Своей тропой к Дерсу

Ирина Ракша
На фото:1. 1980г, художник Юрий Ракша в своей мастерской. 2. 1974г, Уссурийский край. Ю.Ракша на съёмках к/ф "Дерсу Узала", с гримёрами. 3. Приморье. За кулисами театра в г.Арсеньев. Актёры: .Мунзук, Юрий Соломин, художник Юрий Ракша, оператор Ю.Гантман. 4. д.Молдавановка. Натура в тайге. Режиссёр Акира Куросава (слева), художник Юрий Ракша (справа). Съёмки к/ф "Дерсу Узала".

                СВОЕЙ ТРОПОЙ К ДЕРСУ
                заметки

    Недавно мне позвонили из редакции газеты "Вечерняя Москва". Я давно знаю эту любимую столичную газету, не раз там когда-то печаталась и потому не удивилась. На этот раз звонил её сотрудник Виталий Лесничий. И предложил  написать о легендарном фильме "Дерсу Узала" - оказывается подходит очередной юбилей - пол века, как был снят этот киношедевр (режиссёр Акира Куросава японец, а художник-постановщик русский как и вся московская киногруппа, Юрий Ракша, мой муж). И хотя кто только не писал своих разношерстных текстов об этом фильме, я согласилась. Но, вспоминая прошлое, решила пойти к Дерсу своим собственным необычным путём. И вот, что из этого получилось.

                * * *
    Много лет назад легендарный кинорежиссёр Акира Куросава (для японца он человек нестандартный - худой и очень высокий) вошел со своим переводчиком в кабинет директора Мосфильма Николая Сизова. И положил перед ним на письменный стол пачку цветных фотографий. "Я готов приступить к съёмкам этого фильма. Тем более сценарий  Нагибина после доработки мне нравится. Но есть одно обязательное условие". Директор насторожился. "На "роль" художника-постановщика мне нужно найти вот этого живописца. На своей картине я хотел бы работать вместе с ним. Именно вместе с ним. У нас в Токио проходила выставка его живописи. Работы удивительные. Я несколько раз бывал на ней",- и  указал рукой на фотографии. Сизов не спеша рассматривал их: цветные пейзажи, портреты, жанровые картины. Думал: "Ну, как можно  среди огромного множества советских  художников найти именно этого?" Спросил: "А как его фамилия?" Куросава живо сказал: "Лакша, - и повторил: Юлий Лакша". В Японии и вообще на Востоке многие с трудом произносят букву "Р". Однако, переводчик уточнил:" Художник Юрий РакшА". И Сизов облегчённо вздохнул, сказал с радостью - "Так зачем же его искать? Художник Юрий Ракша давно у нас в штате. Я попробую с ним связаться. Мне даже кажется он сейчас в простое. Пока что свободен."
    ...Этот памятный разговор в кабинете директора Мосфильма состоялся пол века назад, но именно тогда  началась история игрового оскароносного советского-японского фильма "Дерсу Узала". И рассказать об этом фильме я решила нестандартно. Поскольку, о многих эксклюзивных моментах создания этой удивительной киноленты могу поведать только я. Писатель, свидетель его создания, а главное - вдова художника-постановщина Юрия Михайловича Ракши - правой руки режиссёра.
                ***
    В 60-х годах ХХ века юные ВГИКовцы с разных факультетов сценарист Ира и художник Юра влюбились, женились, родили дочку, в общем стали одной семьёй. Людьми главными друг для друга.  Она стала первым критиком его работ, он  первым читателем её прозы. Они любили друг друга, вдохновляли, берегли и всё серьёзное создавали вдвоем. А далее пошли годы работы в живописи, и в кинематографе. Вот и на съёмки очередного фильма “Дерсу Узала” жена отправилась вслед за мужем в тайгу.
   
                ***
И.Р. - Да, эта картина, и правда, необычная, даже удивительная. Поскольку главным героем её является не только Владимир Арсеньев - учёный, первопроходец, не только старик Дерсу Узала - таёжный абориген, охотник, но и сама природа России, которой в сюжете фильма создателями уделено столько внимания. Ведущую роль там играет сама природа Дальневосточного Края. Будь то холмы и горы, закаты или рассветы, буран или солнечный полдень, но даже каждое дерево, каждый листок. И уж тем более птицы, олени, косули и конечно, царь тайги - уссурийский тигр. Именно этим картина и покорила не только родного зрителя, но стала и всемирно любимой. После показа на фестивале в 1976 году она очаровала и американцев и получила премию Оскар. 
