Последние жертвы JG. 11 на Ostfront

Олег Каминский
Основной задачей 11-й истребительной эскадры (JG.11) Люфтваффе, сформированной в 1943 году, была защита территории Рейха от массированных налётов англо-американской авиации. В многочисленных сражениях с большими группами четырехмоторных бомбардировщиков, прикрытых истребителями, эскадра несла тяжелые потери в пилотах и самолётах.

Но лётчикам эскадры довелось повоевать и на Восточном фронте, где она также понесла ощутимые потери.

Первой на незнакомый театр боевых действий в конце июня 1944 года отправилась 3-я группа (III./JG.11). Сначала она действовала с аэродрома Дукодово в Белоруссии, затем поочередно с аэродрома Кармелава в районе литовского Каунаса, Замосць-Мокре польского Люблинского воеводства, а также с польских аэродромов Деблин-Ирена и Радом. После этого районом действий группы был Юргенфельде в Пруссии, Куршенай в Литве и Риза-Каниц в той же Восточной Пруссии.

Какое-то время (с 18 сентября по 6 октября) группа базировалась в районе немецкого Ахмера (северо-западнее Оснабрюка). Затем на неделю с небольшим её вернули в Пруссию на аэродром Риза-Ляйтевиц. Однако уже 15 октября группа убыла западную часть Германии, где и пребывала вплоть до 23 января 1945 года.

А начиная с этого дня, т.е. с 23 января, вся 11-я эскадра (включая Stab/JG.11, I./JG.11, II./JG.11, и III./JG.11) перебазировавшись на аэродром Штраусберг восточнее Берлина, стала действовать против Красной Армии, которая 12 января начала мощную Висло-Одерскую наступательную операцию. В дальнейшем части эскадры оперировали с нескольких других аэродромов, перечислять которых нет особого смысла.   

Тем более, что данное исследование посвящено исключительно безвозвратным потерям лётного персонала эскадры за время боевых действий на советско-германском фронте. Правда, в некоторых случаях немецкие лётчики несли потери не только от «Сталинских соколов», но и лётчиков антигитлеровской коалиции.

Начинается отсчёт потерь как раз с момента перелёта III./JG.11 с Западного на Восточный фронт.

Уже 24 июня 1944 года Uffz. Karl-Heinz Majewski (09.01.1923) из 9./JG.11 на Fw 190A-8 W.Nr.86520 (680520) при посадке на полевой аэродром Дукодово (между Гродно и Пинском) допустил просчёт, выкатился за пределы посадочной полосы и потерпел аварию. Самолёт загорелся и лётчик погиб.

Вскоре группа стала нести потери от атак «Сталинских соколов». Так, 29 июня Gefr. (Uffz.) Eugen Braun (00.00.1924) из 9./JG.11 на Fw 190A-8 W.Nr.170075 не вернулся из воздушного боя с истребителями в районе Березины.

3 июля Oblt. Richard Rauscher из того же 9./JG.11 на Fw 190A-8 W.Nr.171060 с бомбовым грузом вылетел на штурмовку советских войск в район Молодечно и не вернулся.

Через пять дней – 8 июля – Uffz. Otto Timm из 8./JG.11 (сбил 1 самолет) на Fw 190A-8 W.Nr.171065 не вернулся из вылета в район Вильно (Вильнюс, Литва).
 
На следующий день Uffz. Gerhard (Horst-Gerhard) Rinck из 12./JG.11 (ранее служил в 3./JG.52, имел на счету 1 сбитый самолет) на Fw 190A-8 W.Nr.680716 был сбит зенитным огнем в районе Вильно (Вильнюс, Литва) и пропал без вести.

Ogefr. Heinrich Kohlmann (03.09.1922) из 12./JG.11 (ранее служил в 2./JG.52) 15 июля на Fw 190A-8 W.Nr.172747 погиб в воздушном бою с 4 истребителями Р-39 «Аэрокобра» в районе Львова.

Неудача постигла Uffz. Andreas Lohrey из 12./JG.11 в воскресенье 16 июля: на Fw 190A-8 W.Nr.680541 при посадке на аэродром Замосць-Мокре (в 50 км юго-восточнее Люблин, Польша) он допустил просчёт и выкатился за пределы посадочной полосы, при аварии был тяжело травмирован и вскоре умер.

