Белорусский волейболист Марченко

Александр Щербаков 5
Считается, что самый демократичный вид спорта, где рост игрока почти не играет никакой роли, является футбол. А вот баскетбол и волейбол считается игрой высоких игроков, причем баскетбол в этом отношении даже более демократичен. Там есть центровые, тяжелые и легкие форварды, которые должны иметь высокий рост, но есть защитники, для которых рост не важен, главное, иметь хороший дриблинг и точный бросок, а еще хорошее видение поля. Таких делают распасовщиками, или плеймейкерами.

А вот волейболисты ростом более ровные, ведь им надо уметь ставить блок и хорошо нападать через сетку высотой 243 см.  Поэтому если в 60-70-е годы еще встречались игроки с ростом чуть выше 180 см, а игроки выше 190 см были редкостью, то в настоящее время рост центральных блокирующих от 205 до 215 см ( самый высокий Заболотников из Белогорья с ростом 219 см), нападающие обычно от 2 метров, лишь либеро невысокие, от 175 до 185 см, главное, чтобы были подвижные и обладали хорошей техникой приема подачи и игры в защите.

Но методики тренировки высокого прыжка неуклонно совершенствуются, и появляются просто прыгучие от природы невысокие игроки, которые успешно играют не только либеро, но и нападающими. Самый известный в настоящее время японский невысокий волейболист Нишида, с ростом 187 см, который снимает мяч на высоте 350 см, т.е. выше на метр высоты сетки.  Наш Виктор Полетаев чуть повыше, 197 см, но снимает мяч на высоте 370 см, когда он находится в форме.  Самый высокий съем мяча в мире зафиксирован у болгарина Матея Казийски – 393 см при росте 202 см.  Но вообще для атаки хватает высоты съема 340-350 см, для блока – 320-330 см.

Белорусский «Шахтёр» уверенно зашёл в российскую суперлигу и на старте сезона уже преподнёс несколько сенсаций. Солигорский клуб обыграл «Кузбасс», «Урал» и «Енисей», и лишь на тай-брейке уступил «Зениту» СПб. А недавно выиграл с сухим счетом – 3:0 у новосибирского «Локомотива». И в этом клубе не последнюю скрипку играет нападающий с ростом 182 см, доигровщик Андрей Марченко, который недавно отметил 26-летие.  Его уже стали называть белорусским Нишида за его фантастически высокий прыжок.

Андрей – вдохновляющий пример для тех, кто считает свой рост недостаточным для профессионального волейбола. Он играет в атаке с ростом 182 см! Ниже него в чемпионате России только либеро. При этом у него лучшая среди крайних нападающих «Шахтёра» реализация атак – 45% (62/137). Ещё он лучший эйсмен команды, а принимает на уровне Жени Гребенникова (56%) – и это топ-5 в суперлиге.

Написать о нем решил после просмотра поединка 17-го тура в Кемерово между местной командой «Кузбасс» и «Шахтером». Это была вторая игра команд в сезоне, первую на тай-брейке выиграл  белорусский клуб – 3:2. И вот снова победа, и в ней в полной красе показал себя этот волейболист. Поискал в интернете о нем материал и наткнулся на недавнее интервью с Андреем Марченко.

В интервью «БО Спорт» Марченко рассказал, как в 22 года перешёл из либеро в доигровщики, хочет ли сыграть за сборную Беларуси и объяснил, в чём сила «Шахтёра»

– Андрей, поздравляю вас с днём рождения! Закатили вечеринку?
– Да куда там! У нас было две тренировки. Принёс тортики в раздевалку, сходили с ребятами в баню. А уже во вторник утром выезжаем в Минск, где в среду примем «Газпром-Югру».

– Вы ожидали, что «Шахтёр» настолько успешно начнёт сезон в чемпионате России?
– Мы понимали, что сможем уверенно играть с середняками и командами из нижней части турнирной таблицы. Но чтобы забирать очки у топ-команд и в каких-то моментах на равных сражаться с лидерами российского волейбола – это для нас самих стало приятным сюрпризом.

