ИЗ ВРЕМЕНИ –
К НАМ!
***
Академик живописи,
профессор, художник и график
Илья Ефимович РЕПИН
(1884 -1930 гг.).
Его известнейшие
полотна –
«Садко» (1870 г.),«Бурлаки
на Волге» (1873 г.),
«Не ждали»(1884- 88 гг.),
«Запорожцы» (1880-91 гг.),
«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г.» (1883-85 гг.), и др. А также портреты
Льва Толстого, Ивана Тургенева,
Модеста Мусоргского, мецената Павла Третьякова, министра
Столыпина…
***
В биографии художника Ильи Репина и его творчестве , судьбах
ряда его картин обращают на себя внимание целый ряд
загадочных, а то и мистических моментов, которые и
попробуем проследить в цикле наших статей .
Продолжение.
Начало см.:
http://proza.ru/2024/02/06/1338
Итак,
Глава 2. НА ГРАНИ ФОЛА
- ужас, запечатленный Ильёй
Репиным на своем полотне,
что мистически шагает и
к нам…
Речь пойдет, конечно, о его известной картине -
«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»,
написанной в 1883-85 гг. На полотне изображен эпизод
из жизни царя, когда он в сильном гневе нанес смертельный
удар своему сыну царевичу Ивану.
Художнику удалось столь
мощно перенести на холст весь
ужас и трагизм ситуации, что это не может оставить
равнодушными зрителей и некоторые из них падали
у полотна в обморок… Не любил с детства этой картины
и я, а отец-копиист, обожая Репина (охотно рисовал маслом
в подарок родным его бурлаков и запорожцев), - тоже
не копировал этой картины…
Толчком для написания полотна Илье Репину стало странное
творческое переплетение в его представлении разных,
но связанных кровавой темой событий.
Это гибель в марте 1881 года императора Александра П
от бомбы, брошенной народовольцем Гриневицким
(сопоставим даты смертей – 1581 и 1881, ровно 300 лет!).
Второй точкой отсчета стала услышанная в августе 1882 г.
симфоническая сюита Римского- Корсакова «Антар» по мотивам
народной сказки о трех сладостях жизни – мщении, власти и
любви! Свою роль сыграл и третий жизненный эпизод –
поразившая его в турне по Европе 1883 года, - кровавая
коррида, бой с быком в Испании…
Так и родилась, затягивая в себя художника ,эта кровавая
и мистическая тема!Подбирая натуру – изобразить живую
кровь, струившуюся меж пальцев отца на картине, Репин не пожалел и своей
дочери, упавшей с лестницы!
Он запретил ей останавливать кровь из разбитого носа,
судорожно делая наброски
живой крови для будущей
картины…
Мистика созданного полотна оказалась столь велика, что
у художника отказала правая рука и ему пришлось
переучиваться рисовать
левой!
А написанная им полотно оказалось в центре скандала.
Если художник Иван Крамской восторгался полотном -
« Как написано, Боже, как написано!», то против показа
картины широкой публике выступили Академия художеств
и Святейший синод. А с 21 апреля 1885 года действовал
запрет императора Александра Ш лично для коллекционера
Павла Третьякова, который приобрел эту картину:
не выставлять ее в галерее для просмотра зрителями!
Запрет был снят лишь 11 июля того же года и полотно
Репина произвело фурор среди зрителей: каждый посетитель
счел своим долгом взглянуть на запрещенную
картину лично!
Для пущего эффекта в зале,
где висела картина, был
застелен кроваво-красный ковер, усиливающий эффект
от увиденного … Не случайно отдельные посетители падали
у картины в обморок или впадали в транс!
Как подчеркивал уже в наше время известный психиатр Булановский (1944-2013 гг.),
это вполне закономерно:
« Когда художник создает картину,- писал он, - то,
в зависимости от настроения
и мыслей,формирует энергетику художественного полотна.
Если же сюжет неприкрыто агрессивного содержания, то он
вызывает ответную реакцию
и у зрителя…».
Остается с этим лишь согласиться!
***
В январе 1913 г. душевнобольной сын мебельного фабриканта
Артем Балашов, родившийся за год до создания картины,
нанес по ней три удара ножом! Якобы, специально из желания
угодить императорской семье в преддверии 300-летия
династии Романовых…
Приехавший из своей усадьбы в Финляндии Репин, оценив
увиденное, посчитал, что картина испорчена окончательно
и бесповоротно! Восстанавливать картину он не стал, но,
из любви к переделкам ( Павел Третьяков в свое время
запретил швейцарам галереи пропускать туда Репина,
если он нес с собою мольберт и краски! Поскольку тот любил
вносить правку в свои проданные уже картины…), поверх старого
лица Ивана Грозного нарисовал новое – зелеными красками.
И, посчитав это достаточным, удалился…
Спасать картину взялся смотритель галереи художник Грабарь.
Он пригласил из Эрмитажа известных реставраторов Васильева и
Богуславского, которые скипидаром аккуратно стерли зеленую
голову царя, заменили порезанный холст и по фотографиям
восстановили утраченный детали, покрыв их маслом.
Душевнобольного, порезавшего картину, отправили в дурдом,
а по восстановленной картине Репина, для борьбы со старым
искусством , 12 февраля 1913 года художественной группой был
проведен диспут, где с докладом выступал художник Максимилиан
Волошин, который, ловко оперируя фактами, подвел публику
к выводу: судить за варварство нужно не психбольного Балашова,
а художника Репина, который подвел Балашова к варварству своим
созданным полотном!
***
На этом приключения с картиной Репина о Иване Грозном
и его сыне, увы, не завершились.
Уже в наше время, в мае 2018 г., вандал металлическим
столбиком ограждения, отломленным в галерее,разбил стекло картины и повредил
полотно в трех местах - в центральной части
фигуры царевича.
Вандал был осужден на 2,5 года лишения свободы, а реставрация полотна началась
в апреле 2019 года. Она осложнялась тем, что
плотно Репина уже реставрировали после пореза
его в 1913 году.
Но, применяя современные технологии, спустя 4 года,
в мае 2022-го реставрация
была завершена и картина Репина вернулась
к людям!
***
И последнее. Завершая тему значимости мистики в творчестве
Ильи Репина, остается напомнить еще об одном значимом
эпизоде его биографии.
Еще на родине в Чугуеве, когда в 1887 г. он писал картину
"Мужик с дурным глазом", натурщиком портрета выступал
мастер золотых дел Иван Радов, который по округе имел
репутацию колдуна...
После написания портрета художник
заболел, что,по его мнению,
было связано с колдуном.
Он долго приходил в себя,
хотя внешне это было похоже
на лихорадку.
А выздоровел Репин, вновь почувствовав свою правую руку,
лишь в 1892 году, когда на вырученные от продажи царю
за 35 тыс. руб. своей картины "Запорожцы" (Помните - у
Шишкина? Тот за свое "Утро в сосновом лесу" получил от
мецената Третьякова всего 4 тыс. руб.!)он купил имение
Здравнево под Витебском, где провел 8 летних сезонов,
написав свыше 40 картин, эскизов и рисунков.
Но даже не в этом для него главное! Вылечить правую руку,
по преданию, Репину помогли именно белорусские колдуны!
Хотите верьте, хотите -
проверьте ...
07.02.2024 г.
(Окончание истории следует)
Фото из интернета