K Элизе Бетховена с верным произношением-II

Владимир Дунин
"К Элизе" Бетховена с верным произношением музыкальных слов (ВИДЕО)

Я собираюсь поместить здесь серию видеозаписей - уроков, поэтапно показывающих практическую работу над музыкальным произведением. Все принципы этой работы применимы к работе и над любой другой музыкой любого жанра. Текст статьи будет так же вновь и вновь дополняться и обновляться, а в примечаниях я буду отвечать на ЛЮБЫЕ вопросы моих читателей. Прошу задавать мне эти вопросы и следить за продолжением моей работы над данной темой.


                Часть 2-я
    
Музыка - это один из человеческих языков, один из видов человеческой речи. Такой же, как, например, Английский, Немецкий, Французский и любой другой. А что такое человеческая речь (и в том числе - музыка)?
Это - определенные звуки определенной  силы (интенсивности),  организованные определенным образом  во времени.

 Современное образование  не говорит ни одного слова об ИНТЕНСИВНОСТИ. Поэтому большинству людей это слово совершенно незнакомо.  Ничего сложного в этом понятии нет.  Интенсивность - это просто сила данного звука в сравнении с соседними звуками - предыдущими и последующими.  В разговорной речи интенсивность называют ударением.

 Но в музыке ударение (интенсивность) может быть не только «положительным»,  то есть «громче ударяемым», но также и «отрицательным», иначе говоря, смягчением данной ноты.   И  вот тут уж слово ударение к смягчённой ноте ну никак не подходит,  лучше все-таки говорить в этом случае об её "низкой интенсивности".  Ученики обычно прекрасно понимают вместо  слова "интенсивность" другое слово - "температура ноты".  То есть, одна  нота у нас горячая,  другая тёплая, а следующая - и вообще холодная.

Но лучше всего для понимания и восприятия самой идеи интенсивности работают картинки и цифры.  Об этом у меня на Интернете в открытом пользовании опубликована специальная статья - http://proza.ru/2016/07/25/958


Для того, чтобы у нас не было путаницы между понятиями ГРОМКОСТЬ (ДИНАМИКА) и ИНТЕНСИВНОСТЬ, привожу пример с "исполнением" слова "Подмосковье":

FF - fortissimo - очень громко = " П О Д М О С К О В Ь Е "
F — forte - громко, =  "ПОДМОСКОВЬЕ"
P — piano - тихо =   "Подмосковье"
PP —  pianissimo - очень тихо = "подмосковье".

Это всё у нас было  О ДИНАМИКЕ, О ГРОМКОСТИ,


А теперь об интенсивности:

П-О-дмосковье, Подм-О-сковье, Подмосковь-Е, и, наконец, Подмоск-О-вье.

Вот это уже об   ИНТЕНСИВНОСТИ.

Ну и что же важнее для человеческой речи (музыки): громкость или интенсивность? Конечно же, интенсивность. Слова можно говорить с любой громкостью, но только с одной, единственно верной интенсивностью.

Человеческая речь - это определённые звуки, определённой интенсивности  организованные во времени.  Музыка - это просто один из видов человеческой речи.  Особенность применяемых в музыкальном языке «определенных звуков» лишь в их несущей смысловую нагрузку различной, точно указанной (фиксированной) высоте - частоте звуковых колебаний.
В разговорной же речи высота звуков тоже имеет смысловое значение («повысив голос», «понизив голос»), но она не фиксирована с такой точностью, как в музыке.

Мы не можем говорить по-английски или по-русски, используя при этом звуки какого-то иного языка, к примеру, африканского племени Тсвана со щелчками языком или  китайского языка с его четырьмя тональностями.

Мы не можем произвольно менять организацию звуков во времени,  то есть говорить вместо "мама" - "амма" или "видримасгор" вместо "вид Рима с гор".

Точно так же мы не можем произвольно менять интенсивность (ударения) в словах и произносить «зАмок» вместо «замОк», «передОхнуть» вместо «передохнУть», «плАчу» вместо «плачУ», и т.п.

Но в науке о музыке, и в музыкальном образовании интенсивность (ударения) просто напрочь отсутствуют.   Их «НЕТ от слова совсем», как сейчас говорят.

Попросите ЛЮБОГО учителя музыки любого уровня пометить для вас в нотах любого популярного произведения (к примеру "Чижика-Пыжика"): какую именно ноту следует играть громче, а какую тише, и насколько именно. Он(она) непременно откажется  и скажет,  что это сделать вообще невозможно.  Хотя любой начинашка 6-7 лет в моём классе делает это безо всяких затруднений.