В белом плаще с кровавым подбоем

Виктория Новиков
Victoria Novikov
#victorianovikovstories

В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат...

Эти строки , читанные и перечитанные, по-прежнему вызывают у меня дрожь. Как и положено гениальным строкам написанным большим  Мастером .
Михаил Афанасьевич Булгаков был и есть одним из моих самых любимых писателей.
А его «Мастер и Маргарита» моя любимая книга .
Кстати, в первом варианте( он уничтожил первую рукопись , но мы-то знаем, что рукописи не горят)  ни Мастера, ни Маргариты не было. А меня , честно говоря, это и не огорчило бы. Хотя нет, Маргарита -ведьма мне очень и очень нравится.  Я думаю, что нет женщины, которая хоть раз в жизни не хотела бы освободиться и улететь на… ( зачеркнула;) куда-нибудь!
В романе есть  три сюжетные линии. Кто-то любит весь роман, кто-то одну из линий.   Мне была интересна только религиозно- мистическая линия. Да, собственно , для меня в этой книге нет ничего интереснее Воланда и его окружения .

Перечитав этот роман совсем недавно я открыла в нем опять что-то новое. И так каждый раз.
Я с годами поняла, что все самое лучшее появилось во мне «вопреки» внешнему злу и благодаря маленьким победам над злом внутренним.
«…что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?»
Это ведь очень глубокая мысль .
А кто из нас понимал в юности , что надо прислушаться к шёпоту Вселенной  , придержать коней и довериться судьбе ?! «Иногда лучший способ погубить человека — это предоставить ему самому выбрать судьбу.» Как часто все складывается хорошо, когда мы НЕ получаем то, что просим.
Воланд -это не зло ради зла. Воланд - это то, что может заставить нас двигаться вперёд. Это возможность , увидев зло , захотеть приблизиться к свету. Поэтому мне так интересен Воланд с его иронией, мудростью , подстегиванием нас , смертных. Это  мое мнение . Многие не согласятся. В этом и есть сила этого романа. Каждый любит в нем свою линию, свою фразы.
Вот я обожаю  высказывания кота Бегемота . Булгаков именно ему «отдал» самые остроумные фразы.
«История рассудит нас»
«Маэстро! Урежьте марш!
«Не шалю, никого не трогаю, починяю примус, и еще считаю долгом предупредить, что кот древнее и неприкосновенное животное.»
«Я буду молчаливой галлюцинацией.»
«Помилуйте… разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!»
И в экранизации мне больше всего понравились сцены с очень любимым мной Олегом Басилашвили , который сыграл Воланда, и его «коллегами».
Михаил Афанасьевич Булгаков был одним из самых ярких писателей 20го века.  Если бы он написал только «Мастера и Маргариту», он бы все равно был бы ярчайшей  звездой в русской литературе.
Но он создал ещё много потрясающих произведений .
Я , например , не могу ни перечитывать, ни смотреть «Собачье сердце». У меня портится настроение от даже мимомолетной «встречи» с Шариковым и Швондером.Да, это настолько сильная книга (и прекрасная экранизация ),что ненавистные мне персонажи
«оживают». Их и так вокруг пруд пруди.
Вот что я с удовольствием пересматриваю - это фильм « Дни Турбиных» , поставленный Владимиром Басовым . А какой коренной киевлянин это не любит ?! И романс «Белой акации гроздья душистые», написанный Вениамином Баснером и Михаилом Матусовский для этого фильма , могу слушать без конца .

https://youtu.be/IZvjAuRlX-c

Мы гуляли мимо дома Турбиных сотни раз , но не знали , что дом Турбиных «нашел» еще один великий киевлянин -Виктор Некрасов. Вот интереснейшая статья  об этом

Перечитывать я очень люблю  «Записки юного врача» . Герой книги -молодой врач.  Михаил Булгаков и сам был врачом.В 1916 году он с отличием окончил Киевский университет и, не дожидаясь торжественного вручения дипломов, уехал на Юго-западный фронт добровольцем Красного Креста. Шла Первая мировая война.  Булгаков работал во фронтовом госпитале,  затем земским врачом.
Булгаков писал : «отличие само по себе, а грыжа сама по себе»,
, имея в виду,что выпускник  медицинского факультета , даже с отличным дипломом, ещё не врач. Герой Булгакова приехал в 17м году в деревню. И он сталкивается с очень  сложными случаями, да ещё и борется со своими «демонами». Чудесные семь новелл, семь «историй болезни». 

У Булгакова есть одно произведение, которое знают все жители одной шестой суши . Даже те, кто родились уже после того , как вместо одной шестой появилось много разных стран .Это произведение знают даже  те , кто кроме « Букваря» не читали ничего и никогда.
Это « Иван Васильевич» меняет профессию.» Кстати , я только недавно прочитала, что идею пьесы , которая легла в основу сценария, Булгакову «подсказала» книга Марка Твена «Принц и нищий».

Но вернусь к моей любимой книге Михаила Афанасьевича..
Хочу напомнить ещё одну цитату из «Мастера и Маргариты»: «Я не могу удрать отсюда не потому, что высоко, а потому, что удирать мне некуда.» Это и о нас.
Другого глобуса нет, убежать от себя нельзя, надо добреть, надо мудреть, надо смелеть. Потому что ....
«Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима.»

Булгаков  точно не был пессимистом. Родился в интеллигентнейшей семье.У Булгаковых часто звучала музыка. По вечерам мать играла на рояле произведения Фридерика Шопена. Иногда скрипку в руки брал отец, и родители вместе пели романсы. Детей часто водили на летние концерты в Купеческом саду над Днепром, старались достать билеты в оперу. На популярного в то время «Фауста» с Федором Шаляпиным в главной роли семья ходила несколько раз. Булгаковы также ставили благотворительные спектакли, в которых играли домочадцы. Представления проходили либо в приютах для инвалидов, либо в квартирах друзей.
Сестра писателя Елена Булгакова рассказывала: «Родители, между прочим, как-то умело нас воспитывали, нас не смущали: «Ах, что ты читаешь? Ах, что ты взял?». У нас были разные книги». Михаил Булгаков читал произведения Александра Пушкина и Льва Толстого, приключенческие романы Фенимора Купера и сказки Михаила Салтыкова-Щедрина. Его любимым писателем был Николай Гоголь. Булгаков рано начал писать и сам. Он сочинял короткие рассказы о городских жителях.
А Константин Паустовский , который учился с Михаилом Булгаковым в гимназии , вспоминал, что
«Булгаков был переполнен шутками, выдумками, мистификациями. Все это шло свободно, легко, возникало по любому поводу. В этом была удивительная щедрость, сила воображения, талант импровизатора <…> Существовал мир, и в этом мире существовало как одно из его звеньев — его творческое юношеское воображение»
И после этого прекрасного детства он прожил совсем непростую жизнь. К счастью, не был репрессирован. Но вот лучшие свои книги никогда не видел изданными и не узнал , что его « Мастер и Маргарита» станет культовой. В своих последних правках, совсем незадолго до смерти, Булгаков добавил приход Левия Матвея к Воланду «Он… просит тебя, чтобы ты взял с собою мастера и наградил его покоем». Это то , чего он желал самому себе.
И своё видение  миропорядка Булгаков вложил в уста Воланда .Во время последнего разговора с Маргаритой Воланд упоминает о том, что «всё будет правильно, на этом построен мир». Все плохое сбалансируется добром .И я в это верю.
Victoria Novikov #victorianovikovstories
Использованы Wikipedia,culture.ru