Судьба дочери Махно

Артемидия
                «  …да жить надо — закон такой. Если бы я
                его не знал, то еще бы в детстве умер. » 
 
                Фраза из фильма   «Девять жизней Нестора Махно». 



Дочь батьки Махно и Кузьменко Галины украинских революционеров-анархистов родилась   в 1922 году в Польше. Девочку назвали именем Елена.
По утверждению М. Гончарока, в Данциге Махно захватили чекисты из разведуправления польской секции Коминтерна — Еланский и Ян Сосновский — и повезли в Берлин, в советское посольство. Махно выбросился из автомобиля и сдался немецкой полиции. Денег у него не было, и после голодной зимы в апреле 1925 года его вывезли в Париж. (С) Таким образом Елена попала во Францию где прожила  до 1941 года.

В 1941 году она добровольно переехала в Берлин, там она работала на заводе  «Сименс» чертёжницей. К этому времени она жила  согласно паспортным данным под фамилией Михненко. Вскоре к ней переехала её мать.

В 1945 году Елену вместе с матерью арестовали при проверке документов немецкими и  советскими властями. 
После установления личностей их отправили в Киев, как  дочь и жену  анархиста Батьки Махно.
Согласно справке, под грифом " Совершенно секретно" 
(по арх. след. делу № 0501646)
 
Киевским судом Кузьменко Галина Андреевна особым совещанием при МВД СССР от 16 августа 1946 г. по ст. 54-13 УК УССР за участие в анархистской банде в 1919-1921 гг. в борьбе против советской власти осуждена на 8 лет ИТЛ.
Для отбывания срока наказания Галину Кузьменко отправили в Мордовию. 

Михненко Елена Нестеровна особым совещанием при МВД СССР от 16 августа 1946 г. по ст. 33 УК УССР как социально опасный элемент сослана на 5 лет в Казахстан.
 
Согласно справке  выданной  для предъявления в органы милиции на предмет получения паспорта Елена была освобождена из ссылки 12 сентября 1950 г. по отбытии срока.

Елена Михненко осталась в Джамбуле. Она поселилась в землянке  на окраине города. Из- за биографии её не принимали даже на курсы поваров.
Елена работала на самых грязных работах,  заболела тифом и была отправлена с больницу. В 1954 году к ней приехала мать.
После многократных попыток поступить в институт упорную Елену всё же приняли в ВУЗ, после окончания она получила специальность инженера.
Вышла замуж за лётчика. Но жили они бедно и по этой причине Елена не решилась завести ребёнка.

Галина Кузьменко, до замужества носила имя Авдотья.  Но  Нестор Махно называл ей именем Галина, которое она получила официально после замужества.
Любимая женщина и соратница Нестора Ивановича Махно прожила 82 год
Она умерла в 1978 году.

Своей реабилитации Елена Михненко дождалась только к 67 годам. Умерла дочь Махно на 71 году жизни в январе 1993 года.

Их могилы находятся на кладбище  нынешнего Тараза, который до переименования носил название  г. Джамбул. 
Елена подхоронена к матери  по этой причине номер захоронения обеих 6069.


Нестор Махно  эмигрировавший из образовавшейся советской республики репрессий избежал. Зато его арестованные и этапированные в СССР после Великой Отечественной войны жена и дочь испили эту горькую чашу сполна.

Как пишут историки изучающие биографию Елены Михненко,
" Отец Елены Михненко Нестор Махно был фигурой неоднозначной, а советская власть ещё и намеренно его демонизировала, при том что народная молва, напротив, возводила его в ранг национального героя."
Но об этом не нам судить!


Проклинайте меня, проклинайте

Проклинайте меня, проклинайте,
Если я вам хоть слово солгал,
Вспоминайте меня, вспоминайте,
Я за правду, за вас воевал.

За тебя, угнетенное братство,
За обманутый властью народ.
Ненавидел я чванство и барство,
Был со мной заодно пулемет.

И тачанка, летящая пулей,
Сабли блеск ошалелый подвысь.
Почему ж от меня отвернулись
Вы, кому я отдал свою жизнь?

В моей песни не слова упрека,
Я не смею народ упрекать.
От чего же мне так одиноко,
Не могу рассказать и понять.

Вы простите меня, кто в атаку
Шел со мною и пулей сражен,
Мне б о вас полагалось заплакать,
Но я вижу глаза ваших жен.

Вот они вас отвоют, отплачут 
И лампады не станут гасить...
Ну, а батько не может иначе,
Он умеет не плакать, а мстить.

Вспоминайте меня, вспоминайте,
Я за правду, за вас воевал...

(1921)  Нестор Махно.
 

Фото из интернета -"Махно красиво позирует в 1918 году."


Чому так вийшло Анатолій Сердюк https://www.youtube.com/watch?v=4tHtOro5CGA

Нестор Іванович,
Як Ви повірили
В казку про щастя,
Як Вам наміряли,
Як Вам відміряли
З чорної масті.

Приспів:
А у Гуляйполі,
А у Гуляйполі,
Світяться вишні.
Нестор Іванович,
Нестор Іванович,
Чому так вийшло?..
,,,,,,,,
Нестор Іванович,
Нестор Іванович
Чом така доля,
Що обняла Вас
Земля Парижа -
Не Гуляйполя.

А у Гуляйполі,
А у Гуляйполі,
Журяться вишні.
Нестор Іванович,
Нестор Іванович,
Чому ж так вийшло?
 
 07.02.2024