Понятно, что поход не должен являться только средством решения задачи физического воспитания, повышения уровня развития двигательных качеств, умений, навыков бережного отношения к природе, умственного, эстетического и нравственного развития и пр.
Важно, чтобы поход стал и эмоциональным событием, которое запомнится надолго.
Поэтому, мы разрабатывали походы не только по красивым природным местам, где попутно знакомили учеников с окружающим миром, но и предусматривали спортивные игры, состязания, конкурсы. Наиболее запоминающимся стало посвящение в Туристы.
СЦЕНАРИЙ ПРОЦЕДУРЫ ПОСВЯЩЕНИЯ
Полоса препятствий готовилась в секрете от участников вне видимости с места стоянки (поляны). В качестве элементов для преодоления были организованы:
- «Болото». Часть тропы надо пойти, выбирая «кочки» - спилы деревьев, бревно, камень, кусок бересты, связанные плотиком ветки и пр.
- «Пещера». Проползти под натянутой путанкой из веревки.
- «Бум». Перепрыгнуть с помощью тарзанки лужу на тропе (импровизированная лужа – неглубокая яма, выстланная полиэтиленкой и залитая водой).
- «Шкуродерник». Протиснуться между двумя близко растущими стволами.
- «Восхождение». Подъем на холм, поросший кустами дикой вишни, холм небольшой, но, продираться по низкорослым кустам сложно.
- «Кроты» - спуск и подъем из овражка.
И т.п. (все может зависеть от рельефа окружающей местности).
- «Бальзам туристический» – предпоследний этап. Участникам предлагается отведать столовую ложку зачерпнутой из ведра жидкости, под страшные россказни о том, что служит ингредиентом данного варева. В действительности – это кипяченая вода крепко подсоленная с сахаром и лимонной кислотой и мелко растолчёнными таблетками угля.
- «Печать». Заключительный этап. Из крупной картошки вырезается штамп – буква Т, штемпельная подушка из губки смочена разведенной зеленкой. Прошедшему испытание руководитель ставит штампом отметку на лоб: «Поздравляю! Теперь ты настоящий турист!».
На поляне организовано два костра. Один – рядом с началом полосы препятствий. У костра сидит весь отряд с педагогом. «Экзекуторы» (студенты помощники), выбирают по пять человек и уводят на посвящение. В руках у них березовые веточки – подгонять ребят, на тропе, они требуют громко визжать и поторапливаться. Визг слышат, те что сидят у костра в ожидании своей очереди. Это нагнетает обстановку.
На другом конце поляны устроен второй костер, где собираются вместе с одним из организаторов уже посвящённые и ждут остальных, обмениваясь впечатлениями, пьют чаек.
Все дети с восторгом и юмором, даже с гордостью, восприняли эту затею. Но, об иной реакции одного школьника хочется рассказать подробнее.
Когда он в числе первых прошел испытание, то был до глубины души возмущен, что его «клеймили, поставили тавро, как животному» и не хотел сидеть у костра и делиться впечатлениями. Он вернулся к последнему этапу и с нетерпением ждал, когда с последней группой приведут училку и ей тоже шлепнут штампом по лбу. Он был страшно разочарован, когда штамп учительнице поставили на кисти рук, мотивируя тем, что она Руководитель, а для них предусматривается своя процедура.
Это стало поводом задуматься о различиях детских восприятий, и необходимости их учитывать.
О психологических моментах далее http://proza.ru/2024/02/07/1159