Восприятие СВО россиянами два года спустя

Збигнев Радзинский
Близится вторая годовщина начала специальной военной операции России в Украине.

В феврале 2023 года ВЦИОМ опубликовал результаты опроса о поддержке россиянами СВО в Украине. В публикации ВЦИОМ утверждается, что решение о проведении "операции" поддерживают 68% респондентов (в феврале 2022 года  - 65%), а тех, кто не поддерживает - всего 20% (в феврале 2022 года - 25%).

Согласно ноябрьским данным 2023 года  "Левада-центра” ,  поддерживают  действия российской армии в Украине  39% опрошенных, скорее поддерживают их 35% (в сумме получается почти три четверти респондентов), 7% граждан определенно не поддерживают эти действия, еще 11% – скорее не поддерживают (в сумме 18%).
 На протяжении 20 с лишним месяцев войны эти цифры колебались незначительно.

 Таким образом, последние статистические данные показывают, что  поддерживают СВО и политику Путина примерно 74%.Каким же образом эти 74%  россиян оправдывают  очевидно затянувшуюся СВО, которую уже сам Путин называет войной на форуме «Один пояс — один путь»  18 октября 2023 года на   пресс-конференции в Пекине после переговоров с Си Цзиньпином?
 Как  формируется оправдательная идеология у этих 74 %,как создается особый свой собственный  оправдательный  словесный мир с  устоявшимися вербальными  конструкциями?
Какие стереотипные пропагандистские конструкции  (шаблоны) способствуют  россиянам примкнуть к большинству и ощутить себя  его частью в социуме?

 Исследовательские команды независимых российских социологов Ps-Lab и Russian Field https://russianfield.com/13volna провели мониторинг общественного мнения в форме интервью,  которое позволило дать ответ на  вопрос  восприятия  россиянами затянувшейся СВО.

   Шаблоны восприятия россиянами СВО   можно разделить на 4 группы.

 Группа  1  характеризуется  декларированием внешних врагов. Стереотипные фразы этой группы  укладываются в расхожую риторическую  формулу:  “сам дурак”, нацеленную на отвлечение внимания от неприятного вопроса, путем критики оппонента.  Это фразы, типа: “Америка бомбила Югославию","Войну развязали англосаксы", "Россия воюет не с Украиной, а с НАТО”,"Войну развязал Байден и Запад";  “Мариуполь находится в подлетном времени ракет НАТО”, "Если бы - не мы, жертв войны было бы больше", "А где вы были восемь лет?"
  И из этих клише следует, что основным врагом считается Америка, НАТО,  Евросоюз, а вовсе не Украина. Это частично  устраняет когнитивный диссонанс, согласно которому, с одной стороны, многие россияне поддерживают  "спецоперацию" в Украине, а с другой стороны,  считают украинцев братским народом.


Группа 2  изъявляет  патриотизм в формулировке: “Это моя страна, права  она или нет. Я оправдываю Россию, неважно, что она сделает". Сюда относятся  формулы: "во время войны нельзя плохо говорить о своих",  "своих не бросаем", "Россия не начинает войны, а их заканчивает", "Россия всегда всех спасает", "нас просто исторически не любят".
Эти штампы либо идеализируют Россию, либо признают, что проблемы есть, но верноподданность важнее.
.
Группу 3  характеризуют аполитичные клише “маленького человека”. Это аргументы в духе: "от нас требуется сидеть тихо", "а что мы можем сделать", "мы люди маленькие, там знают, что делать", "наверху ведь не дураки сидят, они знают, что говорят", "от нас ничего не зависит". Такая позиция невмешательства оправдывается через занижение собственной важности: "мы - люди маленькие".


Группа 4 строится на тотальном отрицании фактов. Сюда относятся аргументы в духе: "никто не знает всей правды","никто ни на кого не нападал", "время покажет, кто был прав", "история все расставит по своим местам", "они бомбят сами себя" и т.п.

 Таким образом, 74 %  россиян поддерживают СВО, но оправдывают ее  разноречиво.

  Означает ли это  отсутствие  у россиян способностей к критическому мышлению  и  они успешно усваивают и повторяют пропагандистские клише?
 
  Вне всяких сомнений, широкую поддержку  СВО   можно объяснить влиянием массированной пропаганды,но есть небольшая тонкость.

    Она в том,что самый главный эффект пропаганды - это не столько навязывание определенного взгляда на СВО, сколько формирование представления о том, что правда недоступна в принципе, а значит, нет смысла тратить время на ее поиски.

Это, с одной стороны, демонстрирует, насколько большой властью обладает пропаганда над индивидом.

С другой  стороны,в случае изменения общественно-политической ситуации, существенная часть поддержки СВО может достаточно быстро трансформироваться в ее осуждение.