Опытный пилот Fw. Hans Staudt из 12./JG.11 (ранее служил в составе 3./JG.52 и сбил 3 самолета) 18 июля на Fw 190A-8 W.Nr.731017 «Schwarze 8» погиб в воздушном бою с советскими истребителями в районе Львова.

А молодой лётчик Gefr. Werner Kunz из 11./JG.11 на Fw 190A-8 W.Nr.730832 не вернулся из полёта в район Деблин (Польша) 27 июля.

4 августа Ofhr. Dietrich Schmidt из 9./JG.11 на Fw 190A-8 W.Nr.171660 не вернулся из воздушного боя в районе Кальвария (Литва).

Во время взлёта по тревоге с аэродрома Немакшай (Литва) 16 августа Ofhr. Ernst Klenk из 9./JG.11 на Fw 190A-8 W.Nr.174025 упал с высоты 30 метров и сгорел вместе с самолетом.
В этот же день Lt. Ludwig Loy из 10./JG.11 (ранее служил в 7./JG.11 и сбил 2 самолета) на Fw 190A-8 W.Nr.170629 вылетел с аэродрома Немакшай (Литва) и не вернулся из полёта.

27 августа Uffz. Franz Klein из 11./JG.11 на Fw 190A-8 W.Nr.731803 был сбит зенитным огнём в 3 км северо-западнее Круштини (Литва) и погиб.

На следующий день – 28 августа – Fw. Franz Frahm из 12./JG.11 на Fw 58 W.Nr.58148 (DU+CL) во время курьерского полёта был атакован группой истребителей Як-9 восточнее Таураге (Литва). Будучи тяжело ранен, он всё же смог посадить самолёт. Отправленный в госпиталь Таураге, он умер 1 сентября после неудачной операции. Это была последняя потеря 3-й группы за время командировки 1944 года на Восточный фронт.

А с конца января 1945 года, после переброски с Запада на Восток, потери стала нести уже вся 11-я эскадра.

Например, 25 января Ofhr. August Scharrer (Scharfer) из 1./JG.11 на Fw 190A-8 W.Nr.738257 «Weisse 10» не вернулся из полёта в район Позен (Польша).

Юный лётчик Gefr. Werner Lippke (05.01.1925) из 11./JG.11, награждённый Знаком за ранение (18.10.1944) на Fw 190A-8 W.Nr.733990 «Gelbe 2» не вернулся из полёта в район Фридеберг/Ландсберг (Германия) 29 января.

В феврале лётчики 11-й эскадры совершили 1.560 вылетов (713 вылетов на штурмовку без бомб, 456 вылетов на штурмовку с бомбами, 304 вылета на сопровождение и 87 вылета на «свободную охоту»), сбив 26 самолётов противника. При этом несла потери и эскадра.

Так, двух пилотов эскадра потеряла 1 февраля.
Одним из них был опытный ас Fhj.Ofw. Alfred Neuberger, Stab/JG.11 (ранее служил в 9./JG.11, Stab II./JG.11 и одержал 6 воздушных побед, за что бы награждён Железными крестами 1-й и 2-й степени, Знаком за боевые вылеты. На Fw 190A-8 W.Nr.205041 «Schwarze 1» он был сбит зенитным огнем и погиб в районе Киниц/Одер (Германия).
Вторым был Uffz. Walter Froehlich из 7./JG.11 (ранее служил в 9./JG.11), который на Bf 109G-14/AS W.Nr.785651 «Gelbe 22» не вернулся из полёта.

На следующий день Ofw. Walter Nothnagel из 7./JG.11 на Bf 109K-4 W.Nr.332283 «Gelbe 3» также не вернулся из полёта.   

3 февраля Fw. Erich Stahr (03.05.1921) из 6./JG.11 на Bf 109G-14/AS W.Nr.785133 «Schwarze 6» погиб в воздушном бою в районе Штраусберга восточнее Берлина (Германия).

Lt. Guenter Kalich (Kaelich) из 3./JG.11 (имел на счету сбитых 2 самолета, Железный крест 2-й степени и Знак за боевые вылеты) 4 февраля на Fw 190A-8 W.Nr.960704 «Gelbe 4» погиб во время боевого вылета в районе Штраусберга восточнее Берлина (Германия).

На следующий день Uffz. Richard Huber из 5./JG.11 на Bf 109K-4 W.Nr.332273 «Weisse 9» в полёте случайно задел за землю и разбился северо-западнее Штраусберга восточнее Берлина (Германия).

