Инвестиции- это не только деньги

Авазбек Атаханов
В продолжение темы о формах и методах продвижения вопросов экономической дипломатии нашей страны, в том числе привлечения инвестиций, хочу привести один небольшой пример из «монгольского» опыта в данном направлении.

Согласно опросу, проведенному Лабораторией ускорения Монголии ПРООН, несмотря на наличие выделенной автобусной системы, только 27% населения Эрдэнэта, второго по величине мегаполиса Монголии, пользовались ее услугами в 2021 году. К распространенным препятствиям относилось слишком большое расстояние друг от друга автобусных остановок, их недоступность, водители пропускают остановки, не останавливаясь там, предпочитают оплату только наличными, короткие рабочие часы функционирования автобусов и отсутствие четкого графика движения общественного транспорта. Именно поэтому, люди предпочитали пользоваться личными автомобилями в условиях переполненных городских дорог и создания пробок в часы пик.

Основываясь на результатах опроса ПРООН в Монголии и обсуждений заинтересованных сторон, Лаборатория Акселератора решила поддержать местные власти, чтобы сделать автобусы Эрдэнэта удобными и доступными для жителей, поддержать усилия местного правительства по модернизации и обновлению существующей транспортной системы с помощью интеллектуальных технологий.

Благодаря партнерству с местным правительством и ИТ-командой Монгольского университета науки и технологий (MUST) лаборатория Accelerator Lab разработала приложение для автобусной мобильности, которое делает автобусную систему доступной и удобной, тем самым увеличивая количество пассажиров на автобусах. Под руководством доктора Золзаи Дашдоржа, опытного ИТ-специалиста, работавшего в лаборатории Senseable Cities в Массачусетском технологическом институте, команда доработала и запустила приложение летом 2022 года.

Приложение было разработано, чтобы предоставить пассажирам возможность принимать обоснованные решения о поездках на автобусе с помощью следующих функций:

- информация о местонахождении автобусов в режиме реального времени, а также прогнозируемое расписание;

- поиск по местоположению и поиск по автобусной остановке, предоставление несколько вариантов автобусных маршрутов как на карте, так и в виде списка (самый быстрый, самый короткий путь, наименьшее количество пересадок);

- расстояние пешком до цели, количество остановок и информация о времени.

Команда MUST и лаборатория акселератора сотрудничают с ООО «СЭМ», технологической компанией, отвечающей за внедрение цифровой системы оплаты автобусов в Эрдэнэте. Этот процесс позволил обеим сторонам выйти за рамки своей обычной работы и приступить к перекрестному обучению на основе своих подходов. Кроме того, управление приложением и его обновление координируются между местным правительством и разработчиками, что обеспечивает более устойчивую и долгосрочную работу приложения.

Процесс создания цифрового продукта как государственной услуги в сфере общественного транспорта позволил усилить координацию и взаимодействие заинтересованных сторон без потери пассажирского потока и общественной поддержки. Данная акселераторная программа раскрывает потенциал сотрудничества ключевых заинтересованных сторон, в сочетании с дальнейшим анализом и разработкой приложения, позволяет создать высокорентабельную, безопасную, надежную, доступную, недорогую и удобную общественную транспортную систему.

Данный опыт наглядно показывает, инвестициями для нашей страны могут быть не только привлекаемые иностранные финансовые и кредитные средства, гранты и техническая помощь, но и успешный опыт и технологии других стран, которые могут быть успешно применены в КР.

В связи с этим, нам необходимо, особенно нашим дипломатам, обратить внимание на акселераторные программы, которые реализуются в зарубежных странах, а также реформы, направленные на развитие национальной экономики и повышение благосостояния граждан.