Реглан, макинтош и кардиган. Охота на слова

Александр Ерошкин
Речь пойдёт не о моде, а об участниках Крымской войны, по сути Первой мировой войны объединённого Запада против Русского мира. Впрочем, и о моде тоже.

Фицрой Джеймс Генри Сомерсет, 1–й барон Реглан (в некоторых изданиях - РАГЛАН), фельдмаршал  (30 сентября 1788 - 28 июня 1855), известный до 1852 года как лорд Фицрой Сомерсет, офицер британской армии.

В 1807 году был прикомандирован к посольству Великобритании в Константинополе (посол сэр Артур Пэджет).

5 мая 1808 купил должность командира роты в 6-м гарнизонном батальоне, а 18 августа того же года перевёлся в 43-й пехотный полк.

В следующем году он принял участие в экспедиции в Португалию и, пока шла война на Пиренейском полуострове, был   адъютантом при генерале А. Уэлсли, будущем герцоге Веллингтоне. Участвовал в битве при Вимейру, при Талавере, при Бусаку и во многих других.

В битве при Ватерлоо 18 июня 1815 года был серьёзно ранен. Ему ампутировали правую руку. 28 августа по рекомендации Веллингтона был назначен адъютантом принца-регента (будущего короля Георга IV) с производством в полковники (постоянный чин). Сомерсет вернулся в Париж в качестве секретаря посольства Великобритании во Франции и оставался во Франции до конца 1818 года, хотя войска союзников покинули её территорию.

Хочу обратить особое внимание на последний факт: основную тяжесть в борьбе с Наполеоном вынесла Россия, а дивиденды от войны достались Великобритании. И так было много раз.

Сомерсет сопровождал делегацию Великобритании во главе с Веллингтоном на Веронском конгрессе в 1822 году.

В январе 1823 года был послан в Испанию с целью предотвращения французской интервенции в связи с конституционным кризисом в этой стране. Реглан провёл два месяца при королевском дворе в Мадриде, но не добился ощутимых успехов для британской дипломатии.

27 мая 1825 получил чин генерал-майора.

В 1826 году в свите герцога Веллингтона побывал в Санкт-Петербурге на  переговорах  между Россией и Великобританией по совместным действиям против Порты для освобождения Греции от османского ига.

После смерти герцога Йоркского (22 января 1827), Веллингтон был назначен Главнокомандующим британской армией (Commander-in-Chief), а Сомерсет на четверть века занял должность военного секретаря Главнокомандующего. Веллингтон описывал Сомерсета как человека, «который не солгал бы для того, чтобы сохранить себе жизнь» ('a man who wouldn’t tell a lie to save his life').

19 ноября 1830 года Сомерсет был назначен почётным полковником 53-го пехотного полка (53rd Foot). 28 июня 1838 года произведён в генерал-лейтенанты.

24 сентября 1852 года стал Рыцарем Большого креста ордена Бани. 11 октября 1852 лорд Фицрой Сомерсет был произведён в пэрство под титулом барон Реглан и стал тайным советником.

Лорд Реглан также был назначен на пост генерал-фельдцейхмейстера, который ранее занимал Генри Хардинг, 1-й виконт Хардинг, назначенный после смерти Веллингтона на пост Главнокомандующего британскими войсками.

21 февраля 1854 года Реглан был произведён в полные генералы и принял начальство над английскими войсками, посланными воевать против России, сохранив его до самой смерти. Реглан был произведён в фельдмаршалы 5 ноября 1854 года.

Командующего  британскими войсками отправили в Крым в 1854 году для защиты Константинополя, естественно, от российского флота на Чёрном море  и ему приказано осадить российский порт Севастополь.

Первые попытки союзников захватить порт и крепость Севастополя, главной военно-морской базы России на Черном море, были почти успешными.  Сражение союзников при Альме было успешным,  русский генерал Меншиков не смог остановить продвижение союзников к их стратегической цели.

Битва при Балаклаве состоялась 25 октября 1854 года. Русские разделили свои силы. Оборонявшийся на осадных рубежах союзников флот в первую очередь обеспечивал значительную статичную оборону города, а угрожавшей союзникам извне была мобильная армия под командованием генерала Меншикова.

Союзники решили отказаться от немедленного штурма Севастополя и приготовились к длительной осаде. Британцы под командованием  лорда Реглана и французы под командованием Канробера  расположили свои войска к югу от порта на полуострове Херсонес: французская армия заняла залив Камиеш на западном побережье, в то время как британцы двинулись к южному порту Балаклава. Такая позиция обязывала британцев защищать правый фланг, а у Реглана было недостаточно войск. Воспользовавшись этим, русский генерал Липранди с примерно 25 000 человек приготовился атаковать укрепления вокруг Балаклавы, надеясь нарушить цепочку снабжения между британской базой и их осадными рубежами.

Сражение началось с атаки русской артиллерии и пехоты на османские  редуты, которые образовывали первую линию обороны Балаклавы на Воронцовских высотах. Османские войска первоначально сопротивлялись российским атакам, но из-за отсутствия поддержки в конечном итоге были вынуждены отступить. Когда редуты пали, русская кавалерия двинулась на вторую линию обороны в Южной долине, удерживаемую османским и британским 93-м горным полком в том, что стало известно как "Тонкая красная линия". Эта линия удержала и отразила атаку; как и британская тяжелая бригада генерала Джеймса Скарлетта, которая атаковала и отбила большую часть кавалерийского наступления, вынудив русских перейти к обороне. Однако последняя атака кавалерии союзников, вызванная неверно истолкованным приказом Реглана, привела к одному из самых известных и злополучных событий в британской военной истории - атаке Легкой бригады.

