Судьба последней жены Евстигнеева

Александр Щербаков 5
Она никогда не испытывала недостатка в мужском внимании. Блондинка с кукольным лицом и женственной фигурой – помимо внешности, у нее еще был и яркий темперамент, и замашки гедонистки. Если в двух словах, то это стремление к наслаждению. Корень понятия происходит от древнегреческого «хедонэ», что означает «наслаждение, удовольствие». Этот самый гедонизм, видимо, и погубил ее раньше времени – Ирине Цывиной было всего 55 лет, когда ее не стало. Ходили слухи и об алкоголизме, и о корыстном умысле очередного молодого любовника.

Однако имя Цывиной чаще всего вспоминают в связке с именем Евстигнеева – разница в возрасте 37 лет для того времени, когда у них приключился роман, еще была в новинку. Об их романе сегодня и поговорим.

Спустя 15 лет после смерти Евстигнеева она обозначит причины своей влюбленности так: «Отца своего я совсем не помнила, он исчез, как только мне стукнул год. Наверное, поэтому я подсознательно искала в мужчинах опору, надежность. Отца. Меня никогда не интересовали ровесники, все мои мужья были намного старше...»

Детство актрисы не было безоблачным. Отца она фактически не знала. Помогала матери тянуть семью: «Мама работала на стройке маляром-штукатуром. Я ей помогала клеить обои, красить стены. А потом мама надолго слегла в больницу. У меня, школьницы, на руках остался младший брат. И я после уроков работала санитаркой. Мне нравилось в больнице, даже подумывала: «Не стану актрисой — буду врачом!» Но, к счастью, выбрала первое и решила поступать в Школу-студию МХАТ. Помню, еду в поезде «Минск—Москва», открываю книжку, а там закладка — кадр из фильма «Невероятные приключения итальянцев в России», где артист Евстигнеев со сломанной ногой сидит в инвалидном кресле. Моим педагогом, а впоследствии и мужем стал именно Евгений Александрович Евстигнеев...»

На курсе было очень много красивых девчонок. Но актрисами стали далеко не все. В своих воспоминаниях о том периоде Цывина делает акцент на том, что восхищалась преподавателем как мужчиной: описывает его руки, его взгляд, его властность. И что, мол, все девчонки на курсе от него млели. Тут она делает логическую ошибку, приписывая свои чувства всем однокурсницам. Вы себя вспомните – в 18 лет вы часто разглядывали руки престарелого преподавателя и размышляли о его властности? Я лично нет, никогда. В 18 лет интересовали сверстники, и даже 25-летние парни девчонкам казались уже стариками. А у Цывиной было все иначе, она искренне влюбилась Евгения Александровича (ибо ждать продуманности и корысти от юной девушки не приходится).

В ее описании очевидно сквозит то, что он поначалу пользовался ее наивностью. И рассказывала она это, уже будучи взрослой женщиной, но продолжая словно бы гордиться своими ночными побегушками: «А встречались мы тайно. Евгений Александрович, как мальчишка, назначал мне свидание в тихом переулочке, подсаживал в машину и вез к своим приятелям. Он мог разбудить меня в два часа ночи и сказать: «Лапочка! Умираю, хочу тебя видеть. Не можешь через час приехать к магазину «Овощи» на Герцена?»
Евстигнеев помог Ирине с пропиской, с ролями, с карьерой, с квартирой.
«Помню, я долго не решалась сказать ему «ты» и назвать по имени. В конце концов он это заметил: «Запомни, я не только народный артист, а еще простой и домашний, как валенки». С тех пор он стал для меня Женей… Но чаще всего я называла его Папочка. Он был мне не только мужем, но и отцом. И хотя разница в возрасте у нас с ним была колоссальная, мы любили друг друга настолько сильно, что не расставались ни на минуту.»

В 1986 году 60-летний Евстигнеев женился на 23-летней Ирине. Брак их продлился всего 6 лет, но стал определяющим в жизни Цывиной.
После смерти Евстигнеева в 1992 году в Лондоне коллега Татьяна Васильева стала опорой и своей дружбой помогла Ирине пережить смерть мужа. Ей было 28 лет, когда она стала вдовой.

Как сложилась жизнь Ирины Цывиной после смерти ее Пигмалиона? А умер он, надо сказать, в самое неподходящее время: после развала Союза без работы сидели даже самые успешные артисты. Что уж говорить о молодежи.
«И мы с Таней остались без работы. «Вишневый сад» заглох, Васильеву уволили из Театра им. Маяковского «за нарушение трудовой дисциплины» (она в это время ездила получать в Питере, как лучшая актриса страны, премию). В «Сатириконе», куда меня принял Костя Райкин, зарплата была мизерная. И мы при полном безденежье решили сдать наши квартиры иностранцам.»

В 1993 году на "Кинотавре" Ирина пересеклась с Владом Листьевым. По его биографии на тот момент он уже был знаком и даже жил со своей музой Альбиной, однако Цывина кокетливо приписывала курортный роман и дружбу с ним даже спустя десятилетие после его убийства: «Он как мальчишка неотступно бегал за мной. «Почему ты меня все время преследуешь? Ты не любишь Альбину?» — спрашивала я. Он честно отвечал: «Люблю. И тебя тоже люблю». Однажды я так его довела, что он схватил меня на руки и понес к морю через весь пляж: «Сейчас тебя утоплю!»

Следующим избранником стал выпускник «Щепки» Георгий Пусеп. Пусеп представился голливудским продюсером, но действительность оказалась прозаичной: в Лос-Анджелесе, куда Ирина приехала с избранником, она узнала о неразорванном браке Георгия. Они жили в крошечной квартире в Лос-Анджелесе, где даже не было кондиционера. Несмотря на это, в браке родилось двое детей: сын Женя (названный в честь Евстигнеева) и дочь Зина.

После десятка лет жизни на чужбине Цывина вернулась в РФ (вместе с детьми). Ее московская квартира сдавалась, но по старой доброй дружбе семья Райкина пустила ее с детьми на дачу. Там, на той самой даче, ее и настигло новое чувство: «Саша — наш сосед по даче. Он был зятем Михаила Ульянова, его жена Лена работала главным художником в газете «Аргументы и факты»...»
С Сашей они поженились. Новый союз омрачился тем, что бывший муж увез дочь Зину в Черногорию. Отсудить девочку Цывина не смогла, как ни старалась: она лишь добилась права на регулярные свидания с Зиной. Брак с Александром распался.

Последние годы жизни Ирина Константиновна регулярно ходила по телешоу (не бесплатно, разумеется). Поговаривали о ее пристрастии к бутылке. Жила некоторое время с молодым актером Денисом Сердюковым (на 6 лет ее моложе)
18 апреля 2019 года в возрасте 55 лет Ирина Константиновна внезапно скончалась. Причиной смерти стала патология сердечной мышцы.

Хочется верить, что где-то там, на небесах, Ирина нашла свой покой и воссоединилась с единственным мужчиной, которого вспоминала всю свою жизнь: «Что я счастлива, как когда-то была счастлива с Евстигнеевым. С тех пор Евгений Александрович перестал мне сниться. Он за меня теперь спокоен…»