087 Куда ведут горные дороги?

Виорэль Ломов
Раздел 5 ЮЖНАЯ АМЕРИКА

087 Куда ведут горные дороги?

Горные дороги, как и любые другие, ведут из пункта А в пункт Б. Если, конечно, не оступишься или не свернешь в сторону. В этом случае вряд ли придёшь туда, куда шел. Направление на дороге в горах не выбирают, т.к. оно — сама дорога. Слева или справа — гибель. Казалось бы, вот путь — и ступай себе с Богом!.. Но почему столько жертв на горных трассах? Что это — тайна гор?

Действительно, куда ведут дороги в горах? Может быть — в никуда? Есть 15-километровая трасса с таким названием «Дорога в никуда» в американском штате Нью-Мексико близ Альбукерке. Она ведет на горный массив Сан-Матео. Дорогу прозвали так после того, как на ней один за другим бесследно исчезли 17 человек (только по официальным данным). Ни машин, ни водителей полиция не нашла. Путь получил еще одно имя — «сухопутный Бермудский треугольник». Впрочем, дорога с таким названием (если не считать одноименный роман А. Грина) скорее всего, одна. Остальные список своих жертв выставляют напоказ.

«Проехать по горной дороге — самая привлекательная часть путешествия!» — рекламируют турагентства. И желающих прокатиться хоть отбавляй. Большинство туристов напоминают пугливого Ужа из Горьковской «Песни о Соколе», им непонятна безумная храбрость Сокола — альпинистов или скалолазов. Им лучше доверить свою жизнь водителю или проводнику. Однако же на горных дорогах «ужей» погибает не меньше, чем «соколов» — покорителей вершин. Трагедии случаются не только с экстремалами, лихо мчащими в автомобиле, на байке или велосипеде по серпантину да «по-над пропастью, по самому по краю»; не только с шофёрами, что каждый день возят по горным кручам людей и грузы. Беда не обходит и беспечных туристов, которые с замиранием сердца любуются из окна автобуса, железнодорожного вагона или фуникулёра видом долины и реки в глубине ущелья. Несчастья происходят и с теми, кто топает пешком или едет на муле по тропе, с одной стороны которой скала, а с другой пропасть. Оборвался вдруг канат, занесло машину, не вписался в поворот мотоцикл, оступился мул — и вот она, «дорога в никуда».

На свете немало «кровожадных» горных дорог, на которых то и дело случаются трагедии. Никто толком не знает, почему. «Заколдованное место», «мистика», «проклятье горы» — эти догадки лишь добавляют таинственности месту, и тем лишь увеличивают его жертвенный сбор.

Давно уже составляют перечни самых опасных дорог мира; каждый год обновляют списки погибших. Выберем несколько самых крупных катастроф, случившихся на канатных дорогах горнолыжных курортов и одну, но «самую опасную в мире» трассу.

Прообразом канатной дороги стал небольшой рельсовый путь, проложенный по специально выстроенной на опорах дороге, открытый в 1866 г. в Швейцарии близ городка Шаффхаузен. В 1904 г. швейцарцы разработали воздушный проект, но запустили его только в 1927 г., построив первую воздушную канатную дорогу от местечка Гершниальп до горы Энгельберг. На горнолыжных курортах канатные дороги появились во второй половине XX в. За минувшие с той поры десятилетия кресельные подъемники прозвали «убийцами сноубордистов и лыжников». Зафиксировано свыше 60 происшествий, когда погиб хотя бы один человек или более 10 туристов получили ранения. Всяким мелким авариям несть числа.

Две катастрофы случились на итальянском курорте Кавалезе в регионе Трентино — Альто Адидже. Первая произошла 9 марта 1976 г. На спуске с горы Альпе Чермис из-за перегруза вагончика (было лишних 4 человека), выключенной автоматической системы безопасности и сильного порыва ветра, перехлестнувшего два стальных троса, один из канатов порвался, и кабина рухнула с 200-метровой высоты вниз. Погибло 43 человека, в т.ч. 15 детей. Выжила 14-летняя девочка.

