Мистика Ильи Репина -3

Владимир Федулов
ИЗ ВРЕМЕНИ –
К НАМ!

***
Академик живописи,
профессор, художник и график
Илья  Ефимович РЕПИН
( 1884 -1930 гг.)
Его известнейшие
полотна – 
«Садко» (1870 г.),«Бурлаки
на Волге» (1873 г.),
«Не ждали» (1884-88 гг.), 
«Запорожцы» (1880-91 гг.),
«Иван Грозный и сын его
Иван 16 ноября 1581 г.» (1883-85 гг.),
и др., а также портреты  Льва Толстого, Ивана Тургенева,
Модеста Мусоргского, мецената Павла Третьякова,
министра Столыпина...
***

В биографии художника Ильи Репина и его творчестве , судьбах
ряда его картин обращают на себя внимание целый ряд
загадочных, а то и мистических моментов, которые и
попробуем проследить в   цикле наших  статей .

Продолжение.
Начало см.:
http://proza.ru/2024/02/06/1338
http://proza.ru/2024/02/07/930

Итак,
Глава 3. Привет от ТАРАСА БУЛЬБЫ!

      - да, это  он,  гоголевский атаман
        Запорожской сечи, и его сыновья 
        шагнули к нам с  полотна Репина!

А началось все, как чаще и бывает, случайно…

В 1878 г. от своего друга – историка Дмитрия Яворницкого
Репин услышал историю о том, как в 1675 году, в период
Чигиринский походов русского казачества,  султан Магомед
направил казакам гневное письмо, в котором требовал перейти
к нему на службу! Иначе, мол, их ждет беда…

На что казаки сочинили издевательский ответ, который
сохранился в архивах и был зачитан Яворницким для Репина!

Ответ казаков так впечатлил художника, что он загорелся идеей
написать на эту тему свою картину «Запорожцы» , над которой и
работал свыше 10 лет  - с  1880 по 1891 годы. Огромное полотно 
размером 2 на 3,5 метра сразу же  привлекло внимание знатоков
живописи и в 1892 г. он представил его на выставку  в Академии
художеств под названием «Запорожцы пишут письмо турецкому
султану». 

Полотно сразу же за  баснословную сумму в 35 тыс. руб. приобрел
император Александр Ш, что оказалось не по карману даже
коллекционеру Павлу
Третьякову…

Картина перешла в собственность царствующего дома!

Илья Репин  выполнил и вторую версию своей картины «Запорожцы»
от 1889 -93 гг., с незначительными изменениями, которая была
приобретена уже Третьяковым, а затем в 1932 году передана из его
галереи на родину художника - в Харьковский художественный музей!

(Какова судьба полотна в том музее сегодня, под управлением
Харьковом бандеровцами, -  история пока умалчивает…).

***
Но вернемся к истории написания первого полотна.
Илья Репин «заболел» запорожской темой!
Он изучал исторические документы, казачий фольклор, вместе с молодым 
художником Серовым, изучая казачий быт, неоднократно бывал в кубанских
станицах, в Екатеринодаре, в Черниговской губернии,на  острове Хортица,
что на Днепре. Там  ходили по развалинам старых поселений,
делали эскизы, беседовали со старожилами, знакомились
с их  бытом и даже "пили казацкое пиво...".

Своим детям Репин тоже читал рассказы о казачьей Сечи,
они вместе лепили из глины фигурки, играя «в казаков». 

И, конечно, настольной книгой для него стала повесть Н.В.Гоголя
«Тарас Бульба», опубликованная в 1835 году. Ее главные герои –Тарас
\Бульба и сыновья  стали центральными фигурами и  на полотне Репина.
Тарас – это колоритный смеющийся казак в правой части картины, 
что в красно жупане и белой папахе. Его сыновья  слева от писаря - Остап ( с повязкой
на голове ) и интеллигентный Андрий (позади брата слева,
в зеленой шапке.).

Прототипами героев полота стали: Тарас  Бульба - профессор  Петербургской
консерватории и фольклорист Александр Рубец,
Остапа Репин писал с одесского художника Николая Кузнецова,
Андрия – со внучатого племянника композитора Глинки.

Для других запорожцев тоже нашлись свои прототипы.  Но здесь уже образы собирательные, без
портретного сходства.

Но вот образ писаря, учитывая рассказ Репину об историческом
письме запорожцев турецкому султану, художник списал со
своего друга и знатока истории Д.И.Яворницкого.  Запорожец с
повязкой на лбу – художник Н.Кузнецов, а  персонаж, опустивший
кулак на спину соседа – художник Я. Ционглинский. Типаж за
спиной писаря, вдохновляющий его на острый ответ султану, -
военный деятель генерал Михаил Драгомиров, ставший позже
киевским генерал- губернатором.

Почему запорожец в центре полотна без рубашки?
Тоже не случайно!
Рядом с ним изображена колода карт, а значит он банкомат –
тот, кто при игре  раздает карты. Такие люди во  времена
Запорожской Сечи традиционно снимали верхнюю одежду, дабы
не оставалось сомнений в их честности! Ведь в этом случае
нет возможности спрятать карту в рукаве…

Подобными мазками, штрих за штрихом,Репин рисовал время,
перенося в него нас!
 
Очевидцы с чувством восхищения и ужаса вспоминали о том,
как Репин десятки и сотни раз перерисовывал холст, перемещая
туда-сюда героев, а то и заменяя одного другим!

Но он не  жалел потерь, поскольку сей невероятно сложный труд 
посвящался одному – художественному замыслу автора!

Заходил в мастерскую Репина и сам  Лев Толстой, давая те или
иные советы, за что Репин, по его же словам, « готов был
расцеловать писателя!». 

Мало того, Репин лепил из глины миниатюрные фигурки казаков
в различных позах и размещал так или иначе,
осуществляя задуманное…

Не случайно, завершив свой труд, он мог заявить гордо:
« …Я глубоко убежден, что теперь в этой картине не надо
ни прибавлять, ни убавлять ни одного штриха».

И это воистину так!

В 1895 году картина получила золотые медали на выставках в
Мюнхене и Будапеште, а после 1917 года  картина  из царской
собственности перешла в собрание Русского музея
С-Петербурга, где и хранится поныне.

08.02.2024 г.

Фото из интернета