Походы со школьниками. 2. Организация движения

Гузэль Ханисламова
     При планировании похода разрабатываются способы подъезда к началу маршрута и пути возвращения с точки окончания маршрута до города (расписание электрички, автобусов и т.п.). Желательно начинать поход со сбора в школе и после завершения дети тоже подвозятся до школы или передаются встречающим родителям на вокзале.

     Необходимо продумать альтернативные пути возвращения, если с предусмотренным для поездки транспортом возникнут проблемы.

     Так, например, во время похода с классом в ашинскую пещеру для подъезда и возвращения была предусмотрена поездка на электричке. Возвращение планировалось с со станции-платформы первой после г. Аши. Во время прощального костра мы услышали страшный взрыв. Это были отголоски всем известной Улу-Телякской трагедии со взрывом двух встречных поездов. Студенты сбегали к железной дороге и вернулись, сказав, что поезда в сторону Уфы стоят.
    
     Утром мы дошли пешком до г. Аши. В городе царила неразбериха. В небе барражировали вертолеты. Подробностей никто не знал. На станции стали собираться другие туристические группы. Мы с классным руководителем отправились сразу в администрацию с просьбой помочь с эвакуацией школьников. Вовремя сообразили! Нас даже бесплатно накормили в столовой, завтраком и выделили персональный автобус (посторонних в автобус не пустили). Так, нам оперативно удалось вывезти школьников. По рассказам других туристов знаем, что некоторым группам пришлось ждать возможности уехать 2-3дня.
    За два дня до этого мы проезжали на электричке по месту, где в лощине скопился газ и произошла трагедия. Возможно, повезло, что в то время не было встречного поезда.
   
     Можно представить, что творилось с родителями. Ведь сначала в СМИ объявили, что взрыв поездов произошел под Ашой.  А сотовых не было, чтобы предупредить, что у нас все в порядке.

    Другой случай с вынужденной эвакуацией пострадавшего произошел во время осеннего похода. Все было предусмотрено. Маршрут хорошо знакомый. За день, с основательным привалом на обед, прошли около 12 км. На ночевку остановились в стационарных домиках агробиостанции БГПУ. Территория ухоженная, есть уличная кухня с печкой со столами и лавками под навесом, спортивная площадка и пр. Когда сидели у вечернего костра и обсуждали приключения дня, одна ученица Лена П. умудрилась угодить ногой в узкое прямоугольное ведро с горячим чаем. Ее быстро повалили, сняли обувь и шерстяной носок. Но на ноге оказался приличный ожег. Вызвать скорую не было возможности, да и доехать до лагеря по грунтовке, не зная дороги она не смогла бы. Руководитель, невзирая на сумерки, отправился напрямик через лес к ближайшей автодороге (в 5-6 км), чтобы поймать попутку до города. (Признаюсь, волновалась за мужа, как он сумеет в лесу в темноте не сбиться с направления).  Мы устроили пострадавшую в сидячем положении на кровать, укрыли место ожога стерильной марлевой салфеткой, под ногу поставили стул. Взрослые до утра по очереди следили за ее состоянием. Рано утром приехал наш руководитель вместе с директором агрбиостанции, который хорошо знал подъезды к станции. Он согласился помочь в эвакуации на собственном личном транспорте. Я с пострадавшей уехала в город. Муж предупредил родителей Лены, они жили в соседнем с нами доме.  По их рекомендации (медиков по специальности) девочку привезли домой, где родители сами определили дальнейшие меры медпомощи. Кстати, родители не стали предъявлять претензий к организации похода, и учительница, к общей радости, не получила взысканий.
     А поход под руководством вернувшегося начальника продолжался дальше. Были проведены все намеченные мероприятия: прохождение полосы препятствий с элементами освоения туртехники (срочно были добавили приемы эвакуации пострадавшего с использованием подручных средств), изучение азов ориентирования на местности, знакомство с вязанием узлов и последующим конкурсом на скорость и правильность вязки, спортивные игры и др.
   
     Случай убедил в необходимости предусматривать кратчайшие пути на случай экстренной эвакуации и еще раз доказал, что в походе должно быть несколько взрослых (в нашем случае это были классный руководитель, два родителя, пять студентов с опытом турпоходов).

РЕЖИМ НА МАРШРУТЕ
    
   В походе с детьми важно правильно распределить время темп и порядок движения группы. Лучше придерживаться простых правил:

- Перекличка перед выходом на маршрут.

- Впереди группы идет руководитель и хронометрист.

- Двигаться лучше колонной по одному. Через 5-7 человек идет взрослый участник, замыкающим, опытный физически сильный турист (в нашем случае взрослый, или студент). Его обязанность – помогать отстающим и никого не оставлять за собой, при необходимости, условленным сигналом (криком, свистом, и т.п.)  он дает знать направляющему о необходимости внеплановой остановки. Школьникам еще раз перед началом перехода напоминают: «Стадом ходят бараны, детсадники ходят парами, туристы ходят строем!».

- За направляющим, в начале цепочки, желательно поставить наиболее слабых участников.

- При движении на маршруте школьники должны находиться друг от друга в пределах видимости.

- Ритмичность движения – одно из главных условий сохранения сил туристов. Крайне нежелателен рваный темп, и совсем не допустим бег.

- Непреложное правило – первая ходка самая короткая (не более 10 минут).
     На первом привале выявляются возникшие проблемы (трет ногу ботинок, мелкие неполадки в экипировке, необходимость подтянуть или расслабить лямки рюкзака, завязать шнурки, перераспределить груз, снять лишнюю одежду и пр.).  Остановка позволяет убедиться в нормальном самочувствии путешественников.

- Для юных туристов желательно сочетать 40-45-минутную ходку и 15-20-минутный привал. Направляющий начинает ходку, медленнее, чем обычно, чтобы втянуться в общий темп. Перед остановкой на привал за 5-10 мин темп стоит постепенно снижать, чтобы перевести сердце и легкие в более спокойный режим работы.

- Время начала привала отмечается по пришедшему к месту привала замыкающего («отмашку» дает хронометрист).


на фото: Привал после первой ходки


О процедуре посвящения в туристы далее  http://proza.ru/2024/02/07/1135