Дракошки Февраль Про кино

Аркадий Куратёв
Сохраняя связь с написанным в прошлом месяце постом, отмечаю, что новых героев на горизонте не обозначилось. Особенных событий тоже – тягомотина войны продолжается.  Молох, казалось бы, отвергнутый навеки, вновь очнулся и требует жертв. Ничего другого ему не нужно. Жертвы есть. Возможно, в будущем места нынешних кровопролитий и выжженных пространств вновь окрестят «геенной огненной». Или ещё как - нибудь.

Но мне хочется сегодня поговорить про кино, которое во времена оны (уточняю - когда продавали вкусный пломбир в крупных магазинах Москвы), было не просто зрелищем, но и культурным событием для любого обывателя. Поход в кино занимал особое место, ибо за не высокую плату доступно было получить большое впечатление от увиденного. Плюс увлечь этим действом девушку, жену, друзей, коллег.
Нынешний гевалт или гвалт от свежего фильма «Мастер и Маргарита» меня, как продвинутого (можно так себя назвать?) кинозрителя, удивляет. Не сильно - а самую малость - и вот почему. Когда походы в кинотеатр были в чести, я никогда не шел смотреть недавно вышедший фильм сразу. За малым исключением, вроде фильмов Гайдая, которые смотрел довольно скоро вместе с друзьями.
А вот «Белое солнце пустыни», помню как сейчас, смотрел в полупустом зале московского кинотеатра «Алмаз» на Шаболовке, когда страсти по нему поутихли. Место в семидесятых годах минувшего столетия своеобразное: совсем рядом находились Донской монастырь да крематорий с колумбарием. Серое место. Тот самый случай, когда смотреть и внимать происходящему на экране, надо было лишь самому. И впечатлением делиться только с самим собой. И было чем: реплика таможенника Верещагина «Мне за державу обидно» врезавшись в память тогда и сохранилась до сей поры.
Много позже, после перестройки, я наведывался в Москву на день: приезжал утренним поездом с купленным билетом на вечерний обратный рейс до Минска. Всякий раз созванивался с Мишей Борисовым. Встречались в зависимости от его занятости в Щукинском училище. В один из таких приездов пошли на премьеру «Возвращения броненосца» Г.Полоки в кинотеатр «Художественный» на Арбатской площади, только что переживший обновление. До начала стояли в фойе; в один из моментов Миша сказал: «Смотри, вон идет гениальный Владимир Яковлевич Мотыль». Он обратил на нас внимание, подошел и тепло поздоровался – Михаила он знал, а я до сих пор вспоминаю этот момент с благоговением. К тому времени «Белое солнце пустыни» стал уже признанным шедевром. Чуть позже я узнал, что выдающийся мастер родом из небольшого городка Лепель в Беларуси. Как бы земляк.
Знаменитую «Операцию Ы» я пошел смотреть после выступления в институте какого-то высокого чина из МВД. Как бы оправдываясь, он заметил, что после выхода фильма «пятнадцатисуточников» так обильно – первое, второе и компот – уже не кормят. Верный вывод или нет сделали работники аппарата МВД -  судить не берусь.
Помню двухсерийный черно-белый фильм «Андрей Рублев» Тарковского в кинотеатре «Россия» на Пушкинской площади. Это было приобщение к высокому искусству, простое и прочное. Зал сидел молча, терпеливо и смотрел на экран. Ни попкорна, ни семечек, ни сигналов мобилок! Трудно такое представить, да?

К чему я всё это? Знаете, индивидуальность создаётся, когда сам человек понимает, какие ценности в жизни для него необходимы. А жизнь предоставляет возможность приобщиться к этим ценностям. Я думаю, что такие возможности уже в прошлом, вместе с вкусным пломбиром. Приведение же многих к алтарю заранее определенных ценностей – ложный путь, хотя и довольно легкий. Но только на первый взгляд.

Отклонюсь от темы: Ленину нынче многое ставят в вину. Однако заслужил ли он такой муки после смерти, как показ его тела всем любителям впечатлений – не уверен. На мой взгляд, это глумление над усопшим.
А «Мастер и Маргарита», думаю, меня дождется -  когда-то же уляжется шумиха.