Лорд Реглан был чрезвычайно разгневан утратой девяти английских орудий в начале сражения, исправить положение поручили элитной британской лёгкой коннице, она выполнила задачу, но при возвращении оказалась под огнём русских батарей с двух сторон. Трагедию потом превратят на бумаге в доблесть, опоэтизируют и воспоют так, что безграмотные министры обороны в ХХI  веке будут грозить Путину повторением этой атаки.

А командующего английскими силами в Крыму ждал бесславный конец. Полководец, ещё в молодости лишившийся правой руки в битве при Ватерлоо и подаривший своё имя новому виду рукава одежды, позволявшему скрыть этот недостаток, на фоне депрессии вскоре заразится дизентерией и умрёт чуть ли не от поноса. Говорят, что во время Крымской войны Реглан ещё раз обогатил моду, введя «балаклаву» – вязаный шлем, закрывающий лицо.


В 1854 году известный английский химик и фабрикант Макинтош предложил для захвата Севастополя подвести к береговым укреплениям города специальные суда, которые извергли бы при помощи придуманных им приспособлений большое количество веществ, воспламеняющихся от соприкосновения с кислородом, «следствием чего будет,;— как писал Макинтош, — образование густого черного, удушливого тумана или чада, который обнимает форт или батарею, проникая в амбразуры и казематы и прогоняя артиллеристов и всех находящихся внутри».

В случае применения этого способа в борьбе с флотом противника корабли, по замыслу Макинтоша, должны были мгновенно охватываться «пламенем и удушающим черным чадом, быстро истребляя живущие существа».

Макинтош разработал применение своих изобретений и против неприятеля, расположенного лагерем: «Стреляя моими бомбами и ракетами, в особенности теми, которые начинены мгновенно возгорающимся составом, легко произвести общий пожар и истребление людей и материалов, обратив весь лагерь в обширное море огня».

Английское военное министерство провело испытания предложенных снарядов, обратив главное внимание на применение их при действиях на судне, и выдало Макинтошу патент на его изобретение.

Уже после Крымской войны, цинично повествуя об этих «планах», газета «Mechanic’s Magazine» писала: «Можно называть употребление таких снарядов бесчеловечным и противным обыкновениям просвещенной войны, но… если, однако ж, люди хотят воевать, то чем смертельнее и истребительнее способы войны, тем лучше».

Однако британский кабинет не пошел на применение отравляющих веществ (ОВ) под Севастополем.

Английский лорд Кардиган тоже участник  Крымской войны.

Джеймс Томас Браднелл, 7-й граф Кардиган, а  с 14 августа 1837  лорд Кардиган (англ. James Thomas Brudenell, 7th Earl of Cardigan; (16 октября 1797 — 28 марта 1868) — британский военачальник, участник Крымской войны, генерал-лейтенант (1861). Из Википедии

В июне 1854 года Кардиган был назначен начальником лёгкой кавалерийской бригады с элитными скакунами (The Light Brigade), отправленной в Крым. С ней он в сражении при Балаклаве 13 (25) октября  произвёл свою знаменитую атаку, весьма блистательную вначале, но закончившуюся полным разгромом его бригады, потерявшей около половины людей.

Английский поэт Альфред Теннисон написал об этом очень известное в англоязычных странах стихотворение «Атака бригады лёгкой кавалерии» (англ. The Charge of the Light Brigade).

Альфред Теннисон
(1809 – 1892)

АТАКА ЛЕГКОЙ БРИГАДЫ

(Посвящается атаке британской легкой кавалерийской бригады под Балаклавой во время Крымской войны 25 октября 1854 года).

Две мили, две мили
До русских высот,
Долиною смерти
Скакали шестьсот.
Он молвил: «На пушки,
Бригада, вперёд!»
Долиною смерти
Скакали шестьсот.

«Вперёд, кавалерия!»
В чем был расчет,
Ведь каждый из них
Знал, что скоро умрет?
На этот вопрос нет ответа, зачем
Под шквальным огнем погибнуть им всем.
Но отдан приказ и время не ждёт –
Долиною смерти
Скакали шестьсот.

Пушки бьют справа,
Пушки бьют слева,
Пушки бью прямо
По ним – но вперёд
Легкая мчалась в атаку бригада.
Право, нужна ли такая бравада?
В челюсти смерти,
Прямо в пасть ада
Скакали шестьсот.

Их сабли сверкали при свете зари.
Сперва сделай дело, а после – умри!
Весь мир удивлялся, держу я пари,
В то время, когда
Они мчали вперёд
В кромешном дыму – их выбор таков –
Сквозь линию русских под взмахи клинков,
Сотню казачью
Пуская в расход.
А после, познав гнев ударных полков,
Назад понеслись,
Но уже не шестьсот.
 
Пушки бьют справа,
Пушки бьют слева,
Пушки бью сзади,
Сейчас их сметёт.
Легкая прочь отступала бригада.
Конь и герой пали жертвой снаряда.
Те, кто сражались бесстрашно, как надо,
Мчались назад
Из кромешного ада –
Всё, что осталось
От шестисот.

Разве их слава померкнет во мраке
Тех, кто погиб в этой дикой атаке?
Слава о них никогда не умрёт.
Честь и хвала геройской бригаде.
Там в небесах в боевом авангарде
Мчат благородных шестьсот.

А лорду Кардигану  приписывается изобретение вязаного жакета на пуговицах и без воротника, который поддевался под форменный мундир, так называемого свитера «кардиган», а ещё лорду Кардигану, как и лорду Реглану, приписывают появление  тёплого головного убора с вырезами для глаз  - балаклавы.