Вот это стоят всё вдовы и сироты...

Сергей Туляков
Источник видео: https://www.youtube.com/watch?v=O_xL2zENb4Q

Рассказывает р.Б. Олег:

Раиса подвизалась как Христа ради юродивая. Изображала из себя пьяницу и бомжиху, но таковой на самом деле не являлась. Я с ней дружил… Но это уже было больше двадцати лет назад, я уже не помню, о чём мы с ней разговаривали… я её провожал как-то вот тоже, за ручки мы шли, держались… И с другими отцами… Вот отец Панкратий (он ныне здравствует) с ней, я видел тоже, он очень долго с ней общался, и любил с ней поговорить, это было не пять минут, они долгие беседы проводили. Раиса, говорят (как другие женщины о ней говорили), была очень красивой женщиной. Она упокоилась в 1995 году. Помню, я как-то приехал уже, и её не видел, и никто не… ну, нет так нет… Там вообще был случай такой, что какой-то человек, как будто его взяли с иконы и поставили: в одеждах Иоанна Крестителя, босиком, с длинными волосами… ну, весь чистенький такой… стоял разговаривал с братией… А я проходил мимо, и просто у меня челюсть отпала… Я думаю: ничего себе… что это делается?.. Как он мог добраться до монастыря, чтобы его не арестовали или ещё что…? Ну и мне спокойно сказал помощник благочинного отвести его в столовую, чтобы угостить его. Я отвёл, а он достал из мешка (у него была как котомка такая в старину; ну всё по-старинному) лепёшку свежую, разломил её пополам, и половину скушал сам, а половину — дал мне. Ну и, конечно, он покушал этот борщик постненький, что там было монастырское, он тоже… мы вместе с ним сидели и кушали. Я кушал, и, говоря мирским языком, офигевал, скажем так: что это происходит? Я ли это? Со мной ли это? Хотелось себя ущипнуть. Это был не простой человек, но я не знаю, как он мог в таком виде ходить спокойно по улицам, босиком, во всём чистом, но в старинном одеянии таком, вот, как вот плащ наискось, препоясан… и котомка… длинные волосы, борода… но всё чистое… и босиком. Высокий, красивый, красиво сложен… ну как с иконы сошёл! Но братия с ним спокойно, как ни в чём не бывало, разговаривала. Я не смел у него ничего спросить, я был в таком духовном шоке.

Была ещё Александра, она храм строила «Живоносный источник»… Раскосые глаза у неё были, на чукчу была похожа. Тоже могла наорать на кого-нибудь, якобы пьяная ходила… Как и Рая, и Рая так же. Но со мной они все дружили. И почему-то и в Киево-Печерской лавре, там же тоже много блаженных… И я как-то нарушил пост, думал: ну, ради того, что мы в дороге, там… мы приехали с группой… то угостили меня котлетой, я не отказался… И пошёл в туалет. И прошёл… (вы все же знаете, где в лавре туалет) я мимо хожу и не могу найти… Какая-то [женщина] заметает (ну я ж их уже духовно знаю)… Я говорю: «Я прошу прощения, скажите, вот я обычно нахожу туалет… Я не могу найти…» Она говорит: «Да вот же он!» Раз — у меня тут глаза открываются — и туалет. Она говорит: «В животе у тебя туалет», — и опять заметает. Меня как ошарашило: чувствуется действие какое-то, что она обличила меня. Дошло до меня, когда уже я ехал в автобусе на обратном пути, — вот такой тугодум глупый, представляете? Дошло, что она имела в виду, что я в среду великий, видите ли, путешественник, триста километров от Кропивницкого до Киева проехал — и мне уже котлету подавай в среду! Вот это она обличила.

Мы с Раисой много общались, просто я помню, что я ещё помнил лет десять или пятнадцать назад подробности наших с ней [встреч]. Там были какие-то даже чудесные моменты с ней, но уже прошло слишком много времени… Она жила рядом с монастырём в санатории, за магазином, в холодильнике. Но я не знал, что она там живёт; она меня до остановки — и всё, и дальше меня не пускала: «Всё, — говорит, — иди назад». А я уже наученный, что послушание выше поста и молитвы — всё, я поворачивался и шёл назад.

