Да я и сам толком не понял, был у Кирилла некий дар убеждения.  
 
Начальником Кирилл был неплохим, не опускался до крика на подчинённых, умело распределял задания между инженерами отдела. Но однажды Кирилл стремительно уволился, буквально в течение дня, даже не попрощавшись с нами. Долго в отделе обсуждали эту новость, а я с удивлением обнаружил, что у меня нет номера домашнего телефона Кирилла. Очень хотелось узнать причину такого неожиданного решения.  
 
Встретились мы с Кириллом спустя восемь лет, в этот раз он позвонил мне и предложил встретиться. Место он выбрал сам, в сквере, хотя я пригласил его к себе. Я сразу обратил внимание на его осунувшееся и бледное лицо.  
 
– Неважно выглядишь, в погребе прятался? – сострил я.  
– Почему в погребе? – удивился Кирилл.  
– Бледный как лесной брат, который днём прятался в схроне, без солнечного света.  
– Практически так, я работал там, где полярная ночь. Вот и побледнел.  
– Все длинные рубли заработал?  
– Как пришли, так и ушли. Хотел машину купить, а у вас тут такие дела! Погорели мои сбережения. Работу ищу, не поможешь?  
– На завод хочешь вернуться?  
– Нет, мне надо зарабатывать, а не прокормиться.  
 
В этот раз я помог Кириллу найти работу с приличной зарплатой и даже персональной машиной. Он был счастлив, а когда ему выдали квартиру (невероятное везение для того времени), он решил что жизнь удалась. И как иногда бывает, завёл себе любовницу, которая жила в квартире напротив его.  
 
Он женат, она замужем, встречались они в моей квартире. Встречались часто, Кирилл даже женщину нанял, которая еженедельно убиралась в моей квартире. Его не устраивал мои стандарты чистоты. Мне уже надоело подстраиваться под планы влюблённых и я с нетерпением ждал, когда их интрижка закончится. Но Кирилл развёлся с женой, оставил ей жилплощадь, и уехал жить на съёмную квартиру. Я обрёл покой и мы перестали видеться с Кириллом.  
 
Некоторое время спустя, мне позвонила любовница Кирилла, и попросила о помощи. Кирилл запил. Они решили уйти из семей и пожениться. Кирилл это сделал, а она не решилась (двое детей, нормальный муж). Вот и результат.  
 
Разговаривать с Кириллом было трудно, как мне показалось, он пил чтобы умереть.  
 
– Жены нет, любовницы нет, работы нет, всё пошло прахом! Через два месяца не останется денег на эту квартиру, и пойду я жить к родителям. Мужику сорок лет, а у него ни кола, ни двора! Вот что я сделал не так? – спросил Кирилл.  
– Зачем ты ушёл из семьи? Встречался бы втихаря с любовницей, и радовался жизни, – ответил я.  
– Она как наркотик, хочется всё больше и больше! А на жену у меня даже стоять перестал, как жить с ней дальше было? Она ведь не дура. Женщины чувствуют, когда их не любят.  
– Получилось как получилось, надо жить дальше. Что у тебя с работой?  
– Машину у меня отобрали, и я послал директора.  
– А без машины работать никак?  
– Машина это статус, – усмехнулся Кирилл и снисходительно посмотрел на меня.  
– Купишь себе сам.  
– Родители готовы купить, лишь бы перестал бухать.  
– И чего тянешь? Бегом под холодный душ, побрился и пошли к твоему директору. Попробуем его уговорить всё забыть.  
 
С директором я был знаком, поэтому удалось вернуть Кириллу его рабочее место, правда без автомобиля. Чтобы не оставлять Кирилла без присмотра, он переехал жить к родителям. Машину ему купили, правда с пробегом, но Кирилл начал оживать.  
 
Это роковое знакомство состоялось на моём дне рождения. Кириллу приглянулась одна барышня, с которой он завёл интрижку. На следующий день Кирилл делился впечатлениями:  
 
– Я думал, что в машине все стёкла вылетят! Ты бы слышал, как она орала! Да я себя мужиком почувствовал! Впервые в жизни! Все женщины до неё – это брёвна для изготовления Буратин!  
– А почему Буратин? – удивился я.  
– Жалобно попискивали, не более того. Спасибо тебе, дружище!  
 
А дальше закружилось, понеслось. Кирилл снова снял квартиру, барышня поселилась с ним, и вроде всё наладилось. Кирилл перестал мне звонить, и я успокоился – значит всё в порядке.  
 
Некоторое время спустя, мне позвонила мама Кирилла. Он разбился с барышней на подаренной машине. За рулём была она, видимо не хватило опыта, если он вообще был. Кирилл погиб сразу, а барышня сильно кричала, ей зажало ноги, а машина загорелась. Так и сгорела заживо.  
 
Я иногда навещал родителей Кирилла. Они винили себя за подаренный автомобиль, я винил себя за барышню, и никто не винил Кирилла за его компульсивные поступки...