Походы со школьниками. 1. Оргмоменты

Гузэль Ханисламова
     Пока дочка училась в школе мы, родители, помогали организовывать походы. Вот, решили поделиться опытом. Может, он будет полезен другим энтузиастам. Данные воспоминания не претендуют на инструкцию для организатора. Для этого есть нормативные документы, специальные руководства, образовательные инструкторские курсы и пр. 
   
 ОРГМОМЕНТЫ

1. Походы проводили как итог окончания учебного года (начало июня). В случае, когда поход проводился в осенние каникулы, то исключались холодные ночевки в палатках (в нашем случае для ночевок использовались стационарные домики агробиостанции БГПУ).

2. Оптимальными для школьников 6-7 класса были трехдневные походы с двумя ночевками. Руководителям необходимо учитывать нормативы нагрузок (для девочек и юношей), соответствующие данному школьному возрасту.

3. Помимо нас, родителей (2 чел.) и классного руководителя для помощи в проведении похода привлекались студенты Естественно-географического факультета, имевшие опыт участия в выездных полевых практиках, экспедициях и многодневных походах (5-6 человек). Привлечение студентов помогало в переноске тяжелого общественного снаряжения (палатки, ведра, топоры, продовольствие и пр., т.к. есть медицинские ограничения для поднятия груза детьми школьного возраста), в обеспечении безопасности на маршруте, в организации досуга и пр. К тому же студенты, будущие педагоги, тоже получали опыт работы со школьниками.

4. Несмотря на то, что походы со школьниками проводились нами по известным на личном опыте маршрутам, за неделю до выхода с детьми на маршрут проводили рекогносцировку на местности (обычно, в быстром варианте), отбирали места стоянок и ночевок. Иногда выяснялось, что прежде удобная для лагеря поляна загажена выпасом скота, а родник, где планировалось набирать воду загрязнен или подходы к нему вытоптаны скотиной и превращены болотце и пр. Тогда приходилось корректировать маршрут и подбирать другие места для стоянок. Продумывались варианты короткого выхода к транспорту или населенному пункту в случае необходимости эвакуации из-за травмы или непредвиденной ситуации.
Сейчас есть хорошее подспорье для связи – телефон. В нашем случае сотовой связи не было.

5. В походе участвовали все желающие ученики, после медосмотра школьным врачом (нам повезло, детей с мед. отводом и противопоказаниями в классе не было). Единственной проблемой было отсутствие у ребят прививок от клещевого энцефалита. Поэтому маршрут выбирали по местам, не эндемичным по клещевому вирусному энцефалиту (согласовывая с перечнем административных территорий, отнесенных к таковым).

6. Важное внимание уделялось предпоходному инструктажу.
    
ИНСТРУКТАЖ

    Инструктаж с родителями на родительском собрании должен проводиться обязательно под запись. Особенно, в случае оглашения перечня требований к личному снаряжению и экипировке. В этом убедились после первого похода. Кто-то забыл дать головной убор, кто-то засунул в рюкзак маленькую подушку, кто-то отправил ребенка в не разношенной обуви или в босоножках, кто-то сунул в рюкзак кусок жареной курицы (лично подкрепиться в пути), кто-то вместо рюкзака (в крайнем случае, школьного ранца,) отправил «туриста» со спортивной сумкой и т.д, и т.п.
    
     Инструктаж со школьниками тоже обязательно проводится под запись (позже мы стали вдобавок практиковать раздачу распечатанных памяток, что становилось и инструкцией для родителей).
   
     Особое внимание следует уделить требованиям к соблюдению правил поведения в походе (н-р, поведение на тропе, на стоянках, правила приема воды на маршруте, основных запретах  - запрет сидения на голой земле, запрет на покидание лагеря без спроса, запрет на употребление на маршруте ягод, растений, грибов (так, в первом походе «отловили» одного ребенка, который решил съесть в сыром виде сыроежку, мотивируя тем, что название гриба само за себя говорит)  и др. Особое внимание уделялось технике безопасности и правилам поведения на маршруте и в случае, если вдруг отстал от группы  и заблудился и т.п.
    
     Кроме того, непосредственно в день выхода на маршрут в игровой форме «вопрос-ответ» закрепляли знания безопасности и правил поведения (н-р, во время подъезда на электричке, или уже в строю перед первой ходкой).

7. В рамках предпоходной подготовки важно провести распределение индивидуальных обязанностей. Причем, каждый ребенок должен получить свою «должность», желательно с приставкой главный, с объяснением обязанностей с этим связанных. 
Н-р, список специалистов (здесь перечисляется без приставки главный):

1) ШТУРМАН (помогает руководителю маршрута, ведет пересчет участников по прибытии на стоянку – при выходе на маршрут проводит перекличку построения «по порядку номеров рассчитайсь!» и пр.).