– Может быть, соперники пока недооценивают?
– Не исключаю этого, хотя прошло уже немало матчей. Главный тренер казанского «Зенита» Алексей Вербов ещё после первого тура всех предупреждал, что с «Шахтёром» никому легко не будет. Надеюсь, так будет и дальше.

– Какой матч «Шахтёра» на старте сезона считаете лучшим по качеству игры?
– С «Кузбассом» мы хороший волейбол показали, вырвали победу, уступая –4 на тай-брейке. Но всё-таки самая качественная игра, наверное, была в последнем туре с петербургским «Зенитом». Моментами выглядели очень хорошо. К сожалению, невынужденные ошибки в концовках не позволили нам выиграть.

– Максим Богатко дважды подряд ударил в аут при счёте 12:12 на тай-брейке. Должно быть, сильно переживал в раздевалке?
– Конечно, переживал. Но, разумеется, никто не делал его виноватым. У всех бывают ошибки, на его месте мог быть любой другой. Разобрали эти эпизоды и пошли дальше.

– Что вы считаете самыми сильными сторонами «Шахтёра»?
– Прежде всего, защита. В связке с блоком. У нас главный тренер бывший блокирующий, много требует от нас в этом компоненте игры.

– В чем особенности тренера Виктора Бекши?
– Он сторонник жёсткой дисциплины. Требует полной концентрации на тренировках, никаких лишних разговоров – только работа. Если кто-то не готов выкладываться, может и рублем наказать, но такое бывает крайне редко. В целом он может и технику подтянуть, и по тактике хорошо ведёт игру, видит, что надо изменить.

– «Шахтёр» базируется в Солигорске, но домашние матчи проводит в Минске. Тяжело?
– Постоянные разъезды, если честно, выбивают из колеи. Прилетаешь с выезда в Минск, а потом ещё два часа до Солигорска трястись на автобусе. Мы шутим в команде, что у нас выездные домашние туры. Тренируемся у себя на базе в Солигорске, а в Минске, как и соперники, проводим только вечернее опробование и утреннюю тренировку.
Надеюсь, в Солигорске построят зал, и мы сможем радовать жителей города топовым волейболом. Пока клуб организует автобусы для болельщиков. Большая им благодарность, что ездят и поддерживают нас, нам очень приятно. Безусловно, трудности есть из-за отсутствия по-настоящему домашней арены, но само выступление в чемпионате России это перекрывает. Чувствуется, что мы развиваемся, растём от игры к игре. Понятно, что в чемпионате Беларуси конкуренция слабая, серьёзных матчей не хватало. А тут каждый матч – испытание на прочность.

– Кто из соперников пока произвёл самое сильное впечатление?
– Наверное, «Локомотив». Они не дали нам показать свою игру. Настолько чисто играли, что мы не смогли им ничего противопоставить, было очень сложно.

– Как кубинец Давид Фиэль адаптировался в команде?
– Очень хорошо. Он полиглот, знает четыре языка. Кто-то общается с ним на английском, кто-то на польском. Потихонечку и русские слова учит. В принципе, в волейболе на площадке хватает полтора десятка слов.

– Какое вы употребляете чаще всего?
– Ох, надо подумать... Наверное, «обрыв». Обычно перед каждым приёмом напоминаешь ребятам про обрывы – падения мяча после рикошета от троса.

– Вы с ребятами во время матчей изображаете стрельбу из лука. Что это значит?
– Это наша фишка с прошлого сезона. Отмечаем так эйсы. Ни в кого на трибунах не целимся, мишень у нас условная

– Вы родились в селе Черниговка Приморского края. Как потом оказались в Беларуси?
– В Черниговке расположена авиабаза. У меня мама там служила в Вооруженных силах России, а отец был милиционером. Когда они вышли на пенсию в 45 лет, решили переехать в Гомель, поближе к родственникам отца, который родом из Беларуси. Мне тогда было 12–13 лет.

– Получается, у вас  российское гражданство?
– Да, а в Беларуси вид на жительство. При этом спортивное гражданство белорусское.