А далее мне по телефону задавал вопросы Виталий Лесничий корреспондент "Вечёрки". А я ему отвечаю.
- Ирина Евгеньевна, а Юрий Михайлович сразу согласился работать с великим японцем?
 - Нет. Имя легендарного Акиры Куросавы Юру не соблазнило. Он давно хотел посвятить себя только живописи. Осуществить свою мечту, написать давно задуманный триптих "Моё Поле Куликово". О подвиге русского князя Дмитрия Ивановича Донского основателя первого русского государства, о его победе над татаро-монголами на Поле Куликовом. Это был Юрин родной, пережитый душой  материал. Ну, а очередное кино?.. Ну, мы же профессионалы, ВГИКовцы. И к тому времени Юра уже снял ряд блестящих советских фильмов.  (с лучшими режиссёрами страны) такие как "Время вперёд!", “Главный свидетель”, “Веришь, не веришь”, “Нежданный гость”. 
     Но однажды, Юра приехал домой с Мосфильма, и я услышала от двери: “Ирок, директор предлагает мне работу с Куросавой, две серии, а это почти два года. - помолчал. - А я ведь клялся, что с кино покончено. Как думаешь, что делать?” Но оказалось, что с кино всё-таки не покончено.
   Вскоре мне позвонил мой коллега-писатель и  приятель Юрий Нагибин (автор сценария "Дерсу Узала".  Он не раз писал рецензии о моей прозе). Говорит: "Ты уговорила бы мужа, ведь эта работа необычная, особенная. Дальний Восток.". И я Юру уговорила-таки. (Ведь жизнь нам обещала быть долгой, счастливой). И мы на"Дерсу"  согласились. Я смело говорю “мы”, потому что всегда все делали вместе. И тогда мой Юра почти на два года отдал себя на "растерзание кино". И, как сам считал, оказалось не зря.
                ***
А вот что позже Куросава написал в своих воспоминаниях о том времени (дословно): “Судьба всегда дарила мне в жизни лучших людей. Юрий Ракша, с которым мне посчастливилось работать, самый опытный, самый талантливый знаток своего дела. Поэтому… мой выбор пал именно на него. На сегодня Ракша один из лучших русских художников.”
                ***
В.Л.- Скажите, а Юрий Михайлович Вам рассказывал, как  Куросава проводил актёрские пробы на главные роли?
И.Р. - Да, конечно. Поскольку и сам Юра в этом  участвовал.  Вот, например, на главную роль первопроходца офицера Арсеньева пробы вовсе не проводились. Куросаве показали фильм “Адъютант его превосходительства”, где в главной роли работал актёр Юрий Соломин. И Куросава сразу взял его к себе в картину без проб. А вот с заглавной ролью охотника Дерсу всё было иначе. Ещё не видя его, Юра у себя в мастерской так ярко и выразительно нарисовал портрет старика что именно по нему искали потом актёра на эту роль. Желающих было много. Например, эту роль очень хотел играть певец Кола Бельды (помните его популярную песню “Увезу тебя я в тундру, увезу тебя одну”?). На Мосфильме, проходя по длинному коридору мимо двери с табличкой "Дерсу Узала", он то и дело, как бы невзначай, заглядывал и оставлял на столе режиссёра  свои фотопортреты. Очень красивые, и в лисах и в соболях. И Куросава в конце концов провёл-таки с ним кинопробы. Однако, оказалось, что петь песни - это одно, а говорить тексты - совсем другое. Оказалось, что в жизни певец сильно заикается... Тогда режиссёр отправил любимого художника Ракшу и своего помощника В. Васильева в Тыву, в город Кызыл. Поискать в местном театре местный колоритный персонаж. Там одним из ведущих актеров-талантов оказался Мунзук Максим Максимович. К тому же охотник. Даже на вечерний спектакль, в котором Мунзук играл роль Ленина, он явился прямо из тайги с охоты. Его предупредили, что в первом ряду партера сидят представители Мосфильма.  И он играл очень старательно, тем более в такой престижной роли вождя со словами:“Мы пойдем другим путем!”. И действительно впечатлил “экзаменаторов”. Так Максим Мунзук оказался в Москве. Удачно прошёл все пробы - и фото, и кино, и был утверждён на заглавную родь.