Такой же оказалась судьба Fw. Helmut Haas из 2./JG.11: во время учебного полёта 6 февраля на Fw 190A-8 W.Nr.980654 «Gelbe 6» он зацепил за какое-то препятствие и погиб в районе Вернойхена северо-восточнее Берлина (Германия).

Два лётчика погибли 7 февраля.
Так, Fw. Otto Haasper из 3./JG.11 на Fw 190A-8 W.Nr.171165 «Gelbe 2» не вернулся из полёта в район Гёриц/Одер.
Другой пилот – Fhr. Eberhard Hackelsberger (05.10.1925) из 11./JG.11 (успел одержать 1 воздушную победу и получить Железный крест 2-й степени) – на Fw 190A-8 W.Nr.960558 «Gelbe 4» был сбит зенитным огнем и погиб в районе Киниц/Одер.

А вот 8 февраля эскадра потеряла четырёх пилотов:
1. Ofhr. Walter Krist из Stab/JG.11 на Fw 190D-9 W.Nr.211152 «Schwarze 4» во время взлёта с аэродрома Штраусберг (восточнее Берлина) задел какое-то препятствие, упал и погиб.
2. Fhj.Fw. Karl Keil из 6./JG.11 (имел на счету 1 сбитый самолет, Железный крест 2-й степени, и Знак за боевые вылеты на Bf 109G-10 W.Nr.491445 «Schwarze 9» произвёл вынужденную посадку на территории, занятой советскими войсками в районе Кюстрин/Бёрвальде, и пропал без вести.
3. Lt. Hans-Helmut Koch (24.02.1921) из того же 6./JG.11 (ранее служил в 4./JG.11, сбил 3 самолета, был награждён Железными крестами 1-й и 2-й степени, Знаком за боевые вылеты и Знаком за ранение) на Bf 109G-10 W.Nr.491432 «Schwarze 11» вылетел в район Кюстрин/Бёрвальде для поиска и спасения Fhj.Fw. Karl Keil, но не вернулся.
4. Uffz. Georg Buhl из 8./JG.11 на Bf 109G-14/AS W.Nr.784037 «Blaue 29» погиб во время боевого вылета в район западнее Кюстрина.

Чёрной пятницей для двух лётчиков стал день 9 февраля:
Молодой пилот Gefr. Karl Auer из 10./JG.11 на Fw 190A-8 W.Nr.961931 «Schwarze 7» не вернулся из полёта в район Зеллин/Одер.
Другой более опытный лётчик Lt. Guenther Metzner (10.01.1922) из 12./JG.11 (ранее служил в 1./JG.52, имел на счету 1 воздушную победу, был награждён Железным крестом 2-й степени, Знаком за боевые вылеты и Знаком за ранение) на Fw 190A-8 W.Nr.739221 «Blaue 4» при взлёте с аэродрома Штраусберг задел какое-то препятствие и упал, получив тяжелые травмы, от которых скончался в госпитале 11 февраля.

В воскресенье 11 февраля Uffz. Franz Kuhnen из I./JG.11 на Fw 190A-8 W.Nr.961128 не вернулся из полёта в район Штраусберг (восточнее Берлина).

День 14 февраля стал последним в жизни двух лётчиков эскадры.
Uffz. Hubert Seiche из 1./JG.11 на Fw 190A-8 W.Nr.171542 не вернулся из воздушного боя в районе Лебус севернее Франкфурта-на-Одере.
Uffz. Wolfgang Bieneck из 9./JG.11 на Fw 190A-8 W.Nr.960288 «Weisse 12» не вернулся из полёта в тот же район.

Три пилота эскадры погибли 15 февраля от разящих атак «Сталинских соколов».
В 10 часов утра Lt. Hans Grabenthin (Grapenthin) (20.09.1923) из 1./JG.11 в составе группы вёл воздушный бой против истребителей Ла-5 в районе Лебуса и был сбит. Вместе с горящим Fw 190A-9 W.Nr.560024 «Weisse 12» он упал в озеро Шлоссзее и погиб. Самолёт и останки лётчика были найдены в 1996 году.
Fhr. Walter Stork из 3./JG.11 на Fw 190A-8 W.Nr.960644 «Gelbe 12» также был сбит истребителями Ла-5, но в районе Ландсберг/Варте северо-восточнее Кюстрина.
Истребители Ла-5 сбили и Uffz. Peter Mayerhoerman из 6./JG.11, который на Bf 109G-10 W.Nr.491465 «Schwarze 5» погиб в районе Литцен северо-западнее Франкфурта-на-Одере.