– Понятно, что сейчас сборная Беларуси отстранена от международных турниров. Но в будущем есть желание за неё сыграть?
– Желание есть. В одно время ходили такие разговоры. Как раз Виктор Иванович Бекша хотел привлечь меня в национальную команду как либеро, но потом главный тренер в сборной поменялся и вся эта история как-то заморозилась.

– Как вы вообще подружились с волейболом?
– У меня отец на любительском уровне играл и постоянно брал меня с собой – так и привил любовь к игре. При этом я лет восемь футболом занимался. Только в восьмом классе решили, что пойду в волейбол. Отец в Гомеле привёл в секцию. Там говорят: «Ой, извините, вы нам не подходите, мальчик очень маленький». У меня рост тогда был 158 см. К счастью, в другой спортивной школе взяли.

.– Как либеро?
– Да. Из-за роста меня не пускали атаковать, хотя мне всегда очень нравилось. Я почти до конца сезона 2019/20 был либеро. Но чувствовал, что не до конца использую свой потенциал. Кроме того, не хватало выхода эмоциям. На тренировках постоянно атаковал, когда была возможность. И вроде неплохо получалось, высота прыжка тоже позволяла играть в нападении. Но в играх не ставили. И вот в конце того сезона в важном матче против гомельской «Энергии» тренер дал шанс. Удалось себя проявить и дальше уже начал выходить в основном составе, хотя в команде были более опытные доигровщики. На следующий сезон уже полноценно стал одним из доигровщиков «Шахтёра».

– Какая у вас высота съема?
– На данный момент на высоте 3 метра 45 см достаю.

– Как натренировали такой прыжок?
– Мне кажется, мне прыжок от отца генетически передался. Он достаточно плотно занимался прыжками в высоту. Плюс в юности была заложена хорошая база. Когда я тренировался в Гомеле у Олега Владимировича Абраменко он после каждой тренировки оставлял и давал сумасшедшие объёмы прыжковой нагрузки. Прыгали очень-очень много.

– Какие-то особенные упражнения?
– Обычные прыжки с низкого приседа через всю площадку. И так по шесть-семь раз. И всё это после основной работы на тренировке. Ещё для прыжков использовали тумбы, барьеры – ничего особенного.

– Российский диагональный Виктор Полетаев страдает из-за своего феноменального прыжка – постоянно проблемы с коленями.
– У меня были две операции на мениске. Делали артроскопию коленного сустава. Но не скажу, что из-за прыжков. Оба раза получал травмы при перемещениях. Щелкнуло колено – и всё.

– «Андрею сложно с ростом 182 см. Это большое напряжение – перепрыгивать оппонентов с ростом 210 см, и вот из-за этого напряжения травмы и бывают», – сказал недавно председатель совета «Шахтёра» Валерий Старцев.
– Микроповреждения, конечно, бывают. От них никто не застрахован. Например, перед матчем с «Уралом» на разминке всё было хорошо, но под конец почувствовал дискомфорт в области бедра. В итоге почти всю игру пропустил. Что касается роста, то понятно, что через Полетаева и Яковлева тяжело в площадку заходить. Какая у них там высота блока? 360 см? Конечно, приходится максимально использовать руки соперников, отыгрываться от них, использовать скидки. Моя задача – хорошо принимать и защищаться, а в атаке не портить.

– Скромничаете: вы – второй бомбардир команды с лучшей реализацией в 45 процентов.
– Да? Не знал. Значит, надо и связующего Алексея Кураша за это поблагодарить. Мы с ним уже четвёртый сезон вместе играем – прекрасно друг друга чувствуем. Мы можем не обговаривать, но он знает, в каких ситуациях мне надо пасовать быстро, а в каких – очень быстро. На задней линии такая же ситуация с Стасом Заборовским – комфортно рядом с ним играть

– Кто из волейболистов вас поражает своей игрой?
– Когда я либерил, мне очень нравились Алексей Вербов и Женя Гребенников. Следил за ними, равнялся на них. Плюс всегда восхищался Сергеем Тетюхиным. Когда начал играть в доигровке, начал больше присматриваться уже к игрокам этого амплуа. Кого-то одного сложно выделить. Хотя… Очень понравился Урош Ковачевич из «Урала». Очень техничный, хорошо видит блок. Классный доигровщик с общей игрой, приятно было за ним наблюдать.

