Про Мастера и Маргариту 2023

Григорий Поляк
<
Михаи;л Афана;сьевич Булга;ков (3 [15] мая 1891[2], Киев — 10 марта 1940, Москва) — русский писатель советского периода, врач, драматург, театральный режиссёр и актёр. Автор романов, повестей, рассказов, пьес, киносценариев и фельетонов
>*

<
«Ма;стер и Маргари;та» — роман Михаила Афанасьевича Булгакова, работа над которым началась в декабре 1928 года и продолжалась вплоть до смерти писателя в марте 1940 года. Роман относится к незавершённым произведениям; редактирование и сведение воедино черновых записей осуществляла после смерти мужа вдова писателя — Елена Сергеевна. Первая версия романа, имевшая названия «Копыто инженера», «Чёрный маг» и другие, была уничтожена Булгаковым в 1930 году. В последующих редакциях среди героев произведения появились автор романа о Понтии Пилате и его возлюбленная. Окончательное название — «Мастер и Маргарита» — оформилось в 1937 году.

Первая публикация произведения в сокращённом виде была осуществлена в 1966—1967 годах (журнал «Москва», предисловие Константина Симонова, послесловие Абрама Вулиса). Первое полное издание книги на русском языке вышло в 1967 году (издательство «YMCA-Press», Париж). В СССР книжный вариант без купюр увидел свет в 1973 году (издательство «Художественная литература», тираж 30 000 экземпляров). Произведение неоднократно экранизировано и инсценировано
>*
В 80-е годы ХХ века роман печатался в Самиздате, для чего, например, в 300 метрах от Кремля на Берсеневке в ВЦ по ЭЭ он хранился на магнитном носителе и мог считываться с накопителя на магнитных лентах ЕС 5017, входившего в состав машин ЕС(1045).
Вокруг современной экранизации романа (российский фэнтезийный драматический фильм режиссёра Михаила Локшина) возникло облако слухов и споров. Депутаты Думы и "патриотически" настроенная общественность называют фильм клеветническим и предлагают снять его с проката и взыскать с его режиссёра и продюсеров сумму, полученную ими от государства на его создание, что, на самом деле, сильно способствует популяризации фильма и внутри, и за рубежом.
Люди, понимающие и образования высшего, тоже волнуются и срочно бегут смотреть в кинотеатры,
пока не сняли. В прокате фильм бьёт рекорды просмотров и рентабельности.
А о чём и зачем это всё?
Так случилось, что жизнь гениального автора этого великого романа пришлась на период слома миров и эпох. Максимальная динамика такого переходного между состояниями относительной стабильности времени обычно не очень способствует тому, что принято называть спокойной и размеренной жизнью. Самого Михаила Афаеасьевича постоянно и с нескрываемым для себя удовольствием откровенно мучала свора не только двоечников-швондеров, а и никогда даже и не знавших никаких начальных школ шариковых. В редкие моменты его жизни бывший семинарист расчётливо и уже в своё собственное удовольствие дарил ему глоточек-другой воздуха, за что, похоже, гений хватался, как за спасительную соломинку в этом море говна, куда его, как в цирк, поместили мучить. И этот мучимый постоянно человек хотел понять смысл того, что происходит, и зачем всё это? Для того он и писал этот свой роман, и в понимании ответа на эти вопросы прошла вся оставшаяся ему жизнь с 1928 года до самой его в 1940 году смерти.
Вопрос почему в романе освещен образом Иешуа, а на вопрос зачем, измученный писатель сам пытается дать рациональный ответ. Он не совсем сразу, но написал про то, как сатана профессионал  с высшим образованием легко разрушает сатанинский мир примитивных двоечников, и в этом был для него смысл происходящего. Он пытался надеяться, что это так и никак иначе быть и не может, и не должно. Пусть даже это сейчас только в его голове, но это обязательно когда-то случится, ведь мир устроен рационально и Тем, кто знал истинный в нём его толк задолго до начала его творения. Да, сейчас уже ясно, что Михаил Афанасьевич сильно не угадал со своим этим предположением. Но оно позволяло и ему, и многим мучимым реальностью жить и дышать в тумане окружавшей их липкой вонью беспросветности. А эта "реальность" формировалась для него специальными на окладе людьми в виде мистического всепроникающего всесильного тумана.
Вот и фильм с его аллюзиями к современности приблизительно про то же. Теперь уже не через текст, а в 4К и Dolby surround происходит полное погружение и соучастие в происходящем на экране.
И это, скорее всего, свидетельство того, что фильм делали тоже не пальцем деланные, и это их вклад в то, пусть и построенное на романе, но новое и современное произведение. Время идёт, но оказывается, что времена не меняются. Но они хотя и не меняются, но и не повторяются. Для каждого времени свои оттенки времён. Невероятное остаётся невероятным, но случается свободно и раз за разом.
Я только с годами, не сразу, а с годами понял, что мистика вещь загадочная и манящая. Существует куча всяких мистических учений, а при них ритуалов, о смысле, значении и протоколах которых знают только какие-то исключительные и недоступные моему пониманию специальные профессионалы. Но вся эта гигантская штука с туманом нужна только для того, чтобы никто не догадался, что в основе этого всего лежит всего лишь ГОЛАЯ ЖОПА, как путеводная по жизни звезда. Мир наш, конечно, построен на постоянстве законов, но природу имеет вероятностную, что и позволяет Создателю опирать его реальность на некую свободную волю в нём живущих профессионалов и их профессиональную сферу приложения сил и умений.
Нужно отметить, что уже задолго до времени начала написания романа шариковы со швондерами умело и на основе различных принципов и методов приделывали всех этих воландов на себя  шестерить, чем эти профессора чёрной магии занимались с добровольным уже энтузиазмом. Нынешних постмодернистов отличает от прямых и туповатых классических гибкое, как у футболиста Лионеля Месси, умение отправить соперника совсем не туда, куда бы тому следовало направить свои усилия. Цель теперешних, как и тех, весь мир, но для других совсем целей, и они предпочитают не сильно это выпячивать. Теперешние просто хотят совсем не в коммунизм, а в шикарное  здание Венской филармонии и объявить там всем, что отныне и во веки веков руководить их миром будут они, и у них это пока еще не совсем получилось, но уже получается. А для достижения этой цели им все средства хороши. Помню, в нулевые возвращаюсь по Ленинградке с дачи, а у дороги огромный баннер с портретом Варлама Тихоновича Шаламова и цитатой из него же. Признаюсь, не ожидал, что эти смогут использовать и Варлама Тихоновича, подозреваю, что и ему такое в голову тоже не заезжало, но...
Теперь, похоже, они втаскивают под свои знамена и Михаила Афанасьевича. И шум про их с фильмом надули, это финт, чтоб внедриться безболезненно со своей "загадочной русской душой", куда им надо и не смотря ни на что! Вот я пока ни разу ещё не видел, чтоб они даже копеечку случайно по дороге обронили, а там бы для них фонтан нефти не открылся. А Вы?