Говорят, Александра, одной рабе Божией подошла, и когда уже Рая упокоилась, она сказала: «Ты знаешь… я такая же, как Рая…»

И ещё как-то я у батюшки Ионы, где-то в году 2010-м, незадолго до батюшкиного успения, как-то мы один на один остались тоже без никого, и я у него спрашиваю: «Батюшка, ну а что, вот это уже чуть ли не десятилетие люди покупают дома частные… Живут ещё в многоэтажках, но про запас, у кого есть возможность, покупают одноэтажные дома, делают запасы… чтоб, там, огородик был… всем примерно одинаково благословляют… Но ничего не происходит… Это такой бум напрасный, паника, или это достойно внимания?» «Нет, — Батюшка говорит, — это достойно внимания. Нужно готовится». Но он не сказал, что будет. За это мне сказала матушка схиигумения Серафима из Козельщины (Козельщанский Рождество-Богородичный женский монастырь, Украина, Полтавская область, поселок городского типа Козельщина). Тут был период такой, что я был такой “богач”, что у меня был и духовный отец — батюшка Иона, и (ну точно не слабее батюшки Ионы) схиигумения Серафима Козельщанская, как духовная мать. Она подтверждала и укрепляла меня в благословениях Батюшки Ионы, для того, чтобы я больше утвердился в каких-то таких очень важных жизненных вопросах духовных.

Вот у неё было пророчество тоже за вот эти (нынешние — прим.) времена. Один в один всё сказала, только не сказала, с кем война будет. Сказала, что будет война, и много погибнет наших сограждан. Поворачивается и говорит: «Вот это стоят всё вдовы и сироты», — а там много стояло женщин с детьми. Мы так с мамой (мама моя, Фотиния, ещё была жива; Царствие ей Небесное!) ещё так ужаснулись от такого, думали: что же оно может быть…? Это она лет где-то семнадцать тому назад (запись 2024 года — прим.) вот за это (нынешнее — прим.) время говорила. Давно уже упокоилась, и вот это всё сбывается. На краешке мизинчика показывала, говорит: «Вот столько-то осталось… Вот столечко осталось…» И во многих храмах свечи кровоточили: ну как, не кровью именно, а краснело там, где у основания свечи скапливается воск — вот он краснел таким тёмно-кровавым цветом. Это во многих, и на могилке матушки Алипии такое было (тогда ещё была могилка, в те времена; тогда ещё в Голосеевскую пустынь не перенесли её святые мощи)…

Вот это единственный человек, который конкретно сказал за вот эти предстоящие (на тот момент — прим.) времена. И батюшка Иона сказал, что надо запасаться, всё правильно, одноэтажные дома… Ну говорит, что в сёлах много брошенных домов: «заходи и живи», — говорит.

При жизни батюшки Ионы мироточили его фотографии — у меня, а потом и у кума моего (за которого я рассказывал, резчик по дереву). А потом ещё мы узнали у других духовных чад тоже, ну не у всех, но у некоторых были — у кого были батюшки Ионы фотографии, при жизни (представьте, при жизни!) мироточили фотографии.

Ещё важный момент за батюшку Иону. Это не только у меня такое, и у других духовных чад. Мы так как-то переговаривались, такое есть. Значит, то, что Батюшка говорил в своё время, это было непонятно, к чему он говорит… Сейчас уже, спустя годы, в течение этого периода (о чём он сказал, допустим, двадцать или пятнадцать лет назад), через год, через пять лет, через десять лет — в каких-то ситуациях какие-то фразы вдруг вспоминались, и были ответом, на ситуацию, которая происходила в тот момент (а Батюшка к этому моменту уже упокоился). То бишь он прозревал эту ситуацию на десятилетия вперёд, и давал на неё ответ, и этот ответ оказывался спасительным, за который ты ухватываешься и выходишь из этой ситуации благополучно, благодаря сказанному десять лет назад старцем.