На следующий день погиб Fhj.Uffz. Heinz Hartmann из 12./JG.11, обстоятельства его гибели не совсем ясны. По одним данным, на Fw 190A-8 W.Nr.961603 «Blaue 1» он не вернулся из полёта в район Ландсберг/Варте северо-восточнее Кюстрина. По другой информации, он упал и взорвался в 10 км восточнее Ландсберга.

Тяжелым ударом для всей эскадры стала гибель 17 февраля командира эскадры Maj. Juergen Harder (13.06.1918). Один из самых лучших асов эскадры, он одержал в боях 64 воздушные победы, за что был награждён Рыцарским крестом с Дубовыми листьями, Германским Золотым крестом, Почетным Серебряным кубком, Железными крестами 1-й и 2-й степени и Золотым значком за боевые вылеты. Во время тренировочного полёта на Bf 109G-14/AS W.Nr.784738 «Schwarze Winkel» он отравился выхлопными газами из неисправного двигателя, потерял сознание и разбился в районе Вернойхена северо-восточнее Берлина.
В этот же день Hptm. Rudolf Roehricht из 3./JG.11 на Fw 190A-8 W.Nr.739516 «Gelbe 8» погиб во время боевого вылета в район Пириц юго-восточнее Штеттина. Предположительно, он был сбит в воздушном бою.

Двух лётчиков эскадра недосчиталась 20 февраля.
Один из них – Fw. Walter Latta из 10./JG.11, при взлёте на Fw 190A-8 W.Nr.730511 «Schwarze 2» с аэродрома Штраусберг задел какое-то препятствие и разбился.
Другой – Uffz. Josef Donner из 10./JG.11, на Fw 190A-8 W.Nr.733762 «Schwarze 18» не вернулся из полёта в район Фюрстенберг северо-западнее Берлина.

В марте количество вылетов эскадры снизилось — было произведено всего 939 вылетов (588 вылетов на сопровождение, 164 вылета на «свободную охоту», 163 вылета на штурмовку с бомбами и потом на «свободную охоту», 16 вылетов на штурмовку без бомб и 8 вылетов для доставки грузов снабжения), сбив 82 самолета противника, уничтожив на земле 3 танка и т.д. Росли и потери эскадры.

Не совсем понятная история произошла 8 марта с Uffz. Eugen Krummreich из 2./JG.11 (ранее служил в 4./JG.11, одержал 1 воздушную победу, получив Железный крест 2-й степени). Считается, что на Fw 190A-8 W.Nr.961246 «Schwarze 14» он был сбит зенитным огнем и погиб при вынужденной посадке в районе Альт Мадлиц западнее Франкфурта-на-Одере. Правда, есть информация, что 18 апреля он одержал свою вторую победу. В общем, требуется уточнение.

9 марта Ofw. Herbert Hoehne из III./JG.11 (ранее служил в 8.JG.77, сбил 4 самолета, был награждён Германским Золотым крестом, Железными крестами 1-й и 2-й степени, Золотым знаком за боевые вылеты) на Fw 190A не вернулся из полёта в район Кюстрина.

Через два дня – 11 марта Uffz. Georg Bodenstein из 1./JG.11 (ранее служил в 11./JG.11) на Fw 190A-8 W.Nr.960466 погиб в воздушном бою в районе Бризен западнее Франкфурта-на-Одере.

Ещё через два дня – 13 марта на Fw 190A-8 W.Nr.961937 «Schwarze 7» в воздушном бою в районе Штраусберга погиб Ofw. Otto Bohn из 2./JG.11.

Два пилота эскадры погибли 23 марта.
После взлёта с аэродрома Штраусберг на Fw 190A-8 W.Nr.682994 «Weisse 15» разбился Uffz. Franz Wuensche из 1./JG.11.
Также не повезло Uffz. Karl Haag из 10./JG.11 – на Fw 190A-8 W.Nr.680513 «Schwarze 9» он разбился в районе Клостердорфа восточнее Штраусберга.

24 марта Fw. Werner Buczinski из 5./JG.11 (ранее служил в 6./JG.11, одержал 1 воздушную победу, заслужив Железный крест 2-й степени и Знак за боевые вылеты) на Bf 109G-10 W.Nr.491475 «Weisse 2» не вернулся из воздушного боя. 