      Вообще Куросава тяготел ко всему естественно-натуральному. Был в восторге от выбранной художником дальневосточной натуры. Живописные сопки, поросшие древней тайгой, быстротечная горная речка, непролазная глушь. А совсем рядом деревня Молдовановка и поодаль городок Арсеньев, названный именем знаменитого первопроходца. Недалеко и граница с Китаем. Так что настоящая "закрытая пограничная зона". И на сотни вёрст никаких назойливых журналистов, которые так надоели звезде кино Куросаве. Автору оскароносных фильмов "Красная борода", "Додескаден" ("Под стук трамвайных колёс"), "Идиот". И тут вдруг в этой глуши тишина и ни одного журналиста. Просто счастье свободы!
    А я, отправляясь на Дальний Восток, летела и ехала туда не как журналист, а как жена члена съёмочной группы. Москва, Владивосток, Хабаровск, Арсеньев, Молдовановка. Т.е. самолёт, поезд, электричка, автобус.
     И вот наконец стою с чемоданом на площади в деревенской глуши. После Москвы таёжный воздух так  прекрасен и свеж, Так напоён ароматами жизни, что его хочется пить и пить... Спрашиваю у селян сидящих на заваленки у магазина:"А где здесь остановились киношники?" Они охотно замахали руками в конец улицы... И вот я уже толкаю скрипучую калитку. Иду по тропинке к дому в глубь двора, окружённого соснами. Неожиданно вижу - под ногами в траве блестят какие-то искорки, красные точки. Провожу по траве ладонью и вдруг понимаю, так это же икра. Да, да - красная икра! Откуда ж такое?
 Вышедшей на крыльцо хозяйке кричу:
- Скажите, у вас тут киношники остановились? Мне главный художник нужен.
Она в ответ тоже кричит:
- У нас, у нас. Проходите. Только их до вечера нету. Они снимают на берегу реки, на натуре.
И я всё понимаю.
- А это у вас что же такое? -показываю я на икру.
- Да после путины у нас её полно. Вот и кормим курей. Той, что потвёрже.
   Я улыбаюсь с радостью и удивлением. Видно, и впрямь благословенна земля, в которой красной икрой кормят домашнюю птицу.
В.Л.- Скажите, а как между двумя мастерами - художником и режиссёром складывались отношения?
И.Р.- Они оба были одержимы, захвачены своей работой и между ними было полное понимание. Говорили на одном языке. И не только творческом, но и на английском. (Хотя в группе был синхронист переводчик.) К кому же Куросава и сам был в прошлом художник, пришёл в кинематограф из живописи. Но мастерство Ракши ценил, обожал. А в отличие от своих прежних остросюжетных картин, он эту - “Дерсу Узала” задумал совсем иначе, как рассказ о Руси, неторопливо-созерцательный. Свои эскизы Юра выполнял маслом, не отделяя их от живописи. Они были такие же проницательные, художественные, как и его картины. Не случайно комнату в гостинице городка Арсеньев, где они хранились, (на случай проникновения воров) велел закрывать на особый замок. По ходу съемок Куросава и Юра многое меняли, совершенствовали.  Даже естественной тайге придавали еще б;льшую естественность. Кадр снимали за 10-20 минут, а на подготовку порой уходил целый день, а то и сутки. То дополнительно уплотняли кусты, то бревна натаскали, то, наоборот, расчищали, углубляли площадку. А то даже листья деревьев золотили краской. Сдержанный, несколько отстраненный от всей группы Куросава, важнейшие решения принимал единолично. Но в изобразительном ряде полностью доверял художнику. И только ему позволял спорить с сбой, противоречить,  доказывать.
В.Л.- Например?
И.Р.- Куросава был человеком "холодным", восточным. К тому же пожилым, избалованным славой. Например, когда на быстрой реке снимали сцену с плотом, уже наступила осень, вода была страшно холодной. По сценарию Дерсу должен был спрыгнуть с несущегося к водопаду плота и с ружьём доплыть до берега. При этом плот удерживали на верёвках солдаты-пограничники, прикомандированные из ближней воинской части в помощь киношникам. На площадке они выполняли всю "чёрную" работу. Юра заказал построить шесть плотов, поскольку после каждого  дубля очередной плот разбивался внизу на каменистых порогах. И во всё время съёмки эпизода ребята стояли в ледяной воде – аж до посинения. Тогда Юрий возмутился, велел продрогшим солдатам выйти на берег, согреться у костра. Но Куросава сердито требовал оставаться в воде. Кричал в мигафон: "Стоять! Переходим к новому дублю!!!". Однако в этом споре, как и в ряде других, победил художник.
