Леший - гроза хищников золота

Индигирка
"ЛЕШИЙ" - ГРОЗА ХИЩНИКОВ ЗОЛОТА.

Сегодня пришла горькая весть с Индигирки. В Усть-Нере умер 6 февраля 2024 года Анатолий Васильевич Крыловецкий. Мой северный друг. В моей повести "Оймяконский Меридиан" капитан Крыловецкий - "Леший", опер уполномоченный ОБХСС (валютного отдела) изображен без прикрас. В те счастливые годы я работал охотоведом Оймяконского района. "Леший" пришел в кабинет Охотнадзора и предложил помощь в задержании браконьеров. Хотя, в начале 80-х, браконьерили северные жители редко. Сам Леший гонялся за "хищниками золота", выслеживал их и, случалось, задерживал с золотом. Я подружился с капитаном "морской пехоты", именно в таком звании Леший уволился из армии и пришёл служить участковым на прииск Юбилейный. Легкий на ноги, жадный на дружбу, Леший мне запал в душу. "Честь офицера" для капитана "черных беретов" была дороже всего. И это не пустые слова. Однажды Леший нашёл жестяную банку из-под кофе, полную россыпного золота. Опытный таёжник, он наткнулся на тропе на банку с золотом. Недоумение, конечно: откуда? В низине синел распадок, там работала небольшая артель старателей. Леший спустился в поселок и нашел ранеными из ружья двух старателей. Один был в сознании и рассказал, что у "фрица" поехала крыша, он и стал убивать их из дробовика. "Фрицем" звали старателя, немца из Казахстана. Забрал из сейфа золото и ушел. По берегу Индигирки до прииска Юбилейный не близко. Леший почти сутки ломился по бездорожью на прииск. Успел вертолетом вывезти живыми старателей. Сам остался и стал исследовать местность, где нашел банку с золотом, в которой был весь металл, намытый за сезон. Нашел "Фрица": застрелился убийца-старатель. И застрелился с горя, так как выронил на бегу банку золота и не мог потом найти. Председателем этой старательской "артели" был наш общий друг. Я жил уже на материке в Канске. И Анатолий написал мне: «Юра спросил меня о золоте. Я промолчал. А вечером принес к нему домой банку с золотом". Поступок по нашим временам не мыслимый! Но Леший сознался: "Вспомнил наши с тобой разговоры на Туристе. И так захотелось и дальше жить чисто, что золота стало не жаль возвращать хозяину". Светлая память Анатолию Васильевичу Крыловецкому, капитану морской пехоты. Пусть вечная мерзлота Индигирки станет ему пухом. Честь офицера - дороже золота. Дружба мужская - вот истинное золото.
Валерий Шелегов,
член Союза писателей СССР
г. Канск
9 февраля 2024 г.