Монахи спасают сами себя

Ангелина Кныш
В Евангелии есть такие слова: «Иисус, выйдя, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много» (Мк. 6:34).

К сожалению, наше общество после десятилетий насильственного атеизма представляет собой еще более «изнуренное и рассеянное стадо овец» (Мф. 9:36), обучением которого Евангелию и жизни по Евангелию, что, по словам святых отцов, является САМОЙ ТРУДНОЙ НАУКОЙ – практически никто не занимается.

Да, этим «овцам» понастроили множество типовых «овечьих загонов» – православных храмов, где, кстати, в христианство «принимают» за немалые деньги, а дальше как бы негласно благословляют: «Учитесь спасаться от «волков», то бишь, от бесов, САМОСТОЯТЕЛЬНО, а там уж как Бог даст».
 
Думается, всем понятно, о чем речь – для пробуждения веры в людях и с целью изменения их жизни в соответствии с учением Христа нужно ОБУЧАТЬ ИХ СЛОВУ БОЖИЮ, начиная еще с учебных заведений, системно, последовательно и, учитывая «тлетворное влияние запада», в чем-то даже по-миссионерски самоотверженно, чего и близко не наблюдается.

Правда, книги Священного Писания сейчас доступны для всех, да только кто же станет часами корпеть над этими неподъемными, написанными тяжелым языком фолиантами при нынешнем бешеном ритме жизни, сулящем столько новых ярких впечатлений, легкодоступных удовольствий и бесконечных ежедневных контактов в сети, что стало уже неотъемлемой насущной потребностью для многих.
 
Впрочем, есть еще одна причина, из-за которой люди не спешат отложить в сторону смартфон, чтобы взять в руки Библию.

И состоит она в том, что они убеждены – Библия им ничего не даст. Разве довольны жизнью эти изможденные монахи, лишающие себя всех человеческих радостей? ЧТО ОНИ ПОЛУЧАЮТ ВЗАМЕН? Нигде об этом не слышно и не видно. То ли дело эзотерика, где все просто и понятно – не делай в тот или иной день того-то и того-то, и удача будет сопутствовать тебе.

Как ни парадоксально, но в чем-то их можно понять, ибо ставшие на путь духовного роста подвижники, несомненно, получают немало доказательств того, что ОНИ УГОДНЫ БОГУ, вот только свой личный духовный опыт они не только не афишируют, но и ТЩАТЕЛЬНО СКРЫВАЮТ.

Например, кто-нибудь читал в повествованиях подвижников О СЕБЕ, что они достигли такой степени святости, что могут ходить по воде, как в свое время Иисус Христос? Разумеется, нет, ибо это было бы воспринято, как гордыня, хотя в Житиях Святых такие эпизоды СТОРОННИМИ НАБЛЮДАТЕЛЯМИ упоминаются.

Или, к примеру, известен такой случай из жизни преподобного Сисоя Великого: «Шёл один мирянин со своим сыном к авве Сисою. На пути сын его умер. Отец не смутился, но с верой принёс его к старцу и пал перед ним, держа сына, будто кланяясь ему, чтобы получить благословение. Затем отец встал, оставив сына у ног старца, и вышел из кельи. Старец, думая, что сын ещё кланяется ему, говорит отроку: «Встань и выйди вон». Умерший тотчас встал и вышел. Отец, увидев его, изумился. Вернувшись к старцу, он поклонился ему и рассказал, в чём дело. Старец, выслушав, опечалился, ибо не хотел этого. Ученик же его запретил мирянину рассказывать об этом до самой смерти старца».

Аналогично и святитель Игнатий Брянчанинов о действиях Всевышнего говорит довольно обтекаемыми фразами: «Создатель был и есть неограниченный Владыка, действует самовластно, вышеестественно, превыше всякой мысли, всякого постижения, БЕСКОНЕЧНО ТОНКО, ДУХОВНО ВПОЛНЕ, НЕВЕЩЕСТВЕННО». Как видим, никакой конкретики, хотя веские основания для таких выводов у святителя наверняка были.

Да что там говорить, если сам апостол Павел, больше всех других учеников Христа потрудившийся в распространении слова Божия среди язычников, произнес такие слова: «Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, ИЗ КОТОРЫХ Я ПЕРВЫЙ» (1Тим. 1:15).

Ясно, что все эти святые люди руководствовались наставлениями Христа быть смиренными, не хвалить самих себя, считать себя последними, чтобы Сам Господь определил их в число первых и т.д.

Мы же остаемся еще более осиротевшими без духовных наставников, ибо, как сказал один священнослужитель, «монахи спасают сами себя, а апостолы (миссионеры) идут в народ». Вот только ни апостолов, ни миссионеров, ни самых простых церковно-приходских учителей вокруг нас, увы, нет.

В то же время мы должны понимать, что потому и живет учение Христа в веках, что люди, «любящие Бога», постоянно ощущали благотворную поддержку Святого Духа во всех своих жизненных аспектах и начинаниях. К пустому колодцу народ не идет!

Поэтому важно научиться критически подходить ко всему этому информационному мусору, в избытке тиражируемому сейчас расплодившимися в интернете астрологами и блогерами-эзотериками, у которых на уме лишь одно – денежное пополнение их карточного счета. «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7:15).

Важно помнить, что для нас существует сейчас лишь один надежный источник истины – Священное Писание, которое нужно осваивать упорно и постоянно, особенно Новый Завет.
 
При этом о некоторых плодах благочестивой жизни святых подвижников можно узнать из их биографий, особенно тех из них, которые жили незадолго до нас (более ранние жития, на мой взгляд, из-за устной передачи из поколения в поколение, часто напоминают легенды или народные сказания), а также имеет смысл учитывать косвенные доказательства того, что же получают от Господа люди, вставшие на путь угождения Ему.

Например, исследованием ученых, продолжающимся с 1962 года, установлено, что афонские монахи не болеют и никогда не болели раком – были изучены также останки умерших насельников афонских монастырей за несколько тысяч лет. Средний возраст их жизни, как оказалось, составляет 94 года. И едва ли этот феномен можно объяснить лишь влиянием климата, питания и т.д. поскольку в располагающемся неподалеку от Святой Горы Афон городе Мандемохария число заболеваний раком на душу населения равно почти 30%, хотя  тамошние жители едят ту же пищу, дышат тем же воздухом и живут в том же климате, что и монахи.

Видимо, решающую роль здесь все же играет РЕАЛЬНАЯ подвижническая и сведенная к минимуму мирская жизнь в афонских монастырях – монахи там живут по самому строгому монастырскому уставу, в частности, женщинам закрыт доступ не только в храмы при монастырях, но и в целом на саму Святую Гору Афон.