Малайзийские лаборатории успешного развития

Авазбек Атаханов
8 февраля т.г., в МИД Кыргызской Республики пройдут первые кыргызско-малайзийские политические консультации. В 1957 году Малайзия получила независимость после двух веков колониального владения Британии. До того она была колонией голландцев, ранее - португальцев. Иностранные колонизаторы старались выкачать из страны как можно больше природных богатств, в то время как местное населения прозябало в нищете и социальных проблемах.

Сегодня Малайзии является одной из самых развитых стран мира, а ее экономика четвертой по величине в Юго-Восточной Азии и 31-й в мире. Производительность труда в Малайзии значительно выше, чем в других странах, в том числе Индонезии, Филиппинах или Вьетнаме, из-за высокой плотности отраслей, в которых задействованы специалисты с высшим образованием. Помимо аграрных производств в Малайзии быстрыми темпами развиваются отрасли наукоемкого производства, в том числе микроэлектроники, производство электротехнических приборов и продуктов.

По итогам 2022 года экономика Малайзии заняла 27-е место в мире по индексу конкурентоспособности.

Небывалый экономический прорыв, осуществленный Малайзией, базировался на разработанном Махатхиром Мохамадом «малазийском плане», в основе которого лежат принципы так называемой экономики «корпоративного национализма», суть которой состоит в создании корпораций в прорывных высокотехнологичных отраслях экономики.

Приоритетом для таких корпораций должна была стать не прибыль, а работа на благо и процветание всего общества. Государство же со своей стороны должно было по отношению к такой корпорации быть не хозяином, а равноправным партнером.

В период правления М.Мохамада были созданы национальные компании нового типа, причем не только в нефтяной сфере (например, «Петронас»), но и в автостроительной (компания «Протон»), телевизионной (сервис спутникового телевидения «Астра») и во многих других.

Именно такой подход позволил Малайзии обеспечить ежегодный экономический рост в период 1988-1997 гг. в объеме 10 % и как результат уровень жизни вырос в 20 раз. По сути, была побеждена бедность, присущая практически всем постколониальным странам.

Махатхир Мохамад всегда подчеркивает, что это удалось благодаря индустриализации м модернизации страны, кардинальному изменению отношения граждан к торговле и повышению уровня образования. Он разграничил религию и политику. Его знаменитое высказывание «Если я захочу молиться, я поеду в Мекку, а если захочу знаний, то поеду в Японию» стало основой общественного сознания малазийцев.

Таким образом, наряду с современными достижениями, высоким экономическим ростом и уровнем жизни, малазийское общество сумело сохранить свои религиозные традиции и культурные основы. При чем Малайзия боролась за место под солнцем самостоятельно и несмотря ни на что шла по собственному пути.

Бесспорно, роль личности в истории никто не отменял и Махатхир Мохамад сыграл ключевую роль в экономическом подъеме Малайзии. За время его руководства страна из аграрной, отсталой, опиравшейся на производство и экспорт сырья, превратилась в мощное и развитое индустриальное государство, в котором вклад промышленного сектора и сферы услуг в ВВП составляет 90%. Сегодня доля промышленных товаров составляет 85% от общего объема экспорта. А 80% автомобилей на малазийских дорогах - местного производства.

Малайзийский лидер, как известно, стремился диверсифицировать внешнеполитические отношения страны, склоняясь к многовекторной дипломатии, в течение десятилетий балансируя между великими державами. Именно во многом благодаря такой политике до сих пор все державы, в том числе и не очень великие, но не слабые в экономическом отношении, заинтересованы в развитии взаимовыгодных отношений с Малайзией.

Еще один немаловажный момент, экономика Малайзии к моменту начала мирового кризиса летом 1997 г. была перегрета и характеризовалась высоким уровнем краткосрочного кредитования. К началу 1998 г. опыт стран, обратившихся к МВФ для получения поддержки и рекомендаций, показал, что его программы не учитывают особенности стран-реципиентов помощи и не являются достаточно эффективными.

В связи с этим, премьер-министром Малайзии Махатхиром была избрана противоположная рекомендовавшейся МВФ стратегия. В совокупности, идеологическим ответом Махатхира на кризис стал экономический национализм. Его основной характеристикой стал фокус на защите от международного капитала и предотвращении угрозы вмешательства в национальную экономику Малайзии. Как Махатхир позже отмечал в интервью, если бы Малайзия брала займы у МВФ, он получил бы контроль над ее экономикой и не стал бы принимать во внимание внутриполитические факторы. В рамках данного курса 7 января 1998 он учредил подотчетный премьер-министру Национальный совет экономических действий – консультативный орган для централизации процесса кризисного управления.

Примечательно, что, в отличие от других стран, в Малайзии вкладчики были обеспечены на 100% гарантиями защиты своих депозитов, что в совокупности с другими мерами остановило банковскую панику. Также, Куала-Лумпур отказался от практики закрытия потерпевших банкротство учреждений - для реструктуризации создавались учреждения, которые выкупали невозвратные займы. Наконец, для выхода из рецессии летом 1988 г. был выбран путь фискальной экспансии. При использовании профицитного бюджета был подготовлен комплекс мер, предполагавших увеличение государственных расходов, запуск программы помощи для бедных слоев населения и создание значительного количества рабочих мест.

Главной основой развития реального сектора и привлечения инвестиций стала реализация национальной программы трансформации компаний, связанных с государством и частным сектором, путем создания своеобразных лабораторий, когда правительственные чиновники, представители национальных компаний и бизнеса на шесть- восемь недель погружались в изучение и совместное обсуждение конкретных проблем.

Они должны были общаться друг с другом полный рабочий день ежедневно в течение шести- восьми недель, чтобы точно определиться с проблемами, которые государство должно решить частному сектору для реализации определенных бизнес-проектов. И как результат, только за период в 2010- 2017 гг. удалось вдвое увеличить инвестиции в Малайзии от частного сектора, потому что у инвесторов появилась возможность расширить свой бизнес.

Кроме того, с самого начала реформ, в Малайзии сферы туризма и энергетики определили, как важные отрасли. Уже тогда руководство страны задумалось над источниками энергии в будущем, а именно как диверсифицировать источники энергии с помощью развития солнечной энергетики, гидроэнергетики и других видов возобновляемых источников энергии.

Причем, в трансформации малайзийской экономики инициатива по формированию тех самых лабораторий, где чиновники и бизнес должны совместно искать рецепты успешного развития страны, исходила именно от Правительства и властей. Например, в лаборатории по развитию туризма участвуют чиновники, отвечающие за развитие туризма, представители отелей, аэропортов, авиалиний и другие ключевые игроки этого рынка. Они в течение шести- восьми недель вместе работают полный день, вместе разрабатывают решения, как привлечь больше туристов, как заработать больше денег и как может в этом помочь государство. Именно такой метод позволил получить командный эффект от совместной работы. В итоге только в 2010 году был согласован 131 проект для привлечения 406 млрд долларов инвестиций, создано 3,3 млн рабочих мест. Это невероятный результат, который потребовал от государства серьёзных усилий.

В заключение хочу сказать, что главным секретом «малазийского» экономического чуда является то, что правительство этой страны создавало условия для бизнеса, а частный сектор, получив поддержку своего государства уже выполнял всё остальное- инвестировал и создавал рабочие места, что в конечном результате привел к невиданному экономическому успеху некогда отсталой и сильно зависимой страны.