2) ХРОНОМЕТРИСТ (отмечает в бортовом журнале время ходок и привалов).

3) МЕДСЕСТРА (организует оказание первой помощи девочкам, несет аптечку с медикаментами, мед. помощь проводится под руководством взрослых).

4)  МЕДБРАТ (организует оказание первой помощи мальчикам, несет аптечку с перевязочным материалом и жгутом, мед. помощь проводится под руководством взрослых).

5)  ФИЗРУК (отвечает за организацию соревнований и подвижных игр, несет необходимое оборудование: мяч, дорожные шашки и шахматы).

6)  МАССОВИК (отвечает за песни у костра, за организацию импровизированных концертов и сценок, за досуг на стоянках).

7)  ДРОВОСЕК (отвечает за наличие дров для приготовления еды, их подготовку, укрытие от дождя и росы, организует сбор дров-валежника участниками похода).

8)  АРХИТЕКТОР ЛАГЕРЯ (распределяет места для установки палаток на стоянках, принимает участие в оборудовании бивака, в тех случаях, когда устанавливается флагшток, отвечает за регламент поднятия флага и пр.).

9)  РЕММАСТЕР (несет ремнабор, оказывает помощь в починке личного и общественного снаряжения).

10). ЭКОЛОГИЧСКИЙ КОНТРОЛЬ (2-3чел., отвечают за соблюдением порядка, организацию уборки мусора и приведение в порядок мест стоянки).

11)  ПОЖАРНЫЙ ОХРАННИК (отвечает за противопожарную безопасность, т.е. организацию кострища и тушение костра при покидании стоянки).

12)  ЛЕТОПИСЕЦ (несет дневник похода, организует письменное фиксирование событий дня, в котором участвуют все желающие).

13)  КЛЕШЕВОЙ СПЕЦНАЗ (2 девочки и 2 мальчика в помощь медбрату и медсестре для организации самообследования от клещей на привалах и проведения обследования участников по приходу на стоянки).

14). ДИРЕКТОР ПОМОЙНОЙ ЯМЫ* (руководит организацией помойной ямы, и ее закапыванием).

15) НАТУРАЛИСТ (ведет фенологические наблюдения и делает заметки для передачи учителю биологии по окончании маршрута, т.е. какие породы деревьев, цветущие растения и грибы характерны для района путешествия).

16)  КАЗНАЧЕЙ (несет походные деньги, ведет учет расходов на маршруте, выдает для оплаты проезда, докупки продуктов, хранит квитанции и проездные билеты.)

18)  ЗАВХОЗ (отвечает за продуктовую раскладку, выдает дежурным продукты, согласно с разработанным меню).

19) ФОТОГРАФ (фиксирует на фото особенности природных достопримечательностей маршрута, основные интересные моменты походной жизни).
 
20) БАРД (умеет играть на гитаре, знает походные и детские песни. В нашем классе не было таких умельцев, и в этой роли выступали студены-туристы, помощники организаторов).
И др.

     В дежурстве по кухне участвуют все по очереди по нескольку человек  (под ненавязчивым присмотром старших).


*Первое время должность вызывала насмешки и не понимание. Но после первого похода титул «Главный начальник помойной ямы» стал восприниматься с юмором и удовольствием. Процедура начиналась с обустройства помойной ямы (в стороне от стоянки вырывалась с помощью лопатки яма). Отряд выстраивался вокруг для торжественного открытия помойной ямы. Начальник произносил речь о необходимости бережного отношения к природе. Обращал внимание на то, что на стоянке уже полно мусора (мы старались останавливаться у старых кострищ, чтобы не засорять новых территорий) и это туристическое варварство. После нас такого не будет! И пр.
Желающие тоже могли высказаться, юмор приветствовался. Потом всем раздавалось по карамельке. Право первым выбросить в яму фантик представлялось начальнику помойной ямы. И затем и остальные выбрасывали в яму свои фантики.
   С этой процедуры Яма считается открытой. Затем ребята участвуют в уборке территории, собирают мусор в яму.  Покидая стоянку, экологический контроль обследует территорию лагеря, отряд участвует в торжественном закрытии (зарывании) ямы, сопровождаемым «пафосными» речами.
     Так, в шуточной и игровой форме формируется бережное отношение к природе.


Об организации движения на маршруте далее http://proza.ru/2024/02/07/1118