Актёр театра Таирова - Церетелли Н. М

Ольга Сергеева -Саркисова
    Блистательный актёр Камерного театра,главный герой-любовник  и любимый актёр Москвы театра А.Таирова- Николай Церетелли оставил неизгладимый след в памяти у
 московской публики.Таиров строил свой театр в первую очередь для своей любимой жены и вместе со своей женой, главной актрисой Алисой Коонен.Чувства воодушевляли и подгоняли  в работе.Это был театр больших страстей. Он мечтал соединить балет и драму, и создал первый такой синтетический театр.Так что,это был театр страстей,да ещё каких! Настоящих! И это любовное пламя разгоралось благодаря партнёру Алисы- Николаю Церетелли. Первую роль героя-любовника Николай сыграл публично в 10 лет.Начинал с домашних спектаклей и очень стеснялся.Но постепенно освоился. 
  Первый спектакль "Фамира Кифарэд" на драму И.Анненского оформляла Александра Экстер.Спектакль имел огромный успех.Костюмы героев всех пленили. С этого момента Экстер приобрела огромную известность.«Фамира Кифарэд»(1916)-трагический спектакль о певце, осмелившемся вызвать на состязание муз и терпящем жестокое поражение, был воспринят современниками как вариация на тему судьбы художника, неспособного подняться до соперничества с великими мастерами прошлого. В главной роли дебютировал Николай Церетелли.
Он снимался  и в кино, в фильме "Аэлита".В качестве литературной основы был взят опубликованный незадолго до того и пользовавшийся популярностью у читателя одноименный роман Алексея Толстого.В каждом человеке и читателе,конечно, живёт романтик, мечтатель и фантазёр, поэтому все хотят заглянуть во все уголки вселенной,не ограничиваясь своей планетой."Хотя и тут дел полно", как утверждают герои в конце романа.Но любознательность ведёт...
Первый советский фильм из жанра научной фантастики.«Аэлита» - экранизация научно-фантастического  романа А. Толстого, выполненная Я. Протазановым по всем правилам немого кино в 1924 году.Эскизы костюмов к фильму делала А.Экстер.Главную героиню
 королеву Марса сыграла актриса Юлия Солнцева.
Конечно, главное место займёт женщина в фильме!- французы всегда правы- "Ищите женщину!" Женщина всегда особый космос. Хорошо,что женщины разные бывают, и мы знаем,что всё завершается благополучным возвращением межпланетной экспедиции на Землю.Смотря этот фильм, думайте о том,что это были лишь первые шаги кинематографа. Некоторые сцены мне напомнили Булгакова-"Мастера и Маргариту", а некоторые фильм "Солярис" - везде нравственные проблемы, проблема контакта,готовы ли мы к нему?И насколько? А сцены времён НЕПа прямо отправляют в Москву Булгакова 1930г и в сегодняшнее время.
Некоторые сцены мне напомнили Булгакова-"Мастера и Маргариту", а некоторые фильм "Солярис" - везде проблема контакта,готовы ли мы к нему? А сцены времён НЕПа прямо отправляют в Москву Булгакова.Только вчера посмотрела новую экранизацию "Мастера и Маргарита", в нём нет копийного следования сюжету, больше свободы и своего "Я"внесли создатели,своя интерпретация, это вызывает споры у зрителей.Рекомендую всегда смотреть и читать всё о Булгакове, это всегда особая магия.Ведь произведение из категории вечных ценностей."Мастер"-  интересный образ,созданный неожиданно Цыгановым.Кажется, это его лучшая работа.Внешне даже похож на Булгакова.Это фильм о настоящей любви и сыграна она хорошо. Вслед за Станиславским хочется сказать-"Верю!" И как легко перекидываем мостики в наши дни...актуально до боли.Вот этого как раз не хотят увидеть некоторые зрители и признать, что так оно и есть...Особенно смешно читать "хор" отзывов о фильме людей ,которые его не видели и книгу не читали.Но с жаром обсуждают его "недостатки".Нонсенс! Вспомним ,что это уже неоднократно проходили в истории- вам такие имена- А.Ахматова,Б.Пастернак, И.Бродский,Д.Шостакович, потом А.Тарковский- о чём -то говорят? Как А.Тарковского за его фильмы  "Андрей Рублёв" и "Солярис" столько терроризировали...А академик А.Д Сахаров...какая гнусная сцена была, когда колхозница поливала грязью этого великого человека с трибуны! У меня слёзы были на глазах... такое унижение с подачи Горбачёва и других творцов общественного мнения.Это травля была настоящая.Я перестала уважать Горбачёва с этой минуты.Мне было стыдно за такое поведение нашей власти.Почему мы не извлекаем уроки из истории и наступаем на те же грабли сегодня? Пора опомниться ....
Сюжет известный - популярный писатель на взлёте своей карьеры внезапно оказывается в центре литературного скандала. Спектакль по его пьесе снимают с репертуара, коллеги демонстративно избегают встречи,друзья  исчезают, в считанные дни он превращается в изгоя...  ситуация очень популярная.Можно много вспомнить подобных историй, примеры я привела выше.Имейте своё мнение на все процессы,которые идут в обществе, и в искусстве в частности.Имейте честь не петь в общем "хоре"...   