В личных беседах Батюшка говорил, чтобы правой рукой не действовать в туалете. И что ширинка — на правую сторону, и что ведро в туалетах ставят по правую руку… А надо левой рукой всё делать, все свои туалетные потребности. Скорее всего, из-за того, что мы крестимся правой рукой — чтобы её не осквернять.

Сетовал, что службы часто в городах, в сёлах сокращают. Очень, говорил, что это Богу не угодно очень сильно.

Говорил, что свечи, желательно, чтобы всегда были восковые. Приводил пример такой (я не знаю, это из его личного опыта, или он за кого-то так рассказывал…), что видел, якобы, что когда зажёг он обычную парафиновую свечу — как будто свиное рыло над ней показалось (духовно). А когда восковую, то голубок спустился и трепетал. И у него при этом слёзы текли из глаз, когда он это рассказывал.

Потом за масло говорил. И показывал, как фитиль должен гореть. Фитиль, говорит, должен ходить в лампадке свободно. Масло наливать исключительно (он пользовался, и нам говорил) “олейной” (ну вот этой, рафинированной). Что она более натуральная и Богу угодна. Т.е. чем более натуральней продукт (имеется в виду съедобный, для человека пригодный в пищу), тем угодней Богу. А то, говорит, там, в остальных маслах много химии всякой, нефти.

Батюшка мне сказал, что послушание имеет такую цену, что кто на послушании даже упокоится, то они, как бы, уже матери не идут на мытарства, а просто как успение у них — что сразу попадают в Царствие Небесное. А почему такой вопрос возник… Мне в монастыре благословили работы на винограднике, там эти шланги таскать очень тяжело было… И вдруг у меня к обеду разошлась температура, такая ломота во всём теле, высокая температура… Я иду к Батюшке, думаю, скажет: ой, бедненький, иди ложись, отдыхай… голубь мой… Ну а Батюшка говорит: «Да не, иди продолжай работать, это враг нападает — он не любит послушания страшно… Труд и послушание не любит… И не бойся. Даже если что-то такое и случится, то (утешил меня таким напутствием) послушники в поту не умирают». Ну и в обед, там, было у меня сорок минут времени после обеда, отец Есфигмен (у него тоже было очень много духовных чад) мне налил кружечку винца монастырского (он занимался вином, отвечал за вино; и я как раз на винограднике, он и за виноградники отвечал, я у него был на послушании), и, по-моему, таблетку аспирина я выпил… И лёг, вот эти сорок минут на лавочке просто полежать… А потом же опять меня на виноградники, надо было до конца (Батюшка сказал до конца всё закончить послушание). И я проснулся (ну как проснулся, в полудрёме таком полежал), встал — и я уже был как новенький. И я нормально закончил. Конечно, тяжело было, ещё ломало тело, но наутро я был полностью здоров. Хотя я знаю себя: если уж у меня началась температура и ломота, то это минимум 3-4-5 дней мне будет плохо. И я думаю, я в монастыре, тут будут за мной ухаживать, там, или что-то… Обычно я полулежачий, если это происходило дома. А тут я уже с утра был как новенькая копейка, с новыми силами, ещё и бо;льшими силами, чем у меня вообще были.

Ну и конечно вычитки… Я ездил со своим другом Игорем (Царствие ему Небесное!), резчик по дереву он. Это Батюшка его кресты носил, наперсный крест это Игорь делал, и крест, с которым он везде ездил, резной такой крест, он на многих видео есть — тоже Игорь делал… Ну он много крестов для Батюшки делал, для духовных чад батюшки Ионы. И вот мы с ним (а это ж мой кум) ездили тоже на вычитку, потому что хотели бросить курить на вычитке. Ну и там, конечно, наслушались такого от этих демонов, они там кричат, как они сражаются за душу каждого человека. Мы были поражены, что человек не имеет такого желания спастись, как бес — погубить. Это вот то, что мы увидели к своему страху и стыду. И он говорил Игорь: «Пойдём страха тоже наберёмся». И вот мы наблюдали этот процесс вычитки, как Батюшка это всё проводил.