Высота

Сергей Баев 9
 Вокруг Томска сплошные леса: берёзовые рощи, осинники, сосновые боры и кедрачи,
одним словом - тайга. Кедровые шишки созревают в сентябре и сами падают на землю, ходи собирай.
В это время в кедрачах наступает настоящая лихорадка - все от мала до велика устремляются на сбор шишек. Организуются целые артели для добычи кедровых орехов. Артели и сезонные бригады добывают орехи в промышленных масштабах - тоннами. Кедровые орехи довольно полезный и продукт, достаточно сказать, что из них делают оздоровительные мази и настойки, также их сдают на маслобойню или в торговые сети, получая приличные деньги.
Недалеко от кедрача находилась деревня Воронино - обычная деревня средних
размеров, каких в России миллионы.
...Глава семейства Никанор Гурьянович вышел во двор и подозвал старшего сына Алексея, которому хоть и было всего пятнадцать, но он считался уже вполне самостоятельным и выполнял любую работу по хозяйству: "Лёшка, бери кобылу с телегой и езжай на дальний покос, что за кедрачом, найдёшь наш стог, красной лентой помеченный, нагреби полный воз сена и назад домой".
- Я понял, папаня.
- Через кедрач будешь ехать, голову береги, шишки падают, как камни.
Ходить среди кедров и собирать упавшие шишки, занятие муторное и долгое, поэтому
охотники до кедровых шишек выбирали самого смелого и запускали на кедр, где тот лез вверх и стучал толстой палкой по стволу и веткам, чтобы сбить больше шишек. Теперь шишки падали на землю, как дождь. Лазанье по кедрам довольно опасное занятие, ведь кедры деревья высокие, до сорока метров, можно элементарно упасть и сломать себе шею.
Каждую осень по всей Сибири хоронили десятки мальчишек - смельчаков, по
неосторожности свалившихся с кедров и разбившихся насмерть.
Алёшка нашёл нужный стог и принялся набрасывать в телегу сено. Когда
образовалась целая копна, он отложил в сторону вилы, вытер пот со лба, попил водички и двинулся в обратный путь.
Мы доехали на автобусе до окраины города и пошли в лес в поисках кедрача. Поиски
были недолгими, поскольку кедры были повсюду.
Я как самый смелый взял толстую палку и полез на самый высокий кедр, сплошь
увешанный шишками. Продвигаясь вверх, я стучал палкой по стволу, по веткам, отчего шишки дождём сыпались на землю, где мои друзья собирали их в мешки.
Технология добывания кедровых орехов была довольно простой, отработанной веками:
шишки ссыпали в ведро с водой, добавляли обычную траву и ставили его на костёр. В
процессе варки трава впитывала смолу, которые теперь легко шелушились, затем шишки прогоняли через специальную деревянную мясорубку, отделяя шелуху от орехов. Удачей считался день, когда каждый из нас приносил домой мешок орехов.
Проезжая по кедрачу, Алексей опустил вожжи и прислушался: шишки с шумом ударялись о землю, застилая хвою. Он поправил копну сена и поехал дальше.
Я почти достиг верхушки кедра, когда поднялся сильный ветер, гнувший макушку в
разные стороны и пытавшийся непременно сломать её. Я намертво вцепился в макушку
кедра одной рукой, а другой изо всех сил лупил по веткам. В этот момент макушка таки подломилась, и я повис на высоте десятиэтажного дома в ожидании смертельного исхода. И тут я вместе с макушкой стремительно полетел вниз, цепляясь за ветки. Очевидно от страха я на пару секунд потерял сознание и очнулся на
стоге сена, невероятным образом оказавшегося именно под моим кедром.
Алексей на шум оглянулся, ясными глазами посмотрел на меня и серьёзно произнёс:
"Везёт тебе, паря. А если бы я проехал раньше?".
Цыганка держала слово и оберегала мою жизнь от трагических неприятностей, подослав деревенского паренька на телеге в нужный момент...