Сегодня много в  фильме "Аэлита" кажется картонным, наивным,но ведь мир с тех пор сделал огромные шаги,помните об этом. А как играл восхитительно свои две роли в фильме -Николай Церетелли - внук Бухарского эмира, его отец был бухарский принц. Он был необыкновенно красивым, талантливым,убедительным и любимым актером Камерного театра А.Таирова , и главная его жизнь проходила всё-таки в театре.
 Он потрясающий герой- любовник,в чём-то необычный,с удивительной пластикой, в него была влюблена половина Москвы,все расхватывали его фотографии, вешали на стенах или украшали буфеты.Я видела эти фотографии в домах уже после его смерти, его продолжали любить!Вот какой заряд любви он подарил своему зрителю! Когда видела, то вспоминала, как отец рассказывал о его игре с Коонен.Он играл часто с любимой актрисой Таирова и его женой- бельгийкой Алисой Коонен.Она была красива и талантлива необыкновенно.Станиславский очень высоко ценил её талант,она была его любимицей. Он считал,что она должна принести свой талант только театру, не растрачиваясь ни на что. Красивая пара... Алиса и Николай!Все любовались ими.Они сыграли много сцен любви, были всегда партнёрами, второго состава не предвиделось на сцене - это была их жизнь, а не игра.Так любовь не играл никто...Поэтому в театр публика шла за тем,чтобы погрузиться в атмосферу любви, да ещё какой.Любовь ощущалась во всём, даже в воздухе театра с лестницы... Народ толпами шёл в театр,чтобы окунуться в эту волшебную атмосферу необыкновенного счастья и любви, подпитаться ею.В обществе всегда существует нехватка,дефицит любви,запрос на любовь, поэтому такая инъекция всем была на пользу, даже погреться просто у чужого огня...было счастьем для многих. Это была какая-то магия.Таиров понимал это и любил своих главных виновников этого действа, партнеров,но... не мог не понимать что происходит ...Похоже, она была в него влюблена,как и он, но он не мог ответить на её чувства, и держал себя в руках и полном одиночестве. Ведь это был театр Таирова, и они были друзья,она его жена, хотя брак не оформлен официально. с этим приходилось считаться.Возможно она ждала от Николая мужского поступка, но их отношения были как-бы над всей ситуацией.Была в нём надломленность какая-то, напоминал подраненное животное, так всё переживал и носил в себе. Как они играли "Саломею"! Рассказывали потрясающие вещи.В ожидании своего выхода на сцену Алиса и Николай сидели под сценой в специальном колодце,где было очень холодно и ждали своего выхода, она очень мёрзла, коченели руки и лицо, и он свечкой грел ей руки и лицо.Какие были коленопреклонённые отношения.
 Мой отец,большой любитель театра и музыки,совсем молодым юношей слушал Шаляпина,Собинова и много раз Лемешева - нашего великого Ленского из "Евгения Онегина".Его он исполнил 501 раз! Знаком был с Вертинским. Церетелли ему очень нравился, и  он бывал на спектаклях Таирова.Вся Москва говорила, что это волшебный театр любви, так любовь играют только здесь!Все стремились туда попасть.Он вспоминал, что актёрам, не нужно было ничего играть,нужно было просто оставаться самим собой, влюблёнными до кончиков ногтей,и ничего не скрывать- их любовь органично вплеталась в сцены любви в спектаклях. Они просто говорили о своей любви на сцене открыто, а после спектакля возвращались к своей обыденной жизни .Всё менялось местами.Представляю какие муки, и какое напряжение они переживали постоянно.Но нарушить табу они не могли.Было две попытки разойтись в разные стороны, но их тянуло всех друг к другу и они возвращались.Они были уже как одно целое.Так у них всегда на сцене была любовь,... и " Любовь под вязами"( Юджина О.Нила. 1926г.)тоже.
 Это было какое-то жертвоприношение для всех...во имя ИСКУССТВА.Существовал незримо кодекс чести, который блюли и не нарушали. Чего это всем стоило!Все любили друг друга и молчали сообща...топили свою любовь в творчестве.Общество наблюдало за ними, и понимало,что отношения сложные, развиваются в режиме вершин духа,и принимали как идеал, любя их всех.   
Война...1942г .
Во время блокады больные и голодные, в них еле теплилась жизнь, их вывезли в Вятку,его уже на носилках сразу в больницу.
Врач пришла в палату, его не узнала, он был в плохом состоянии,увидела надпись Церетели Н.М  и сказала,- Я очень люблю актера Церетелли Николая Михайловича, вы не его родственник? - Это Я, сказал он, и умер в ту же минуту.Грустная история, которая переплетается со всеми другими историями театра, страны, войны и искусства. Светлая память прекрасному актёру!   
 09.02.24 .