В.Л.- Ирина Евгеньевна, а как снимали сложные сцены с тигром?
И.Р.- А вот как раз с царём уссурийской тайги было очень много проблем. Как я сказала, Куросава во всём требовал предельной достоверности. Например, отказался снимать "московского послушного" циркового тигра из группы дрессировщика Вальтера Запашного. И директору киногруппы Агаджанову пришлось заранее заказать и оплачивать в местном охотхозяйстве (цена почти легковой машины) отлов и доставку на съёмки в Арсеньев дикого тигра. И вот, когда про тигра в группе было уже почти забыто, в холле маленькой нашей гостиницы, где жила вся съёмочная группа, появился пьяненький человек со старым портфелем подмышкой. Он кидался к каждому вошедшему со словами:"Вы тигра заказывали? Я тигра привёз." От него со смехом шарахались, и разбирая ключи, расходились по номерам. Пока, наконец, не появились и Юрий Соломин, и Юрий Ракша. Оказалось, и правда, на заднем дворе гостиницы стоял грузовик с ящиком в кузове. Когда откинули борт,  увидели грубо сбитый из горбыля ящик. А в его торце за решеткой - прекрасную, полосатую, усатую морду тигра. Только рычал он как-то вяло, слабо. Оказалось двое сопровождающих везли его вдвое дольше положенного, а и деньги, выданные на корм, тратили на выпивку.
   Тигр был молоденький, и в группе его назвали Артёмом. Выстроили для него и клетку с кормушкой и сухим коряжистым деревом внутри. И стал наш исхудавший тигр приходить в себя. Его интенсивно кормили сырыми курами. Но однажды дирекция, для придания ему матёрости, купила на рынке живого молочного поросёнка, которого запустили в клетку. Однако, царь тайги, так его испугался, что взлетел на вершину коряги и, замерев, оттуда следил, как поросёнок, стуча копытцами, по хозяйски бегал по клетке туда-сюда. От поилки к кормушке. Вот таким добряком - не кровожадным и не матёрым оказался наш  Артём. Что ж, и такое бывает.
     А тем временем приближался самый сложный момент съёмки - тигра и человека в едином кадре. А чтобы снять это и безопасно и наиболее натурально, художник осуществил сложное инженерное сооружение. Был вырыт ров с высокими кольями на дне и заполнен водой. На одном берегу, ограждённому сеткой, должны работать оператор с камерой и перед ней актёр Мунзук. А на другом берегу рва меж кустов и деревьев должен был "работать" тигр. Однако, в тот памятный день, когда на "актёрском берегу" рва всё было готово и Артёма выпустили на его съёмочную площадку, царь вдруг закапризничал. Забился в кусты и никаким образом не хотел "играть". Пол дня его выгоняли из убежища. Поливали и водой из пожарного шланга, и камнями гнали к этим ненавистным людям. А режимное время съёмки час от часу всё уходило. Даже от удара каким-то камнем по морде тигра потекла кровь. (Вот сколько мучений ради двух-трёх волнующе-острых минут на экране!.) Тогда уже вместе с художником возмутился и главный актёр Юрий Соломин: "Если и дальше будете мучить животное, я откажусь от съёмок."
      В конце - концов через пару дней эпизод был всё-таки снят. И очень удачно. А позже наш уссурийский капризный актёр Артёмка оказался в самом центре континента Европа, в зоопарке Венгрии.               
