"К Элизе" Бетховена с верным произношением музыкальных слов (ВИДЕО)
Я собираюсь поместить здесь серию видеозаписей - уроков, поэтапно показывающих практическую работу над музыкальным произведением. Все принципы этой работы применимы к работе и над любой другой музыкой любого жанра. Текст статьи будет так же вновь и вновь дополняться и обновляться, а в примечаниях я буду отвечать на ЛЮБЫЕ вопросы моих читателей. Прошу задавать мне эти вопросы и следить за продолжением моей работы над данной темой.
Часть 2-я
Музыка - это один из человеческих языков, один из видов человеческой речи. Такой же, как, например, Английский, Немецкий, Французский и любой другой. А что такое человеческая речь (и в том числе - музыка)?
Это - определенные звуки определенной силы (интенсивности), организованные определенным образом во времени.
Современное образование не говорит ни одного слова об ИНТЕНСИВНОСТИ. Поэтому большинству людей это слово совершенно незнакомо. Ничего сложного в этом понятии нет. Интенсивность - это просто сила данного звука в сравнении с соседними звуками - предыдущими и последующими. В разговорной речи интенсивность называют ударением.
Но в музыке ударение (интенсивность) может быть не только «положительным», то есть «громче ударяемым», но также и «отрицательным», иначе говоря, смягчением данной ноты. И вот тут уж слово ударение к смягчённой ноте ну никак не подходит, лучше все-таки говорить в этом случае об её "низкой интенсивности". Ученики обычно прекрасно понимают вместо слова "интенсивность" другое слово - "температура ноты". То есть, одна нота у нас горячая, другая тёплая, а следующая - и вообще холодная.
Но лучше всего для понимания и восприятия самой идеи интенсивности работают картинки и цифры. Об этом у меня на Интернете в открытом пользовании опубликована специальная статья - http://proza.ru/2016/07/25/958
Для того, чтобы у нас не было путаницы между понятиями ГРОМКОСТЬ (ДИНАМИКА) и ИНТЕНСИВНОСТЬ, привожу пример с "исполнением" слова "Подмосковье":
FF - fortissimo - очень громко = " П О Д М О С К О В Ь Е "
F — forte - громко, = "ПОДМОСКОВЬЕ"
P — piano - тихо = "Подмосковье"
PP — pianissimo - очень тихо = "подмосковье".
Это всё у нас было О ДИНАМИКЕ, О ГРОМКОСТИ,
А теперь об интенсивности:
П-О-дмосковье, Подм-О-сковье, Подмосковь-Е, и, наконец, Подмоск-О-вье.
Вот это уже об ИНТЕНСИВНОСТИ.
Ну и что же важнее для человеческой речи (музыки): громкость или интенсивность? Конечно же, интенсивность. Слова можно говорить с любой громкостью, но только с одной, единственно верной интенсивностью.
Человеческая речь - это определённые звуки, определённой интенсивности организованные во времени. Музыка - это просто один из видов человеческой речи. Особенность применяемых в музыкальном языке «определенных звуков» лишь в их несущей смысловую нагрузку различной, точно указанной (фиксированной) высоте - частоте звуковых колебаний.
В разговорной же речи высота звуков тоже имеет смысловое значение («повысив голос», «понизив голос»), но она не фиксирована с такой точностью, как в музыке.
Мы не можем говорить по-английски или по-русски, используя при этом звуки какого-то иного языка, к примеру, африканского племени Тсвана со щелчками языком или китайского языка с его четырьмя тональностями.
Мы не можем произвольно менять организацию звуков во времени, то есть говорить вместо "мама" - "амма" или "видримасгор" вместо "вид Рима с гор".
Точно так же мы не можем произвольно менять интенсивность (ударения) в словах и произносить «зАмок» вместо «замОк», «передОхнуть» вместо «передохнУть», «плАчу» вместо «плачУ», и т.п.
Но в науке о музыке, и в музыкальном образовании интенсивность (ударения) просто напрочь отсутствуют. Их «НЕТ от слова совсем», как сейчас говорят.
Попросите ЛЮБОГО учителя музыки любого уровня пометить для вас в нотах любого популярного произведения (к примеру "Чижика-Пыжика"): какую именно ноту следует играть громче, а какую тише, и насколько именно. Он(она) непременно откажется и скажет, что это сделать вообще невозможно. Хотя любой начинашка 6-7 лет в моём классе делает это безо всяких затруднений.