– Два сезона в «Шахтёре» вы играли вместе с Владиславом Бабкевичем. Какие изменения видите в его игре?
– В Беларуси ему пасовали высокие парашюты, и он без проблем забивал поверх блока против любых соперников. Атаки с быстрых передач у него тяжело шли. Может быть, Сергей Гранкин сказал, что это не дело так атаковать? В «Факеле» Влад добавил в скорости и научился играть быстро. Развивается, молодец, рад за него.

– Кто сейчас главная звезда белорусского волейбола – Бабкевич или Владислав Давыскиба из «Модены»?
– Затрудняюсь сказать, тяжёлый выбор. Два очень хороших, но разных игрока. Бабкевич с акцентом на атаку, Давыскиба более разносторонний, с общей игрой.

– Вы всю карьеру играете в «Шахтёре». Были моменты, когда могли уйти?
– Частенько звали в другие белорусские клубы, когда был вторым либеро в «Шахтёре». Конечно, играть хотелось, но не отпустили. Ещё как-то в Португалии был вариант.

– Что, если позовут в российский клуб?
– У меня контракт с «Шахтёром» до 2026 года. Не вижу смысла фантазировать. Сейчас хочется как можно выше подняться в турнирной таблице суперлиги с «Шахтёром».

– В России профессиональные волейболисты достаточно состоятельные. А в Беларуси?
– К сожалению, нет. Серьёзные контракты разве что в нашем клубе. Поэтому многие ребята при первой же возможности уезжают за границу.

– По идее вы должны быть главной звездой «Шахтёра», учитывая, что ваша супруга Алеся – пресс-атташе клуба.
– Я наоборот прошу её меньше про меня писать, чтобы не было таких разговоров, что она меня раскручивает. Тем более, я помог ей стать частью клуба. Пришёл к Валерию Николаевичу Старцеву и сказал, что есть специалист, который подтянет наши социальные сети, которые тогда находились в упадке. Пока все довольны этим сотрудничеством, чему я очень рад.

– Как вы познакомились?
– Через социальные сети, ещё в Гомеле. Я сразу понял, что это мой человек. Потом потихонечку начали встречаться, завязались отношения. Спустя три года, минувшим летом сыграли свадьбу

– Вы говорили, что занимались футболом. Сохранили любовь к этому виду спорта?
– Сам поиграть люблю, а вот смотрю только какие-то суперматчи в Лиге чемпионов. В основном с участием мадридского «Реала». Ну и решающие матчи чемпионатов Европы и мира, конечно. Очень хочу сходить на матч КХЛ в Минске, но всё никак получается.

– Что для вас лучший отдых?
– Обожаю рыбалку. Могу рыбачить неделями! Самый большой улов – лещ на 2,5 кг и карп на 3 кг. Пока белую рыбу ловлю. Я из тех, кто ловит, но не ест – обычно отпускаю рыбу.

– Ещё рыбаки есть в команде?
– Со Стасом Заборовским вместе рыбачим. В этом сезоне Роман Егоров к нам присоединился. Вот он больше по хищнику специалист, начал и меня учить. Обычно я ловлю на фидер. Оснастка состоит из кормушки, совмещённой с грузилом и поводком с крючком. На хищника уже нужна блесна, приманки силиконовые, вертушечки. Есть желание как-нибудь в Астрахань съездить на рыбалку, но пока времени не хватает. Может, получится после этого сезона.

ДОСЬЕ «БО Спорт»
Андрей МАРЧЕНКО
Амплуа: доигровщик
Рост: 182 см

Дата рождения: 27 ноября 1997 года

Место рождения: Черниговка (Приморский край)

Карьера:
«Шахтёр» (Солигорск, Беларусь) – с сезона 2015/16.

Достижения:
 чемпион Беларуси (2017–2023), обладатель Кубка Беларуси (2019–2023), обладатель Суперкубка Беларуси (2018, 2019, 2020, 2022).

Индивидуальные награды:
MVP чемпионата Беларуси (2022), MVP Кубка Беларуси (2022, 2023).