                ***               
      В конце волшебной золотой осени 1973 года на берегу буйной таёжной речки возникли две большие армейские палатки, в которых ночевали все те, кто был занят на съёмках каждого следующего утра. (Не возвращались автобусом ни в Молдовановку, ни в гостиницу Арсеньева). Под звёздами и большущей луной мы разводили на берегу костёр и уютно садились большим кругом (солдаты-пограничники и гримёры, актёры и режиссёр, художники и осветители и др.). Пекли в горячей золе картошку и вели романтические беседы. А живое, горячее пламя костра живо плясало на наших лицах. Однажды кто-то романтически предложил: "А может быть вспомним тех, кого с нами нет и кого мы любим?" И стали звучать всяческие интересные истории. Но когда дошла очередь до Куросавы, сидящем в своей неизменной джинсовой кепочке, (названной нами "куросавкой"), мы ничего не услышали. Он задумчиво, молча полез в свою модную джинсовую куртку и достал из-за пазухи какую-то фотографию. И она пошла из рук в руки по кругу. А когда пришла к нам с Юрой, мы были поражены, даже переглянулись. На нас смотрели чёрные бусинки глаз белой пушистой собачки. Так вот оказывается кого носил наш босс у себя на груди.
    И только позже мы узнали, что эта собачка сыграла в его жизни судьбоносную роль. Вернувшись из Америки домой в Японию (после неудачных прерванных съёмок в Голливуде) Акира Куросава был долго в страшной депрессии. (За простои оказался даже в долгу перед заморской студией.) И даже решился на суицид. Закрывшись в своей комнате, он лёг в постель под одеяло и вскрыл себе вены. А верная собачонка, очевидно почуяв своим тонким, обострённым инстинктом, что с хозяином что-то неладное, кинулась к запертой двери. И стала отчаянно лаять, прыгать, царапаться. Она подняла такой невероятный шум и суету, что всполошила всех домочадцев. И тогда те взволновавшись, наконец, бросились к двери. С трудом вскрыли её, и именно это спасло жизнь великого режиссёра.
  В.Л. - А в Россию Куросава тоже приехал с сем-то из членов семьи?
  И.Р. - В Токио у него была молоденькая режиссёр, аспирантка Нагами Сан. Она и была не только с ним вместе в Москве, где на Мосфильме снимались павильоны, но и на Дальнем востоке, где снимали натуру. И в Арсеньеве номера в отеле у японцев были на одном этаже. Хочу честно признаться, Куросава отнюдь не был трезвенником. Бутылки виски из "Берёзки" без конца  стояли у него в номере. Да и у прочих членов японской части киногруппы. Была к этому склонна и симпатичная  Нагами Сан. И по утру Куросава, возвращаясь от неё к себе в номер, не мог забраться под одеяло, которые горничные "по-европейски" плотно заправляли под матрас. И полуголый Акира-сан свернувшись комочком засыпал поверх одеяла. А наутро - простуда, врач, таблетки. А группа - в простое... И тогда наш директор Агаджанов был вынужден провести странную летучку для сотрудников отеля. Он приказал горничным как можно проще застилать кровать шефа. И с тех пор простои по болезни  почти прекратились.
   Да и вообще, восточный человек Куросава был непредсказуемый, человек - загадка. Часто категоричный и возбудимый. А то подавлено-молчаливый. А когда на съёмке возникал какой-то раздор, он мог вдруг исчезнуть с площадки. Спускался на берег реки и вдали от всех садился на каменистую гальку. Лишь колени торчат. Ждать его могли и пол часа, а порой и час. Так он в уединении успокаивался. И под мерный шум воды начинал страивать перед собой из круглых камешков целое "войско". Каждый солдатик - фигурка из трёх вертикальных камней. И так унимал свои нервы. А мы потом, глядя на это малое или большое "войско" понимали, да, воистину, "восток-дело тонкое".      
В.Л. - Ирина Евгеньевна, а всё-таки как восприняли новость о вручении премии Оскара?
И.Р. - Поскольку у Куросавы были натянутые отношения с Голливудом, вручение золотой фигурки Оскара состоялось в Москве, куда её и привезли чиновники от кино. (Слышала, даже попутно привез в чемодане режиссер Данелия). В японское посольство кроме Куросавы были конечно, приглашены все главные создатели фильма: сценарист, оператор, художник-постановщик, актёры.
 - Ну ты хоть подержал её? Фигурку эту? - спросила я мужа, когда он вернулся из посольства.
- Конечно, - улыбнулся Юра. - Все подержали.
- Ну и как она выглядит?
- Да ничего особенного. Мужик, как мужик, только сильно блестит. Позолоченная.
 - И где же она теперь? Куросава к себе увёз?
   Зачем к себе? Фильм-то наш. А легендарный Оскар на "Мосфильме" стоит. Блестит в шкафу за стеклом в кабинете директора.