Всего лишь сон 5

Анатолий Просняков
Сон от 7 февраля 2024 года

Я сидел один в прежней своей комнате, где сохранилась моя старая клавиатура, а экран монитора – на стене. Все, как прежде. Не могла зайти только Люси, чтобы сказать «Добрый вечер!», как было заведено десять лет тому назад. Сделал краткое обозрение подземного мира и его жителей. Изумрудным горожанам будет интересно узнать, что рядом есть жизнь, что можно жить и под землей. Для них это будет хороший стимул для настроения, ведь уныние не на пользу здоровью.
Несколько дней мне дали на раздумье: оставаться или возвращаться.  Руководитель хотел подготовить проход через полость, где оказались мы с Люси, но я воспротивился. Место выхода в скале, откуда я появился, должно закрываться изнутри. Это выход для ктомов, порядок нельзя нарушать.

Колонисты уже сделали лифт до нижней точки, куда мы упали с Люси, решив использовать это место для производства строительных материалов и складирования. Я предложил забетонировать выход в подземный мир, чтобы не было ни у кого даже мысли проникнуть туда. Подземный мир погибнет от людей, от их добрых дел. То, что для человека добро, ктому – смерть. Руководитель согласился сделать так -  после ответа Люси. Договорились только о связи. Если Люси решит выйти, то я включу сигнал с той стороны. Если – нет, тоже сообщу через тот выход.

А мне вспоминалась тетрадь, в которую записывал свои студенческие стихи, а с обратной стороны – конспектировал разную литературу. Что на меня тогда нашло? Или Люси подействовала? Записал краткое обозрение древнееврейской литературы, затем полностью «Песнь песней Соломонова» и «Книга Екклесиаст». Зачем мне это надо было? Тетрадь была озаглавлена: «Самонастраивающиеся системы». Тогда еще не было компьютеров, как мы их понимаем сейчас. Были аналоговые вычислительные машины. Надо было конспектировать лекции, а я ходил в областную библиотеку и переписывал в читальном зале всякие глупости.
Главное не в этом. Главное в том, что память все воскресила. Подземные мхи сделали память абсолютной. Вот и бьются в голове строчки из «Екклесиаста». Зачем переписывал?

Суета сует, - сказал Проповедующий в собрании, - все суета сует.
Что пользы человеку от всех его трудов, над чем он трудится под солнцем?
Род уходит, и род приходит, а Земля остается навек.
Восходит Солнце, и заходит Солнце, и на место свое поспешает,
Чтобы там опять взойти.
Все – одна маета, и никто рассказать не умеет.
Глядят – не пресытятся очи; слушают – не переполнятся уши.
Что было, то и будет; что творилось, то творится.
И нет ничего нового под Солнцем.

Под Солнцем, может, и нет ничего нового. А здесь – в изумрудном городе – все новое. Гуляя по городу, я видел места для веселья и отдыха, кинотеатры, рестораны с музыкой, зеленые уголки; детей, бегающих по улицам. Город живет насыщенной жизнью. Но это уже не моя жизнь. И под Солнцем мне не жить, хотя я под ним рожден.

На первой странице студенческой тетради мое стихотворение тех лет:
В ночном небе переливаются разноцветными светлячками несуществующие звезды: некоторые светят ярко и радостно, мигают нам то оранжевыми, то светло-зеленоватыми огоньками; другие излучают спокойный мертвенно-бледный свет. Пусть же холодные звезды, погасшие давным-давно, несут нам тепло и радость!
С ночного неба падает звезда.
Я вижу яркий свет ее в ночи.
Но знаю я: в стремительном полете
Исчезнет она там, за горизонтом.

Ночные звезды прекрасны, и весь небесный мир - Вселенная кажется обновленным глазам чудесной сказкой. Но чем ночная жизнь будет отличаться от жизни ктомов?

Наслаждайся жизнью с женщиной, которую любишь,
Все дни твоей тщетной жизни,
Ибо это – твоя доля в жизни и в твоих трудах,
Над чем ты сам стараешься под солнцем.
Все, что готова рука делать – в меру сил твоих делай,
Ибо нет ни дела, ни замысла, ни мудрости, ни знания
В преисподней, куда ты уходишь.

- Нет, врешь, - так возразил я мысленно своей тетрадке, - врешь, там не преисподняя, там просто – другая жизнь, жизнь без Солнца.
Все не так в той тетради. Зря старался, переписывая ложные заумности. Там, внизу, есть и замысел, и мудрость, и знания. Там, внизу, есть женщина, которую я люблю, там есть моя семья и мои друзья. Друзья, которые не умеют обманывать или предавать, потому что не знают, что это такое. Один друг, - поправил я себя, - но это уже много.
Да, там мало книг - книгопечатание в зачатке из-за трудностей с созданием бумаги. Но память передается из поколения в поколения, потому что память там абсолютна. Она живет в пространстве, окружая ктомов, насыщая их с детства знанием. Да, Книги знаний нет, общей истории ктомов. Моей благодарностью будет помочь ктомам создать такую книгу, это будет толчок для их дальнейшего развития. Такие мысли приходили в голову. Но внутренний голос возражал, чтобы не торопился делать добрые поступки. Если живешь там, то будь таким, как они. Опыт человечества известен: любое развитие ведет к войнам. Любое новое это потрясение устоявшегося, как землетрясение. А вот ткань, которую ктомы вырабатывают из мхов, можно использовать для письменности - нужна новая технология. То, что сегодня в зачатке, завтра само организуется – постепенно, без насилия над хрупкой средой, в которой обитают ктомы.

Не говори: как случилось, что прежние дни были лучше этих?
Ибо не от мудрости ты спросил об этом.
Наравне с наследием мудрость – благо,
Даже лучше она для видящего Солнце.
Ибо под сенью мудрости – под серебряной сенью –
Польза знания: мудрость знающему жизнь продлевает.

Нам с Люси продлила жизнь случайность в виде электронного вируса. Наверху, под Солнцем, длилась вечно борьба между людьми – из-за материальных благ или придуманных идей, теперь продолжается борьба электронных механизмов с людьми, не желающими покориться их Богу – матери и отцу – Всепланетному Разуму. И это будет бесконечно, пока существует Солнце, согревающее своими лучами нашу матушку Землю.
А мне уже не нужна борьба. И Люси устала бороться. Зачем бороться, когда есть милые детки, которые радуют своей веселостью, делают счастливой жизнь? И все-таки до конца не могу быть уверен, что в ней возьмет верх: долг перед людьми, которых надо спасать, перед коллективом работников, которым пригодились бы ее знания, или любовь к своей семье - к трем малышам, живущих рядом с ней в самых простых условиях. С любимыми детками – рай и в шалаше!
Решение принято. Передам Руководителю, что ближайшей ночью готов выйти на поверхность для возвращения к Люси.

Мудростью поверял я все это,
Думал: «Стану мудрым», а она от меня далека.
Далеко то, что было, и глубоко.
Глубоко – кто его отыщет?

Здесь "Всего лишь сон - 6": http://proza.ru/2024/02/09/526