Вторая случилась 3 февраля 1998 г. Истребитель корпуса морской пехоты США, летевший гораздо ниже разрешенной высоты полета в 610 м, перерезал трос канатной дороги, и кабина-гондола сорвалась вниз со 110-метровой высоты. «Бойня в Чермисе» унесла жизни 20 человек. Пилота и штурмана, сразу же уничтоживших после инцидента видеозапись полета, «за недоказанностью улик» американский суд оправдал. Правда, позже они всё-таки «были уволены из морской пехоты и признаны виновными в воспрепятствовании осуществлению правосудия и поведении, неподобающем офицеру и джентльмену».

К числу самых крупных катастроф относят также гибель 21 пассажира на канатной дороге в Тбилиси (Грузия) 1 июня 1990 г. и 20 человек в Сент-Этьене (Франция) 1 июля 1999 г. В обоих случаях из-за технической неисправности гондолы сорвались с троса и ударились о землю.

Крупнейшей же в истории канатных дорог стала катастрофа 11 ноября 2000 г. на альпийском курорте Капрун (Австрия). В неисправный обогреватель главного вагона поезда-фуникулёра попало горючее масло, в результате чего вспыхнул пожар, и фуникулёр остановился в глубине туннеля, застопорив еще и встречный поезд. Из-за отказа аварийной системы открытия дверей, отсутствия огнетушителей и неграмотных действий персонала в токсичном дыму и угарном газе задохнулось 155 человек. Спаслось лишь 12.

Если на канатных дорогах главные причины аварий — техническая неисправность и человеческий фактор, то на горных автотрассах — это сами дороги и сами горы. В середине 1990-х гг. «самой опасной в мире» называли трассу в Андах — Камино-Лос-Юнгас (Северную дорогу Юнгас), расположенную на востоке Боливии в провинции Юнгас. Было за что. 70-километровая дорога (в некоторых источниках 95 км), идущая по горным перевалам и серпантинам, построена в 1930-х гг., соединяет города Ла-Пас и Коройко. От Ла-Паса (высота 3600 м) дорога поднимается к перевалу Кристо-де-ла-Кумбре (4650 м), а затем спускается до 1600 м. В последнюю четверть XX в. на трассе ежегодно разбивалось свыше 30 машин (пишут — до 100) и погибало 200—300 человек. Самой крупной катастрофой в истории Боливии стало падение 24 июля 1983 г. переполненного автобуса (свыше 100 пассажиров) в пропасть. Вдоль всей дороги тянется вереница крестов, а на склонах гор кладбище разбитых грузовиков, автобусов, легковых автомобилей.

Что же представляет собой трасса, прозванная в СМИ «Дорогой смерти», а индейцами и оккультистами «Дорогой дьявола»? Если коротко — жуткое зрелище. Извилистая, с крутыми виражами и поворотами, 3-х метровой ширины (кое-где 3,2 м), однополосная, но двухсторонняя скользкая грунтовая дорога без покрытия и ограждений — а ведь сбоку отвесный обрыв местами глубиной до 600 м. В сезон дождей дорогу размывает, сходят сели, оползни, а еще круглогодичная пыль, камнепады, туман… Чтобы хоть как-то уменьшить опасность передвижения по трассе, местные водители договорились, что при встрече первым проезжает по внутреннему (т.е. около скалы) краю дороги тот, кто поднимается вверх.

До 2006 г. это был единственный путь между Ла-Пасом и Коройко. Сегодня построена дублирующая дорога — широкая, покрытая асфальтом и с ограждениями. Удивительно, но Дорогу смерти не забросили. На ней теперь разъезжают туристы, а также свою сноровку и бесстрашие демонстрируют байкеры и велосипедисты. Среди последних, развивающих на спуске скорость до 80 км/ч, число жертв подошло к 20. Кто же удачно проскочил, пишет в блоге: «Такая поездка просто превосходна, а окружающие пейзажи природы — ошеломляющие» и равняет свой подвиг к покорению Эвереста.