Для уничтожения советских переправ через Одер 12 апреля немецкая авиация впервые применила «спарки» - начиненные взрывчаткой бомбардировщики, спаренные с истребителями-сопроводителями. При этом погиб Oblt. Fritz Langheld из I./JG.11 (ранее служил в 5./JG.11, сбил 3 самолета, был награждён Железными крестами 1-й и 2-й степени, Знаком за боевые вылеты и Знаком за ранение). По некоторым данным, на своем Fw 190A он врезался в позицию зенитной батареи, защищавшей переправу.

Опытный лётчик и командир 8./JG.11 Maj. Schoen (одержал 3 воздушные победы, получив Железный крест 2-й степени и Знак за боевые вылеты) погиб 22 или 23 апреля на Fw 190A. Причина гибели неизвестна.

Тяжелейшие потери – шесть пилотов – эскадра понесла 24 апреля:
1. Fw. Pollack из 1./JG.11 на Fw 190A был сбит в воздушном бою, упал и сгорел в районе Ораниенбурга севернее Берлина.
2. Lt. Eberhard Schlegel из 1./JG.11 на Fw 190A разбился в районе Лерца юго-западнее Нойбранденбурга.
3. Uffz. Karl Krentz из 1./JG.11 (ранее служил в Stab/JG.11, сбил 3 самолета, награждён Железным крестом 2-й степени и Знаком за боевые вылеты) на Fw 190A погиб в воздушном бою в районе Берлина.
4. Uffz. Willi Kleemann из 1./JG.11 на Fw 190A погиб в воздушном бою с истребителями в районе Берлин-Темпельгоф.
5. Ofhr. Stadler из 1./JG.11 (ранее служил в 3./JG.11, одержал 2 воздушные победы, заслужив Железный крест 2-й степени и Знак за боевые вылеты) на Fw 190A не вернулся из воздушного боя в районе Штраусберга восточнее Берлина.
6. Uffz. Fritz Luetzow из 1./JG.11 на Fw 190A во время перелёта погиб в воздушном бою в районе Гатова.

На следующий день безвозвратные потери 11-й эскадры составили 3 пилота, в том числе 2 опытных аса.
Первый из них – Oblt. Richard Franz (10.10.1922), командир отряда, 1./JG.11 (ранее служил в 7./JG.11, JG.27, 3./JG.77, Sturm.St.1, в составе которых сбил 18 самолетов, за что был награждён Германским Золотым крестом, Почетным Серебряным кубком, Железными крестами 1-й и 2-й степени, Золотым значком за боевые вылеты и Знаком за ранение) на Fw 190A-9 (по другим данным – на Bf 109K) около 15 часов был сбит истребителями Як-9 западнее Берлина. Летчик выпрыгнул на парашюте, но попал в русский плен, из которого вернулся в 1947 году.
Второй ас – Ofw. Eduard Bubel (19.02.1918) из I./JG.11 (ранее служил в 8./JG.11, 4./JG.11, 3.JG.54, одержал 10 воздушных побед, был награждён Почетным Серебряным кубком, Железными крестами 1-й и 2-й степени, Золотым значком за боевые вылеты, Знаком за ранение) на Si 204 с группой из 8 пассажиров (в том числе лётчик Uffz. Gabriel из 1./JG.11) на борту совершал перелёт, но по неизвестной причине самолёт упал северо-западнее Берлина и все погибли.

26 апреля при перелёте из Гатова в Лерц на Fw 190A пропал без вести северо-западнее Берлина пилот Uffz. Grube, 3./JG.11 (ранее служил в II./JG.11, успел сбить 1 самолет и получить  Железный крест 2-й степени).

Между тем в течение апреля 1945 года в действиях эскадры произошли существенные изменения. Во-первых, уже 3 числа из-за больших потерь была расформирована II./JG.11. Затем поочерёдно из Лерца (северо-западнее Берлина) на Запад были передислоцированы оставшиеся части эскадры. Так, 25 апреля III./JG.11 перелетела на аэродром Пархим восточнее Гамбурга, а 28 числа в Нойштадт-Глеве (между Берлином и Гамбургом) перебазировались Stab/JG.11 и I./JG.11.

На этом, собственно, завершилось участие 11-й эскадры в боях на Восточном фронте. Осталось только сообщить, что за время с июня 1944 года по апрель 1945 года безвозвратные потери эскадры составили 61 лётчик. Безусловно, это весьма ощутимые потери, свидетельствующие о том, что время превосходства Люфтваффе давно кануло в лету…